Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
suhanov_e_a_grazhdanskoe_pravo_v_4h_tomah / 4. Суханов / Глава 68. Обязательства из неосновательного обогащения.doc
Скачиваний:
50
Добавлен:
25.03.2016
Размер:
270.34 Кб
Скачать

Раздел XVIII

Внедоговорные (правоохранительные) обязательства

Обязательства из неосновательного обогащения

Глава 68 § 1 (5)

утерянный юридический титул (т.е. вернуть себе неосновательно переданные имущественные права, включая безналичные деньги и «бездокументарные ценные бумаги») только в результате обяза­тельственно-правового иска. Доказательством этому служат правила ст. 1106 ГК, закрепившие, что лицо, передавшее путем уступки требо­вания или иным образом принадлежащее ему право другому лицу на основании несуществующего или недействительного обязательства, вправе требовать восстановления прежнего положения, в том числе возвращения ему документов, удостоверяющих переданное право.

Таким образом, получение приобретателем недолжных имущест­венных выгод за счет потерпевшего влечет последствия, определяю­щие обязательственно-правовую природу отношений между приобре­тателем и потерпевшим.

5. Неосновательное сбережение имущества

Наиболее простой формой сбережения выступает имущественная выгода, возникающая у приобретателя вследствие исполнения лежа­щих на нем обязательств за счет имущества потерпевшего. Речь идет об оплате денежного требования не должником, а другим лицом; ошибочном исполнении обязательства по передаче имущества, за счет имущества принадлежащего не должнику, а третьему лицу.

Самостоятельной формой сбережения имущества является не­основательное обогащение в результате временного использования приобретателем чужого имущества без намерения приобретения юридического титула на него (п. 2 ст. 1005 ГК). Таковы, например, выпас скота на чужом земельном участке или использование чужих подъездных железнодорожных путей без ведома их собственников1. В подобных случаях приобретатель обязан возместить потерпевшему то, что он сберег вследствие такого пользования, причем по цене, существовавшей во время, когда закончилось пользование, и в том месте, где оно происходило.

Аналогично неосновательному обогащению в результате времен­ного использования приобретателем чужого имущества происходит

сбережение имущества в результате незаконного использования авто­рских, патентных и других исключительные прав без согласия облада­телей данных прав, а также посягательства на чужую служебную и коммерческую информацию. При совершении подобных нарушений у незаконного пользователя возникает неосновательное сбережение в результате неуплаты лицензионных платежей за использование изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, товарных знаков, чужой служебной и коммерческой информации, а также неуп­латы вознаграждения за использование авторских и смежных прав1.

Подтверждение сказанному можно найти в норме п. 2 ст. 49 Закона об авторском праве, согласно которой обладатели исклю­чительных прав вправе требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации в двукратном размере стоимости прав на использование произведений или объектов смежных прав, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование произведений или объектов смежных прав.

Вместе с тем в п. 2 ст. 14 Патентного закона, п. 2 ст. 46 Закона о товарных знаках, а также в абз. 2 п. 2 ст. 139 ГК предусмотрена только возможность взыскания убытков, возникших у правообладателей. Од­нако очевидно, что при незаконном использовании исключительных прав патентообладателя, прав на товарный знак, знак обслуживания, чужой служебной и коммерческой информации у нарушителей во всех случаях возникает сбережение имущества в результате неуплаты лицензионных платежей. Оно имеет место независимо от возможного имущественного приращения — дохода, полученного в результате не­законного использования объектов исключительных прав, служебной и коммерческой информации.

Указанные виды неосновательного обогащения, полученные нару­шителями данных исключительных прав, прав на служебную и ком­мерческую информацию в силу отсутствия специального предписания закона должны быть взысканы в пользу потерпевшего по правилам об обязательствах из неосновательного обогащения. В подобных случаях

1 В германской юридической литературе подобную форму неосновательного обогащения называют посягательством на чужие права (Eingriffskondiktion) (см.: Цвайгерт К., Кетц X. Указ. соч. Т. 2. С. 293).

708

1 В судебной практике современной Германии господствует мнение, что нару­шивший чужие патентные права, права пользования промышленными образцами или товарными знаками должен заплатить обладателю этих прав лицензионные сборы по общепринятым ставкам (см.: Цвайгерт К., Кетц X. Указ. соч. Т. 2. С. 294).

709