Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
METODIChKI_KAFEDRY_PAT_ANATOMII / Лечебный ф-т, вечернее отд. Общий курс.Часть 3 - 2007.doc
Скачиваний:
99
Добавлен:
13.03.2016
Размер:
804.35 Кб
Скачать

Факторы риска опухолевого роста

Выделяют 4 группы важнейших факторов риска, способствующих возникновению как доброкачественных, так и злокачественных новообразований.

1. Старение.Увеличение числа опухолей с возрастом связывают с накоплением в клетках мутаций, возрастной депрессией репарации ДНК и физиологическим возрастным иммунодефицитным синдромом.

2. Влияние географических зон и факторов окружающей среды (экологических). Заболеваемость и смертность в различных странах от злокачественных опухолей неодинакова: например, от рака желудка в Японии до внедрения специальных мер профилактики и ранней диагностики, погибало в 7-8 раз больше больных, чем в США. Из факторов окружающей среды следует назвать солнечную радиацию, экологические особенности, определенный образ жизни людей (курение, алкоголизм, особенности питания и ожирение, большое число половых партнеров, особенно при раннем начале половой жизни).

3. Наследственность.От 5 до 10% злокачественных опухолей человека связаны с наследственной предрасположенностью. Наследственные формы злокачественных новообразований разделяют на 3 группы:1) наследственные опухолевые синдромы; 2) семейные формы опухолей; 3) аутосомно-рецессивные синдромы нарушенной репарации ДНК.

Наследственные опухолевые синдромы. К этой группе относят новообразования, при которых наследование единственного мутантного гена значительно повышает риск их развития. Такая предрасположенность относится к аутосомно-доминантному типу наследования. Самый частый пример из этой группы — ретинобластома (злокачественная нейроэпителиома сетчатки глаза), сочетающаяся у детей с полипозом толстой кишки.

Семейные формы опухолей. Многие распространенные типы злокачественных опухолей, которые встречаются спорадически, наблюдаются также и в семейных формах: рак толстой кишки, молочной железы, яичников, опухоли головного мозга. Общими признаками семейной формы опухолей являются возникновение в раннем возрасте, появление минимум у двух ближайших родственников, частое формирование двусторонних или множественных поражений.

Аутосомные рецессивные синдромы нарушенной репарации ДНК. Речь идет о нестабильности структуры ДНК или хромосом. В группу этих синдромов входит пигментная ксеродерма (пигментация, гиперкератоз, отек и другие изменения кожи при солнечном облучении), анемия Фанкони, характеризующаяся гипоплазией костного мозга, низким содержанием клеток крови, многими аномалиями развития.

4. Хронические пролиферативные изменения. Фоном для малигнизации (озлокачествления) может служить хроническое воспаление, которое часто сопровождается очаговой гиперплазией, метаплазией и дисплазией эпителия (данные понятия частично рассматривались в главе, посвященной процессам адаптации, компенсаторно-приспособительным процессами и также будут рассмотрены ниже при изучении морфогенеза опухоли).

Патогенез опухолей (канцерогенез)

В настоящее время канцерогенез рассматривается в виде стадийного многоступенчатого процесса,происходящего на генетическом и фенотипическом уровнях, и сопровождается активацией клеточных онкогенов и/или инактивацией антионкогенов в результате повреждения генома клетки канцерогенными агентами.

Онкогены — гены (активированные или, нередко, дефектные при мутациях) индукторов клеточного деления, пролиферации и ингибиторов апоптоза. Онкогены образуются в результате активизации протоонкогенов. Протоонкогены— нормальные гены клеток; в зрелых тканях они, как правило, неактивны. Превращение протоонкогенов в онкогены происходит при опухолевом росте, в ходе эмбриогенеза, часть из них активируется при пролиферации и дифференцировке клеток в очагах репаративной регенерации.

Активация протоонкогенов происходит по 4 основным механизмам: 1) активация при транслокации участка хромосомы с встроенным в него протоонкогеном; 2) инсерционная активация — активация под действием встроенных в геном особых генов (например, вирусных); 3) активация путем амплификации (умножении копий) протоонкогена; 4) активация при точечных мутациях протоонкогена.

Клеточные онкогены кодируют синтез белков, которые называются онкобелками, илионкопротеинами, которые принимают участие в передаче митогенетических сигналов от клеточной мембраны до ядра к определенным генам клеток. Это значит, что большинство факторов роста в той или иной степени могут взаимодействовать с онкобелками.

Таким образом, выстраивается цепочка механизмов активизации протоонкогенов и патогенеза опухолей: протоонкоген — онкоген — усиленный несбалансированный синтез онкопротеинов — гиперплазия и дисплазия с нарушением дифференцировки и последующей иммортализацией клеток — злокачественная трансформация клеток — инвазивный рост опухоли — метастазирование.

Антионкогены или гены супрессоры опухолевого роста— гены ингибиторов клеточного деления, пролиферации и индукторы апоптоза. Инактивация генов супрессоров опухолевого роста приводит к потере ими их противоопухолевой функции, что выражается в утрате способности тормозить пролиферацию клеток, соответственно укорачиваетсяG1 период клеточного цикла, в котором происходит восстановление поврежденной ДНК, а так же не происходит индукция апоптоза. В результате этих процессов начинается безудержное деление опухолевых клеток, в них возникают дополнительные мутации, что в конечном итоге приводит к развитию злокачественной опухоли. Хотя известны десятки генов супрессоров опухолевого роста, наибольшее диагностическое значение имеют мутации гена белка р53 — ингибитора клеточного деления и ключевого фактора индукции апоптоза. Мутации гена р53 встречаются более чем в половине случаев онкологических заболеваний. Почти столь же распространены в опухолях дефекты другого гена супрессора опухолевого роста — гена белка р16.

Патологическая анатомия изучает экспрессию онкогенов, антионкогенов, онкобелков и т.д. с помощью иммуногистохимического метода и методов молекулярной биологии. Выявление экспрессии многих из них в патологоанатомической практике (например, на материале биопсий) позволяет уточнять диагноз опухоли, прогнозировать ее биологическое поведение, эффективность противоопухолевого лечения.Например, при патологоанатомической диагностике рака молочной железы для определения тактики лечения важно иммуногистохимически диагностировать уровень (выраженность) экспрессии опухолевыми клетками рецепторов к эстрогенам, прогестерону, факторам роста и их пролиферативную активность.

Выделяют три основные стадии канцерогенеза — инициация, промоция и прогрессия.

Инициация— начальная фаза; заключается в том, что под действием канцерогенов происходит мутация одного из генов, регулирующего клеточное размножение, в результате чего клетка становится способной к неограниченному делению, но для проявления этой способности требуются дополнительные условия.

Промоция —стимуляция промоторами клеточного деления, что создает критическую массу инициированных клеток и способствует высвобождению их из-под тканевого контроля. Промоторами могут быть химические вещества, не являющиеся канцерогенами, но при длительном воздействии на инициированные клетки, приводящие к развитию опухоли.

Прогрессия. Рост опухоли — это не только увеличение числа однородных клеток. Опухоль постоянно претерпевает качественные изменения и приобретает новые свойства — все большую автономность от регулирующих воздействий организма, деструктивный рост, инвазивность, способность к образованию метастазов, приспособляемость к меняющимся условиям.