Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Методичка

.pdf
Скачиваний:
21
Добавлен:
07.03.2016
Размер:
406.31 Кб
Скачать

Елена приняла решение получить высшее образование, для этого она в октябре 1896г. поступила в приготовительное училище в Кембридже (близ г. Бостона), в 1897г. сдала вступительные экзамены в Кембриджскую женскую гимназию, где проучилась два года. В 1899г. Келлер сдаёт экзамены наравне со зрячими и становится студенткой Гарвардского университета. На вступительных экзаменах не обошлось без сложностей: за два дня до сдачи экзаменов выяснилось, что билеты по алгебре были записаны по американской брайлевской системе, а Келлер знала английскую систему. Елене в срочном порядке пришлось изучать новую для себя систему записи.

Сулливан прошла с ней весь курс обучения в университете, она, передавая лекции и дискуссии путём ручной азбуки, заказывала напечатать по Брайлю необходимые для Келлер учебники. Елена сдавала экзамены, пользуясь пишущей машинкой и отвечая письменно на вопросы. Вместо участия в семинарах она проходила специальные собеседования с преподавателями. Помимо родного английского языка, она научилась бегло говорить на французском и немецком, знала греческий и латынь, изучала классическую литературу и философию, занималась спортом – научилась ездить верхом и плавать, участвовала, по мере возможности, в общественной жизни колледжа.

В 1904г. Елена Келлер первой из слепоглухих получает высшее образование, она становится дипломированным специалистом, к тому же, имеющим диплом с отличием. Удивительные познания Келлер позволили Марку Твену назвать её «величайшей женщиной после Жанны д,Арк».

Став взрослой, Е.Келлер опиралась на помощь Анны Сулливан и её мужа Джона Мейси. В 1916г. Елена Келлер и Петер Фаган, 29-летний молодой человек, работавший у неё секретарём, взяли лицензию на брак. В газетах сообщалось, что свадебные планы дочери взволновали Кейт Келлер, и она убедила её нарушить обязательство, о чём впоследствии Елена Келлер вспоминала с горечью. Позднее к ней обращались с предложениями о замужестве, но она уже никогда серьёзно не рассматривала этот вопрос.

31

После смерти Анны Сулливан в 1936г компаньонкой и секретарём Е.Келлер стала Поли Томсон.

После получения диплома жизнь Келлер была направлена на то, чтобы привлечь внимание общественности к проблемам лиц с физическими недостатками. Она зарабатывала, выступая с лекциями, писала книги, снималась в документальных фильмах о своей жизни, появлялась на благотворительных мероприятиях. Елена Келлер сознавала ценность каждой человеческой души, отвергала все формы высокомерного отношения к инвалидам. В 1896г. она примкнула к числу последователей теософии Эммануэля Сведенборга и исповедовала эту необычную религию до конца жизни.

Выбрав для себя социальную работу, она стремилась познакомить широкие круги с возможностью обучения слепоглухих. Для этой цели Е.Келлер и А.Сулливан приняли предложение участвовать в цирковых представлениях, демонстрируя возможности слепоглухого. Эти выступления проходили с 1920-1924г.

В 1924г. было основано Американское общество слепых. Келлер активно включилась в проведение компаний в пользу Общества слепых. За четыре года они с Сулливан побывали в 123 городах, выступив с 249 лекциями, которые обеспечивали ей широкую известность, а также приносили финансовую поддержку. Первой на сцену выходила Сулливан и в 20-минутном выступлении рассказывала о достижениях Келлер. Затем Елена демонстрировала свои успехи. Её выступления, насыщенные юмором, проходили с блеском, она сама получала от них наслаждение.

В 1909г. Елена Келер вступила в Социалистическую партию, из которой она вышла перед первой мировой войной в знак протеста против её, как считала Келлер, чрезмерной осторожности. В 1918г. она присоединилась к организации индустриальных рабочих мира (ИРМ), поддержала в суде в Чикаго нелегальную антивоенную деятельность 101 «инакомыслящего», заявив, что «Их дело – моё дело». Она была убеждённой пацифисткой,

32

ратовала против вступления США в первую мировую войну, называя её «капиталистической войной», участвовала в компаниях за предоставление избирательного права женщинам, рассматривая голоса женщин как препятствие для развязывания войны. В 1915г. она заявила: «Пусть трудящиеся не идут в армию, которая организуется по решению Конгресса».

С возрастанием угрозы фашизма Келлер поддерживала американское военное участие во второй мировой войне, рассматривая её как необходимую битву за свободу. После второй мировой войны она посещала американские госпитали для ветеранов, совершала многочисленные поездки по Европе, Азии и Африке, где обращалась к людям с ограниченными возможностями с пожеланием мужества и надежды.

Елена Келлер обладала литературным даром, хорошим литературным слогом. С 1902 по 1950г. ею было написано более 10 книг и статей, кот орые неоднократно переиздавались и были переведены на многие языки. Содержание книг носило мемуарный и философский характер. Из них наибольшую известность получили «История моей жизни» (1902), «Мой мир» (1908), «Учительница Анна Сулливан Мейси» (1950) и др. Тяжелейшим кризисом для Келлер стала смерть Сулливан в 1936г., трогательно описанная в «Дневнике Елены Келлер» (1938). По желанию Елены Келлер гонорары от издаваемых ею книг поступали в фонд Общества слепых.

Елена Келлер активно участвовала в общественной жизни, поддерживала Франклина Д.Рузвельта в выборах 1944г. Она была первым слепоглухим человеком, который добился общественного признания. Президент США Линдон Джонсон в 1964г. наградил её президентской медалью Свободы.

Елена Келлер получила признание на родине и за рубежом, её жизнь опыт и достижения были описаны в многочисленных изданиях, отражены в документальных фильмах. О ней Уильямом Гибсоном написана драма «Сотворившая чудо», получившая в 1960г. Пулицеровскую премию.

33

Келлер умерла 1 июня 1968г. в своём доме в Истоне, Коннектикут. Но, начатое ею дело, продолжает жить. Жизнь Елены Келлер вдохновляет людей на помощь страждущим. Так, в Шеффилде (Алабама) находится госпиталь её имени, где кроме лечения стараются раскрыть возможности тех, кого обслуживают. Создана организация «Елена Келлер Интернэшнл», ставшая одной из самых крупных организаций, работающих со слепыми людьми за рубежом.

В 1954г. в доме, где родилась Елена Келлер, был открыт мемориальный музей, включённый в национальный регистр исторических памятников. Тысячи людей приезжают в Тускумбию на ежегодный фестиваль имени Елены Келлер. Фестиваль продолжается целую неделю и включает в себя парадное шествие через центр города, театрализованные и эстрадные постановки, выставки произведений искусства и ремёсел, художественные аукционы, экскурсии по историческим местам, спортивные соревнования. Ежегодно во время фестиваля показывают костюмированную пьесу Уильяма Гибсона «Сотворившая чудо», рассказывающую зрителям о ежедневных разочарованиях, а затем чудесном превращении Елены Келлер под руководством её учительницы Анны Сулливан.

История обучения и воспитания Е.Келлер, её социальная реабилитация в своё время привлекали пристальное внимание выдающегося российского учёного Л.С.Выготского. В статье «Дефект и сверхкомпенсация» он писал: «Один из психологов совершенно верно заметил, что если бы Келлер не была бы слепоглухонемой, она никогда не достигла бы такого развития, влияния и известности, которые выпали на её долю. Как это понимать? Во -первых, это значит, что её серьёзные дефекты вызвали к жизни огромные силы сверхкомпенсации. Но это ещё не всё: ведь её компенсаторный фонд был беден до крайности. Во-вторых, это означает, что не будь того исключительно счастливого стечения обстоятельств, которое превратило её дефект в социальные плюсы, она осталась бы малоразвитой и неприметной обывательницей провинциальной Америки. Но Е.Келлер сделалась

34

сенсацией, она стала в центр общественного внимания, она превратилась в знаменитость, в национального героя, в божье чудо для многомиллионного американского обывателя; она сделалась народной гордостью, фетишем. Её дефект стал для неё социально выгодным, он не создал чувства малоценности. Её окружили роскошью и славой, даже отдельные пароходы предоставлялись для её образовательных экскурсий. Её обучение сделалось делом всей страны. Ей были предъявлены огромные социальные требования: её хотели видеть доктором, писательницей, проповедницей – и она ими сделалась. Сейчас почти нельзя отличить то, что принадлежит действительно ей и что сделано для неё по заказу обывателя. Этот факт лучше всего показывает, какую роль сыграл социальный заказ в её воспитании. Сама Келлер пишет, что, родись она в другой среде, она бы вечно сидела во мраке и жизнь её была бы пустыней, отрезанной от всякого общения с внешним миром (1910). В её истории все увидели живое доказательство самостоятельной силы и жизни духа, заключённого в телесную темницу…. Между тем жизнь Е Келлер не содержит в себе ничего таинственного. Она наглядно показывает, что процесс сверхкомпенсации всецело определяется двумя силами: социальными требованиями, предъявляемыми к развитию и воспитанию, и сохранёнными силами психики. Исключительно высокий заказ, предъявленный к развитию Е.Келлер, и счастливая социальная его реализация в условиях дефекта определили её судьбу. Её дефект не только не был тормозом, но стал импульсом и обеспечил развитие».

А.М.Горький в одном из своих писем к И.А.Соколянскому делится воспоминаниями и мыслями о знакомстве с Е.Келлер, отмечая элементы политического бизнеса, связанного с её именем: «Элен Келлер я видел в 1906г. в Нью-Йорке, именно Вильям Джемс – в Бостоне, в Гарварде – посоветовал мне «ознакомиться» с «чудом». Он как-то очень затейливо связывал это «чудо» со своим взглядом: религиозное ощущение мира – постоянная реакция человека на космос, реакция, высоко ценная тем, что гармонизирует человека…. Эл.Келлер вызвала у меня впечатление

35

неприятное, даже – тяжёлое: жеманная, очень капризная и, видимо, крайне избалованная девица; говорила она о боге и о том, что бог не одобряет революции. В общем же напомнила мне «блаженненьких» и «святеньких» монашек и «странниц», которых я наблюдал в деревнях, в монастырях. Окружали её какие-то старые девы, относясь к ней как будто к попугаю, которого они научили говорить…. Было совершенно ясно, что для окружения Келлер – «бизнес». Очень неприятное воспоминание».

Необходимо отметить, в советской тифлосурдопедагогике долгие годы наблюдалась некоторая предвзятость в оценке достижений Елены Келлер и её учительницы Анны Сулливан, что было обусловлено, прежде всего, политическими и философскими воззрениями многих учёных, в том числе, и И.А.Соколянского, но несмотря на это, все признавали огромное влияние на становление и развитие специальной помощи слепоглухим в России успехов в этой области за рубежом, особенно успехов в обучении Е.Келлер, при этом, всегда подчёркивая, что «Ни Самуил Гридли Хоу, ни Анна Сулливан не занимались первоначальным развитием слепоглухонемых – самым интересным, трудным и специфическим процессом, т.е. изначальным формированием человеческой психики. В обоих случаях это было сделано до них, в результате благоприятного стечения обстоятельств». (А.В.Апраушев).

История обучения и воспитания слепоглухих детей в России.

С 60-х годов 19 века в России была предпринята первая попытка разработки варианта русского брайлевского алфавита. Его создателем стал князь Денис Михайлович Оболенский (1844-1918), ослепший в 6 лет, впоследствии получивший университетское образование в России и Германии. В 35 лет он лишился и слуха. Для общения с окружающими и прослушивания текстов Д.М.Оболенский сконструировал первый в России тифлосурдоприбор.

36

Как и в истории мировой тифлосурдопедагогики, так и в нашей стране работа со слепоглухими началась с попыток призрения и воспитания, а впоследствии изучения и обучения слепоглухих детей. Выдающуюся роль в деле организации обучения детей с тяжёлыми нарушениями в России, в том числе и слепоглухих, сыграла самоотверженная педагогическая деятельность Екатерины Константиновны Грачёвой. Е.К.Грачёва, начав в 1894г. в Петербурге организацию приюта для глубоко умственно отсталых детей при «Обществе бедных и больных детей», в соседнем помещении, в собственной квартире, первой приняла на своё попечение слепоглухую не ходячую девочку.

Именно Е.К.Грачёва, наблюдая тяжёлое положение другого слепоглухого мальчика Алексея Федосова, принятого в 1905г. в это же благотворительное учреждение, которое с 1898г. было уже самостоятельным и носило название приюта «Братства во имя Царицы Небесной», стала одним из инициаторов организации для них специального обучения.

К началу 1909г. Образовалась инициативная группа людей по созданию общественной организации по попечению слепоглухих в России.

В этом же году членами Общества был организован ряд лекций об успехах обучения слепоглухих в мире. Это были лекции профессора П.Ф.Лесгафта, в которых он рассказывал об успешном обучении слепоглухих Лоры Бриджмен и Елены Келлер в США. С докладом «Содержание душевных переживаний при отсутствии зрительных и слуховых восприятий» выступил ещё тогда малоизвестный доктор А.В.Владимирский. Эти сообщения пробудили у многих большой интерес к науке и практике обучения слепоглухих. В этом же году Е.К.Грачёва написала специальную брошюру-воззвание о своём слепоглухом питомце «Он слеп, он глух, он нем». Уже в 1910г. по инициативе Общества была переведена на русский язык и опубликована первая книга американской слепоглухой Елены Келлер «Оптимизм».

37

В августе 1910г. для Приюта слепоглухонемых было снято специальное помещение на Фонтанке, дом 133. К концу этого года там воспитывалось семь слепоглухих детей. Приют возглавила М.А.Захарова, она же работала там и педагогом.

Приют для слепоглухонемых в Санкт-Петербурге являлся первым учебно-воспитательным учреждением для таких детей в России. Там начинали работать со слепоглухими педагоги Мария Афанасьевна Захарова и Юлия Алексеевна Якимова, которые продолжили эту работу и после революции 1917г., когда Общество попечения о слепоглухонемых в России перестало существовать, а слепоглухие воспитанники вошли в состав группы при Петроградском Отофонетическом институте, позднее ставшим Ленинградским институтом Слуха и Речи. Здесь были начаты первые отечественные психологические исследования в области слепоглухоты А.В.Ярмоленко, Ф.С.Розенфельда и других. В Ленинграде на базе указанной группы слепоглухих детей было организовано систематическое обучение и изучение в рамках вышеупомянутого института. Сначала глухие и слепоглухие дети обучались в одной группе, что давало очень низкие результаты. Только в 1934г. слепоглухие были выделены в особую учебную группу со своим штатом и помещением. Опыт работы этой группы, через которую за три десятка лет прошло 38 человек, обобщила доктор психологических наук А.В.Ярмоленко (1900-1976), автор «Очерков психологии слепоглухонемых» (Л., 1961) и других научных трудов. Группа просуществовала до Великой Отечественной войны. (1941г) Часть слепоглухих воспитанников этой группы погибла во время ленинградской блокады, часть была направлена в психоневрологические интернаты.

Одним из воспитанников этой группы был Ардалион Петрович Курбатов, потерявший слух в полтора года и ослепший к пяти годам. Ещё в период обучения по школьным программам у Ардалиона удалось сформировать способности к ваянию. В этой области он настолько преуспел, что предполагалось его поступление в Ленинградскую Академию художеств для

38

дальнейшего обучения по классу скульптуры. Помешала война. В живых мальчик остался благодаря тому, что успел выехать до блокады к родителям

вТулу.

Впослевоенные годы А.П.Курбатов работал на Тульском УПП ВОС вязчиком электрожгутов. Кроме того, он овладел и многими другими специальностями, имевшимися на предприятии. А.П.Курбатов хорошо ориентировался в пространстве, владел чёткой звуковой речью, пользовался дактилологией. Он был женат, имел семью, двух здоровых детей.

А.В.Ярмоленко изучала зарубежный опыт по проблеме слепоглухонемоты, собирала статистические сведения и истории отдельных слепоглухих. При обобщении этих данных она пришла к выводу, что тотально слепоглухие составляют незначительную часть всей популяции. По литературным источникам А.В.Ярмоленко нашла только два случая тотальной слепоглухонемоты от рождения. Основой её научных исследований, как и И.А.Соколянского, были вопросы обучения и воспитания слепоглухих детей.

Профессор Иван Афанасьевич Соколянский по праву считается основоположником отечественной тифлосурдопедагогики. Именно И.А.Соколянским была впервые изложена в целом концепция обучения слепоглухонемых как некая система научного знания. В своих немногочисленных, но ярких работах, а больше в письмах и устных высказываниях, которые, благодаря афористичности и парадоксальности, производили большое впечатление на его собеседников, И.А.Соколянский выразил множество плодотворных идей, касающихся особенностей обучения и развития слепоглухонемых. В дальнейшем эти идеи успешно развил и научно обосновал А.И.Мещеряков, любимый ученик И.А.Соколянского, высоко им ценимый.

И.А.Соколянский родился 25 марта 1889 года в станице Динской Краснодарского края в большой казачьей семье. Ещё в раннем детстве он познакомился и «сроднился» с глухонемыми людьми. Глухая девочка-

39

подросток была его нянькой. Благодаря этой девочке он научился общаться с другими глухими детьми, жившими в станице. Глухонемые дети стали его близкими товарищами, с ними он разговаривал совершенно свободно, с помощью кратких, но выразительных жестов.

В станице Динской уже в то время была хорошая школа, в которой работали образованные учителя. Окончив школу, И.А.Соколянский продолжил обучение в Кубанской учительской семинарии. Известно, что ещё юношей он включился в работу молодёжной группы, руководимой большевиками и активно участвовавшей в революционных событиях 1905 года на Кубани. В 16 лет он был арестован, попал в списки неблагонадёжных

ивыслан в Вологодскую область. Через полгода был освобождён из ссылки и уехал в Петербург с намерением учиться дальше.

Сначала он поступил на Высшие сельскохозяйственные курсы, которые в те времена давали отсрочку от воинской повинности.

Одновременно И.А.Соколянский стал слушать лекции П.Ф.Лесгафта, который первым открыл перед ним «науку о человеке» именно его И.А.Соколянский считал своим учителем. На этих лекциях Иван Афанасьевич впервые узнал о существовании специальных школ для глухонемых, услышал об успехах обучения слепоглухих в Америке.

Учась в Психоневрологическом институте, И.А.Соколянский отдельно занимался по курсу экспериментальной психологии у профессора Н.Ф.Лазурского, посещал частный семинар профессора А.П.Нечаева, а также занимался на специальных Мариинских педагогических курсах (по обучению

ивоспитанию глухонемых). Окончание курсов давало право открытия учебно-воспитательного учреждения для глухонемых в Российской империи

иправо руководства им. И.А.Соколянский очень увлёкся практическими занятиями и стал посещать уроки Императорского училища глухонемых и Мурзинской школы.

При Психоневрологическом институте существовала своя клиника («Приют братства во имя царицы небесной»), где находились дети с

40