Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
suhanov_e_a_grazhdanskoe_pravo_v_4h_tomah / 1. Суханов / 2 Раздел / Глава 8. Юридическая личность коммерческих организаций.doc
Скачиваний:
25
Добавлен:
25.03.2016
Размер:
483.33 Кб
Скачать

Раздел II

Гражданское правоотношение

Юридическая личность коммерческих организаций

Глава 8 § 3 (7)

7. Дочерние и зависимые общества

В развитом рыночном хозяйстве все большее распространение полу­чили своеобразные объединения компаний, в которых одна («материнс­кая») компания так или иначе контролирует деятельность связанных с ней дочерних компаний или даже специально создает их. В немецком праве такие объединения получили название концернов, а в англо-американс­ком — холдингов (от англ. holder — держатель, ибо такие «держательские» компании являются владельцами крупных пакетов акций или долей в уставном капитале многочисленных дочерних корпораций1). Находящи­еся в их составе компании в большинстве случаев, по сути, не имеют или не выражают собственной воли, хотя являются формально независимы­ми и самостоятельными участниками имущественного оборота.

Участие в обществах других коммерческих организаций — обществ и товариществ может привести к тому, что последние, обладая контроль­ным пакетом акций (или большинством долей) и по сути определяя в силу этого все действия контролируемого общества, формально остают­ся в стороне от возможных отрицательных результатов своего руковод­ства, например от последствий неудачно совершенных контролируемым обществом сделок. Ведь если такая рискованная или заведомо невыгод­ная сделка навязывается контролируемому обществу основной, «мате­ринской» компанией, последняя в результате либо получит большую часть дохода, либо предоставит кредиторам имущество дочерней ком­пании, устранившись от всякой ответственности за нанесенные убыт­ки как обычный участник юридического лица (компании). При этом в проигрыше могут оказаться не только потенциальные контрагенты до­чернего общества, но и другие его участники, не контролирующие его деятельность (в частности, оставшиеся в меньшинстве акционеры).

И здесь, таким образом, возникают традиционные для корпора­тивного, в том числе для акционерного, права задачи — защита интересов кредиторов и меньшинства акционеров (других участников контролируемых обществ). Этой проблемы не встает применительно к деятельности товариществ, ибо участвующие в них полные товари-

1 Согласно Временному положению о холдинговых компаниях, создаваемых при преобразовании государственных предприятий в акционерные общества, утвержденному Указом Президента РФ от 16 ноября 1992 г. № 1392 «О мерах по реализации промыш­ленной политики при приватизации государственных предприятий» (Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. № 47. Ст. 2722; СЗ РФ. 1998. № 16. Ст. 1832; 2003. № 13. Ст. 1229), такие компании владеют контрольными пакетами акций других обществ, причем эти послед­ние, в свою очередь, не могут владеть акциями холдинговой компании.

щи всегда несут неограниченную личную ответственность по их долгам (что снимает вопрос о защите интересов кредиторов) и нахо­дятся друг с другом в лично-доверительных отношениях (что снимает вопрос о защите их личных интересов). Поэтому в роли контро­лируемых, дочерних компаний могут выступать только хозяйственные общества. В роли же контролирующих, основных («материнских») компаний могут выступать как общества, так и товарищества.

Решение данной проблемы развитые правопорядка нашли в приз­нании при определенных условиях возможности возложения иму­щественной ответственности по сделкам дочерних компаний не толь­ко на совершившее их юридическое лицо, но и на его участников, реаль­но определявших его действия («материнскую» компанию). Поскольку при этом закон пренебрегает оболочкой юридического лица, призванной не допустить кредиторов к имуществу его участников (учредителей), дан­ная возможность получила наименование «снятия корпоративных покровов»1. В ряде случаев законодательство развитых стран возлагает на «материнскую» компанию обязанность компенсировать дочернему обществу в соответствии с его годовым балансом убытки, понесенные последним в течение хозяйственного года из-за выполнения указаний «материнского» общества, т.е. устанавливает «косвенную ответствен­ность» «материнской» компании перед кредиторами дочернего общества.

Дочерним признается хозяйственное общество, действия которо­го определяются другим (основным) хозяйственным обществом или товариществом либо в силу преобладающего участия последнего в ус­тавном капитале, либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо иным образом (п. 1 ст. 105 ГК; п. 2 ст. 6 Закона об ак­ционерных обществах; п. 2 ст. 6 Закона об обществах с ограниченной ответственностью).

В силу этого взаимоотношения двух компаний могут быть призна­ны взаимоотношениями «материнской» и дочерней компаний при на­личии хотя бы одного из трех условий. Во-первых, речь идет о пре­обладающем участии одной компании в уставном капитале другой, что дает ей решающий голос в управлении делами. Закон не требует при этом наличия заведомо контрольного пакета акций (например, 50%

1 Сама терминология «piercing the corporate veil» («снятие корпоративной маски») пришла из практики судов в отношении «компаний одного лица», иногда недобро­совестно скрывавших имущество учредителя (единственного участника) от его креди­торов. В более широком плане эта проблема стала предметом изучения и получила от­ражение в законодательстве лишь в 70-е гг. XX века (подробнее см.: Кулагин М.И. Государственно-монополистический капитализм и юридическое лицо. С. 145 и ел.).

305