Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
числительное.местоимение.doc
Скачиваний:
163
Добавлен:
23.03.2016
Размер:
876.54 Кб
Скачать

Местоименно-частичные (прономинально-партикулянтные) контаминанты. Среди единиц, объединяющих свойства местоимений и частиц, выделяется несколько подгрупп.

а) Прежде всего следует сказать о группе так называемых восклицательных местоимений, или восклицательных частиц местоименного происхож­дения. Примеры: Какой вечер! Какая погода! Какое утро! Какой пре­красный день! Сколько воспоминаний разбудила наша встреча! Как ты похорошела!

В предложениях типа Какой вечер! интонация имеет грамматическое значение и наполняет слово конкретным смысловым содержанием. Так, если это предложение произносится с интонацией восхищения, контаминант какой становится синонимом прекрасный, великолепный; произне­сенное с интонацией огорчения, осуждения и т. п. предложение при­обретает значение 'плохой вечер', 'скверный вечер' и т. п.

Кроме того, контаминант какой, как и местоимение, может высту­пать в роли обобщающего слова по отношению к последующим однород­ным членам: Какой сегодня день: теплый, солнечный, радостный!

Приведенные аргументы являются свидетельством местоименного харак­тера слова какой. С другой стороны, это слово, употребляясь в восклица­тельных предложениях, служит для выражения эмоционально-оценочного характера высказывании, что свойственно частицам. Таким образом, в слове какой можно констатировать совмещение ряда признаков местоиме­ний и частиц, то есть контаминированный характер данной лексемы.

Труднее определить морфологическую природу слова какой в пред­ложениях типа Какой замечательный день! В самом предложении уже со­держится качественная характеристика явления, позитивное или нега­тивное отношение к высказыванию, поэтому отпадает необходимость в конверсивной интонации, и вместо неё используется эмфатическая интонация. Анализируемое слово употребляется лишь для усиления, выде­ления, подчеркивания степени, силы того, о чём говорится в содержании грамматического ядра предложения. Но слово какой, по своей функции максимально приближаясь к частице, тем не менее не является избыточ­ным. Его смысловая нагрузка заключается в характеристике признака: слово какой в предложениях анализируемого типа указывает на высшую степень признака (какой замечательный означает в высшей степени замечательный. В предложении Какой скверный мальчишка! первые два слова синонимичны сочетанию в высшей степени скверный). Кроме того, слово какой в зависимости от контекста изменяет форму рода, числа и падежа. Наличие родовой, числовой и падежной парадигмы свидетельст­вует о местоименном характере этого слова. Таким образом, в предложениях второго типа, как показывает характер синтагматических отно­шений слова какой с другими словами, имеет место контаминация. Семан­тические сдвиги в контаминированных словах, омонимичных вопроситель­ным местоимениям, при наличии конверсивной интонации бывают настоль­ко велики, что совершенно изменяют категориальную принадлежность анализируемых слов. Например, смысл предложения Где ему выполнить это задание! при утвердительной по форме структуре является отрица­тельным по назначению. В этом случае слово где может быть заменено словом куда.

б) Представляют интерес контаминанты какой-нибудь и др. в предло­жениях типа: Она, наверное, и теперь в эту минуту была там, у Ремизова, всего в каких-нибудь пятистах коротких непреодолимых шагах (К.С.). Конструкция, как правило, имеет разговорный характер, подчеркивает кратковременность, незначительность какого-либо факта для членов коммуникативного акта, для автора текста, а иногда – и пренебрежительное отношение к высказанному. Выявление их сущности возможно лишь с учетом всех особенностей взаимоотношения я с языковым окружением, а иногда – с привлечением экстралингвистических факторов. Подобные контаминанты контекстуально обусловлены, стилистически мар­кированы и лишь условно могут быть отнесены к контаминантам.

в) В современном русском языке имеют место контаминанты, совмеща­ющие признаки частиц и определительных местоимений. Слово самый традиционно включают в состав местоимений, хотя на самом деле оно таковым не является. Самый объединяет в себе свойства местоимения и частицы, выступает в качестве компонента аналитической формы превос­ходной степени имени прилагательного (самый добрый, самый умный), фразеологического сочетания (в самом деле), для подчеркивания, выде­ления чего-либо самого дома, он самый). Выполняя функцию частицы, контаминант в то же время сохраняет родовую, числовую и падежную парадигмы местоимений: Сам Карпов не смог бы закончить эту партию так быстро. Слово сам в приведенном предложении изменяемо,оно обладает родовой, числовой и падежной парадигмой, не является членом предложения, на него не может падать логическое ударение, по значению оно синонимично усилительно-ограничительной частице даже.