Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Мужское и женское (Автосохраненный) 5.doc
Скачиваний:
43
Добавлен:
03.03.2016
Размер:
1.31 Mб
Скачать

2.2. Елена Прекрасная

Историю Елены Прекрасной некоторые историки называют историей куртизанки. Легенда гласит, что в 12 лет она была похищена Тезеем.

Это первое приключение юной дочери лакедемонского царя стало притчей во языцех и создало Елене громкую известность. Женщина, ступившая на тропу любви в столь раннем возрасте, конечно, не могла стать достоянием одного, и каждый тайне мечтал когда-нибудь обладать ею. Боги не часто награждали женщину красотой, способной поссорить два десятка военачальников. Действительно, красотой вряд ли кто мог сравниться с Еленой. Цедрений говорил, что «у нее большие глаза, в которых светится необыкновенная кротость, пурпуровый ротик, сулящий самые сладкие поцелуи, и божественная грудь».  Вскоре после возвращения в Лакедемонию Елена была выдана замуж за Менелая, царя Спарты. Но их семейное счастье длилось только до появления в Спарте Париса – который украл Елену, увезя её к берегам Трои.

Полагаем, что такая череда похищений и мужей древнегреческой красавицы не случайно. Елена в своих любовных перипетиях остается неуловимо свободной – не совсем жена, не совсем мать, любит ли она кого – ни будь из своих мужей? Меняет она их достаточно просто, и вполне счастлива с каждым. Что это? Равнодушие? Или такое принятие другого – свойство женственности и в истории с Еленой мы чуть ли не впервые встречаемся с описанием внутренних свойств женственности? Авторы истории о Елене особенно подчеркивают, что её красота не увядала, этим они как – бы подчеркивают, что невнятность ее жизни внутреннюю суть Елены как бы не затрагивает, ее женственность не подвержена влиянию нашего мира, то есть тем самым женственность сакрализуется, выводится за рамки изменчивого мира людей. Одновременно с этим, женственность выводится за рамки познания, она угадывается через неуловимость, красоту и надмирность, хотя это все чувственные, не логические понятия.

Красота Елены обуславливает ее «беспокойную» личную жизнь. Обладать такой красотой становится делом чести достойнейших мужчин. И она, текучая как вода, следует за победителем. Однако, дает ли ей самой покой такая жизнь? Гомер в «Иллиаде» утверждает, что нет. Она вроде как следует за своей судьбой, Елена никогда не выбирает. Она сама всегда является чьим то выбором. Возможно, с этим как – то связана её надмирность и «прозрачность». Она как бы пропускает сквозь себя всё происходящее, не сливаясь, не соединяясь с ним. Будучи женой нескольких – по сути, она остается неприрученной никем. Её суть, ее женственность остается несхваченной, ею целиком никто так и не овладел. В манящей неприступности и сохраняемой невинности и заключается притягательность фигуры Елены для мужчин, стремящихся подтвердить свою доблесть во всем – и в обладании женщиной в том числе. Елена дает им все шансы добиваться ее из раза в раз - ее глубина не доступна мужскому, поэтому оно имеет возможность завоевывать ее вечно. Самой Елене её красота счастья не приносит. В Трое, перед началом поединка Александра с Минелаем она уже испытывает «сладкую тоску о прежнем супруге, родных и отчизне». Вот что Елена говорит Приаму, своему свекру:

«Лучше бы смерть обняла я в тот день, как отправилась в Трою

Следом за сыном твоим и покинула брачное ложе,

Братьев родных и дитя дорогое, и сверстниц любезных!

Так не случилось – и я обливаюсь слезами».4

Чуть далее по тексту Елена называет себя «бесстыдной». И у неё даже появляются личные счеты с Афродитой, устроившей побег Елены и Париса:

«Что, беспощадная, вновь обольстить ты меня пожелала…

Не оттого ль, что теперь Менелай победил Александра

И пожелает со мной, ненавистной, домой возвратиться

Не оттого ли сюда ты пришла, замышляя коварство?

Сядь близ него ты сама, от дороги богов уклонившись,

Пусть твои ноги вперед не касаются больше Олимпа,

Но постоянно пред ним изнывай, стереги его вечно,

Выжди, покуда тебя он женой назовет, иль рабыней.

Я же туда не пойду; непристойно, чтоб я согласилась»5

Интересно, что Афродита без труда уговаривает Елену, «Зевса дитя» проследовать за собой, в брачные покои к Александру – припугнув её. И вот Елена упрекает супруга:

«Ты из сраженья вернулся. О если б ты пал, укрощенный

Мужем сильнее тебя, тем, кто был моим первым супругом!

Ты ль не хвалился всегда, что копьём, и рукою, и силой

Можешь легко победить Менелая, любимца Арея?...»6

Александр просит жену не упрекать его и продолжает

« Лучше ложись близ меня, чтобы мы насладились любовью

Не затмевала любовь никогда мои мысли так сильно…

Молвил и к ложу пошел…»7

И что же Елена?

«И супруга пошла за ним следом

Вместе на ложе резном улеглись они друг подле друга»8

В этом фрагменте поэмы Гомер высвечивает двойственность натуры Елены. У нее есть два супруга и похоже она их обоих любит, только по - разному. Одного, Менелая, она любит так, как жене предписано любить мужа, а другого, Париса, она любит страстно. И этой любви она приносит в жертву ту часть себя, которая хотела бы быть верной женой.

И, возможно смерть одного из них – разрешение для Елены. Сама она неспособна окончательно вычеркнуть кого – то одного из своей души. А, следовательно, она остается пассивной, ведомой роком, или судьбой, или богами, которые, в Древней Греции совсем не всегда руководствовались мотивами «добра и любви» в управлении этим миром. Елена уже не выбирает, её не спрашивают – с кем ты хочешь быть, она – самый желанный, красивый и любимый военный трофей. И достанется победителю. По сюжету – погибает Парис, Елена возвращена Менелаю. Разрешение двойственности Елены произошло через смерть ее страстной женской части. Это та цена, которую она платит за свою ускользающую надмирность и божественную притягательность. И платит она ту цену, которую назначают ей боги. Она не выбирает свой жребий, она следует за ним