Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Методичка

.pdf
Скачиваний:
21
Добавлен:
07.03.2016
Размер:
406.31 Кб
Скачать

дактилологии, письма на ладони или других специальных знаковых систем (азбука Лорма, Ниссена и др.), а также системы Брайля. Для некоторых слепоглухих имеется возможность использования остаточного слуха с помощью слуховых аппаратов. При решении этой проблемы такие слепоглухие возвращаются к контактам с окружающими людьми и могут продолжать участвовать в общественной жизни. Однако нельзя не учитывать чисто психологические последствия поздней потери зрения и слуха: шоковое и послешоковое состояния, которые могут оказать депрессивное и деформирующее влияние на личность слепоглухого, против которого он не всегда в силах устоять. В этих случаях необходима большая психологическая помощь слепоглухому в преодолении тяжёлых последствий поздней потери зрения и слуха. Психологическая ситуация здесь осложняется ещё и тем, что после наступления слепоглухоты приходится коренным образом менять виды деятельности, а значит, и систему мотивов, интересов, устремлений.

В отдельную группу выделяются «первично слепые» - родившиеся слепыми или потерявшие зрение в раннем детстве, обучающиеся в школах для слепых и теряющие слух уже после завершения формирования обычной речи и основного развития личности (по типу слепых). После потери слуха их не нужно переводить на тактильные формы: они уже знают систему Брайля, которая сразу может стать основным способом и средством общения. Необходимо дополнить систему Брайля новыми тактильными средствами общения, заменяющими и дублирующими звуковую речь (при обратной связи в общении с окружающими). Чаще всего у представителей этой группы сохраняются остатки слуха, которые можно компенсировать с помощью слуховых аппаратов. Задача облегчается тем, что у оглохших (вернее ставших тугоухими) слепых есть опыт и навыки слухового восприятия речи. Поэтому основная проблема для них состоит в правильном подборе слуховых аппаратов и вообще в технических возможностях компенсации частичной глухоты.

11

Таким образом, выделен принцип деления слепоглухих на лиц с врождённой или ранней глухотой, с одной стороны, и на поздно оглохших, с другой стороны. В отечественной литературе (в работах, например, А.В.Ярмоленко) употребляются термины «доречевая» и «послеречевая» слепоглухота, отражающие этот принцип,- связь времени и потери слуха с развитием словесной речи.

В 40-е годы А.В.Ярмоленко, анализируя имеющиеся в её распоряжении данные о слепоглухих детях в нашей стране и привлекая зарубежные работы, описала 220 слепоглухих детей. Эти данные позволили ей предложить первую классификацию слепоглухих, основанием для которой послужило время наступления дефекта (рассматривались только случаи одновременной потери зрения и слуха).

Была выделена 1 категория детей – слепоглухонемые, которыми являлись дети, лишённые от рождения слуха и зрения или потерявшие их в раннем детстве до овладения и закрепления словесной речи.

2 категория детей была названа слепоглухие, потеря зрения и слуха у них наступила в дошкольном возрасте или позднее, когда у ребёнка уже была сформирована словесная речь.

В 3 категорию детей А.В.Ярмоленко отнесла комбинацию слепоглухоты или слепоглухонемоты с умственной отсталостью.

Другая типология слепоглухих была предложена ею для детей, потерявших слух и зрение в разное время. При этом к слепоглухонемым относились дети с врождёнными или ранними нарушениями слуха, слепота которых наступила позднее, а к слепоглухим – дети с более ранней слепотой и более поздней (после формирования речи) глухотой.

А.В.Ярмоленко пыталась разделить детей и по состоянию органов чувств (полная слепоглухонемота или слепоглухота; слепоглухонемота или слепоглухота с отсутствием обоняния или вкуса; глухота с остаточным зрением; слепота со сниженным слухом), по времени – одновременного или

12

разновременного – наступления дефекта (от рождения до 2-х лет; 3-5 лет; 6- 7; 8-12; 12-15; после 60 лет). ( А.В Ярмоленко, 1961).

Но ко времени появления этой классификации в нашей стране практически не было ни одного учреждения для слепоглухих, только одна слепоглухая (Юля Виноградова) обучалась с середины 50-х годов в экспериментальной группе слепоглухонемых детей Института дефектологии в Москве под руководством И.А.Соколянского. Специальное учреждение для слепоглухих было открыто по инициативе учеников И.А.Соколянского – А.И.Мещерякова и Р.А.Мареевой, О.И.Скороходовой в 1963г. в городе Загорске (Сергиев Посад), куда было принято 50 детей. Одновременно продолжала существовать и экспериментальная группа слепоглухих детей при НИИ дефектологии в Москве, которая со временем расширилась до пяти воспитанников.

Специалисты в скандинавских странах, разработавшие не только определение, но и критерии слепоглухоты, предложили разделять слепоглухих на четыре основные группы, положив в основу деления наряду со временем потери зрения и слуха и его связь с речевым развитием, тип обучения, школы, где учились слепоглухие.

Группа 1- врождённая (или ранняя) слепоглухота. Представители этой группы могут учиться только в специальных учреждениях для слепоглухонемых или во вспомогательных школах.

Группа 2 - приобретённая слепоглухота. Лица, которые теряют зрение и слух после 18 лет, т.е. будучи взрослыми.

Тип обучения - в обычной, массовой школе.

Группа 3 – первично глухие, прошедшие или проходящие курс обучения в школах глухих. Зрение теряют во время или после обучения в школах глухих.

Группа 4 – первично слепые.

Тип обучения - в школах для слепых до потери слуха.

13

Принятая в других странах типология слепоглухоты включает слепоглухих с врождёнными нарушениями зрения и слуха как самую многочисленную среди детей с бисенсорным дефектом. Вот как выглядит классификация слепоглухих, принятая в США.

1.Врождённая глухота и поздняя слепота.

Самая большая группа слепоглухих в США, большее количество которых становится слепоглухими в зрелом возрасте. Как правило, эти люди заканчивают учебные учреждения для глухих, зрение же теряют в последние годы обучения там или значительно позже. Причиной потери зрения служит синдром Ушера (4% всей популяции глухих в США); атрофия зрительных нервов, диабетическая ретинопатия, катаракта, глаукома и поражение сетчатки.

2.Врождённая слепота и приобретённая глухота.

Вторая по численности группа слепоглухих в США. Эти люди, как правило, имеют врождённые глубокие нарушения зрения и учатся в школах слепых. В результате менингита или энцефалита, диабета, почечной недостаточности, травмы, воздействия лекарств, а также генетических нарушений и других причин (ещё во многом неясных) они со временем теряют слух.

3.Поздняя слепоглухота.

Дети, которые рождаются с видимым отсутствием нарушений зрения и слуха, но в результате заболевания диабетом, почечной недостаточности, менингита и энцефалита теряют одновременно и зрение и слух. К таким же последствиям приводят военные и дорожные травмы, а также генетические причины – так называемая форма синдрома Ушера, которая характеризуется постепенным прогрессированием нарушения зрения и слуха.

4.Врождённая слепоглухота, наступившая в результате:

1)краснухи, перенесённой внутриутробно, 2)генетических нарушений,

3)ретролентальной фиброплазии, 4) родовых травм, 5) других причин. Одним из основных направлений в изучении слепоглухоты являются

исследования основных причин потери слуха и зрения. Выявлено, что

14

значительная часть случаев слепоглухоты обусловлена наследственными формами нарушений зрения и слуха, нередко связанных между собой. Наиболее типичными формами, синдромами (совокупностями характерных признаков) считаются «синдром Ушера» и «рубеолярная эмбриопатия».

Синдром Ушера - сочетание врождённой глухоты или нейросенсорной тугоухости с пигментным ретинитом сетчатки, которые передаются генетическим путём. Для этого синдрома характерно постоянное снижение с возрастом остроты зрения и сужение зрительного поля, появление «куриной» слепоты в вечернее время. Снижение зрения при синдроме Ушера не обязательно и не всегда заканчивается полной потерей. Но опасность такой перспективы необходимо учитывать при организации реабилитации слепоглухих, страдающих синдромом Ушера. Медицинские исследования в США показали, что примерно 3%-6% популяции врождённо глухих – носители этого синдрома, т.е. потенциальные слепоглухие. В целом распространение синдрома Ушера – 1 на 100.000 в общей популяции.

Синдром Рубелла – врождённое глубокое поражение органов зрения и слуха, связанное с перенесением матерью в период беременности краснухи. Краснуха поражает плод в момент оформления органов зрения, слуха и сердца (эти три органа оформляются одновременно и поражению подвергаются вместе). Это явление в медицине получило название «триада Грегга». Исследования отмечают, что в период эпидемий краснухи увеличивается вероятность рождения слепоглухонемых детей.

Краснушечные слепоглухонемые представляют тот случай врождённой слепоглухонемоты, который больше всего интересует науку в плане возможностей изначального формирования и развития психики при отсутствии зрения, слуха и речи.

Попытки обучения и воспитания краснушечных слепоглухонемых пока не дают высоких результатов. В некоторых странах (например, в Англии) созданы специальные организации, занимающиеся специально проблемами обучения и реабилитации таких слепоглухонемых.

15

В России, в Институте коррекционной педагогики РАО, также изучаются синдромальные формы слепоглухоты, разрабатываются методики их ранней диагностики. Параллельно с зарубежными исследованиями выявлены ещё такие заболевания, несущие слепоглухоту, как синдром Альпорта (врождённые нарушения слуха и зрения, сочетающиеся с врождённой патологией почечной деятельности), синдром Маршалла и другие.

Главный же вывод этих исследований заключается в том, что значительная часть случаев слепоглухоты обусловлена наследственными факторами. Поэтому в работе со слепоглухими необходима помощь медиков в выявлении причин и профилактике нарушений слуха и зрения и нередко сопутствующих им заболеваний и дефектов.

Необходимо отметить также, что традиционный взгляд на слепоглухих заметно изменился за последние 20-30 лет. Во-первых, выделился ребёнок «типа Элен Келлер» - перспективный для обучения, которого удаётся подготовить к самостоятельной жизни в обществе. Затем появился типично «краснушный» ребёнок, с огромными медицинскими и поведенческими проблемами, с особыми трудностями в установлении межличностных отношений и, наконец, ребёнок с менее выраженными сенсорными нарушениями, чем при краснухе, но с большими трудностями обучения. В последнее время ряд зарубежных исследователей всё больше обращают внимание на относительный рост категории детей с менее выраженными сенсорными дефектами, этиология которых неясна. Авторы приходят к выводу, что эти дети, дефекты зрения и слуха у которых не столь уж значительны, кажутся более ущербными, так как совершенно не способны использовать свои остатки зрения и слуха без специально организованной педагогической помощи.

Углублённое изучение слепоглухоты, предпринятое в последнее время, привело к накоплению большого фактического материала, созданию уникальных методик по обучению и воспитанию слепоглухих детей, появлению различных технических средств обучения, решению проблемы их

16

группового воспитания, также наметились новые пути трудовой и социальной реабилитации слепоглухих.

Но, к сожалению, и сегодня во многих случаях слепоглухих воспринимают как бремя, страшное несчастье и принижение семейного престижа. Есть случаи, когда слепоглухих прячут от общества, что мешает их выявлению, обучению и реабилитации. Вот почему необходимо проводить большую разъяснительную и методическую работу с непосредственным окружением слепоглухих, прежде всего с родными и близкими им людьми. Важно не забывать, а обращаться к тому опыту работы со слепоглухими, который накоплен, как в мировой тифлосурдопедагогике, так и отечественной.

Из истории обучения и воспитания слепоглухих детей за рубежом.

Слепоглухота существует, очевидно, столько же, сколько существует человечество, но сведения о внимании учёных к проблемам слепоглухоты доходят до нас только с 18века. До середины 19в. большинство исследователей считали слепоглухонемых обузой общества и полностью исключали возможность их интеллектуального развития.

Неудивительно, что слепоглухими прежде всего занимались монахи. Монастыри забирали к себе больных, несчастных детей и в полной тайне, за высокими стенами пытались пробудить в них сознание и мысль. Главный тезис этого воспитательного процесса не оспаривался никем: всякому человеку от рождения дарована бессмертная душа, которая живёт в его теле, как в тесной оболочке, и жаждет вырваться из этой темницы. Следовательно, надлежит лишь пробудить дремлющую у ребёнка душу – и он озарится светом истины. Некоторые зарубежные исследователи писали о попытках доказать божественную сущность человека с помощью слепоглухих от рождения детей («духовно прозревшие», «осенённые божественной благодатью»), рекламируя результаты их обучения. Заговоривший (пусть весь «разговор» этот и состоял из нескольких слов молитвы) слепоглухой:

17

это ли не доказательство существования бессмертной души, но как удавалось добиться хоть какого-нибудь успеха на этом пути, являлось строжайшим секретом, технику обучения тщательно скрывали.

Католическая и протестантская церковь настойчиво проводит идею независимой от физического тела души, иллюстрируя это положение примерами психического развития слепоглухонемых. Создаются группы слепоглухонемых учеников при монастырях (Франция – Ларней и Пуатье, Англия – Иоркшир, Канада – Монреаль) или немецкая школа (Новавес), обслуживаемая канониссами, и т.п.

Книги, тенденциозно освещающие этот опыт обучения, издаются широко; так, «Души в темнице» писателя теолога Л.Арну вышли за 1900 - 48гг. в 36 изданиях и по ним был снят фильм «Молчаливая ночь». «Цель обучения слепоглухонемых,- считает автор книги,- пробудить в них мысль о всевышнем. Именно для этого надо учить их словесной речи, ибо жестами невозможно выразить абстрактную идею бога». « Пробудить в слепоглухонемом сыне божьем образ его небесного отца – вот то единственное, что надо сделать. Остальное придёт само собой – бессмертная душа, всегда таящаяся в теле, как в темнице, разовьётся, едва получив первый толчок».

На протяжении веков многие педагогидефектологи придерживались сходных мыслей. Все, кто писал об обучении слепоглухонемых, - а это и педагоги, врачи, литераторы, историки, общественные деятели и, конечно, теологи, считали, что способность к общению, к речи уже заложена в человеке, надо лишь, её пробудить. Сначала – язык, язык, во что бы то ни стало, а там уже можно внушить любую идею, рассказать о любом предмете. Слову приписывалось волшебное, мистическое свойство воздействовать непосредственно на «бессмертную душу».

Эта точка зрения настолько овладела умами, что противоречащие ей факты просто не принимались во внимание.

18

Вопросами изучения и воспитания детей, у которых отсутствуют зрение и слух занимается очень узкая область педагогики – тифлосурдопедагогика. Её историю принято начинать с 1837 года, когда выдающийся педагог доктор Самуил Гридли Хоу (1801-1876) в Перкинсовской школе для слепых, в Бостоне (США), приступил к обучению слепоглухонемой Лоры Бриджмен (1829-1889), которой было около восьми лет. Он первый, кто продемонстрировал эффективность обучения слепоглухонемых, решил необычайно сложную задачу, поскольку никаких методов и систем специального обучения слепоглухонемых тогда не существовало. Более того, многие исследователи, как мы уже подчёркивали, считали их обузой общества, называли « тиранами в собственных семьях», « живыми комочками», «инертными массами», «подвижными растениями», «яростными животными», полностью исключали возможность интеллектуального развития слепоглухонемых.

Доктор Хоу изобрёл способ обучения слепоглухонемых, он впервые соединил рельефно-выпуклую азбуку слепых с ручной азбукой глухонемых. Сейчас необходимость использования того и другого при обучении данной категории аномальных детей кажется само собой разумеющейся, но в тех условиях, когда считалось вообще невозможным обучение слепоглухонемых, это было большим открытием в педагогике.

Лора Бриджмен стала первой слепоглухонемой, овладевшей словесным обучением ( дактилологией, чтением и письмом с помощью линейного рельефного шрифта). Л.С.Выготский подчёркивал, что «сведения о Лауре Бриджмен скромны, но достоверны и научно точны: она овладела языком, чтением, письмом, элементарной арифметикой, географией, естественной историей».

На протяжении ряда лет педагоги ежедневно вели записи наблюдений за воспитанием слепоглухонемой ученицы, психологи В.Ерузалем, С.Холл и др. исследовали процесс её обучения и воспитания. Анализ обучения Лоры Бриджмен дан также в трудах А.В.Ярмоленко, А.И.Мещерякова,

19

И.А.Соколянского. Их внимание, прежде всего, привлёк сам факт обучения тотально слепоглухонемой с двадцати шести месяцев, которое увенчалось успехом. Несмотря на то, что Лора не достигла высокого уровня развития,- это была первая победа тифлосурдопедагогики.

Лора Бриджмен родилась в Ганновере, в семье преуспевающего фермера, она была здоровым, но очень слабым ребёнком. На первом году жизни страдала судорожными припадками, которые прекратились на втором году жизни. Девочка начала усиленно развиваться, появилась элементарная речь. По словам матери, до 3 лет Лора росла необыкновенно весёлым и толковым ребёнком и даже выучила несколько букв алфавита. Но в 26 месяцев после скарлатины, во время эпидемии которой умерли её сёстры и брат, потеряла зрение, слух, а также вкус и обоняние. Необходимо отметить, что на правом глазу девочки почти до 8 лет сохранялось светоощущение и различение ярких цветов, особенно красного и белого.

До специального обучения Лора находилась в домашних условиях под наблюдением родителей. Она прекрасно ориентировалась в доме, всюду сопровождала мать, старательно повторяла движения матери в её хлопотах по хозяйству, научилась вышивать, вязать, плести. Родители могли общаться со слепоглухим ребёнком на основе простейших жестов: протянутая вперёд рука означала желание есть, похлопывание по спине – неодобрение, прикосновение к голове – удовлетворение. Но не всегда девочка могла выразить свои желания теми знаками, которые использовала. Когда это случалось, дело доходило до припадков бешенства, усмирить которые можно было лишь крутыми мерами наказания. Кстати, возникшие ещё в детстве страх к отцу и боязнь к его наказаниям в дальнейшем связывались Лорой с мужчиной вообще. Позднее в своих дневниковых записях она сама отметила, что в первые годы жизни её поведение было крайне неорганизованным. Будучи в те годы ещё наполовину зрячей, она, по её словам, проявляла большое рвение в бесцельном разбрасывании предметов по комнате. В записях отмечается также случай, когда Лора бросила в огонь кошку.

20