Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Степанов Александр Михайлович_Статьи для сайта / 42 Степанов Метафизика космолог моделей.DOC
Скачиваний:
62
Добавлен:
21.02.2016
Размер:
129.54 Кб
Скачать

Дельфис № 1(13), 1998. –с. 7-14

В предлагаемой статье доктор медицинских наук Александр Михайлович Степанов «см.: Дельфис. 1997. № 3(11)» анализирует основные парадигмы восточной и западной религиозно–философских традиций, касающиеся процессов проявления, становления Мира, обсуждает инвариантное их ядро, приводит сопоставление с существующими и рождающимися научными представлениями, размышляет о взаимоотношениях человека и мира, тем самым расширяя рамки понимания известного “антропного принципа”.

Метафизика традиционных космологических моделей а.М. Степанов введение.

Принцип двойственности (дихотомии) в познании заложен самой природой человека. Становление человека как самоосознающего себя существа происходит в раннем детском возрасте, когда ребенок начинает отличать свое тело от окружающих его предметов и людей. Этот эмпирический опыт порождает первое диалектическое представление "Я и неЯ". Затем формируется следующее понятие принадлежности "Мое и неМое". Одновременно с этим возникает вначале не осознаваемое ощущение неразрывности и зависимости себя от социальной и природной среды. Ребенок не может существовать без матери или людей, ее заменяющих.

Этот практический опыт двойственности является основой всех возникавших философских систем вне зависимости от культуры и цивилизации. Нет ни одной философской системы, не включившей в базисные понятия принципы единства противоположения — конструктивного, создающего первичный импульс для саморазвития. Это заложено во всех религиозных и научных системах. Попытка абсолютизации какой–либо из противоположных сторон, канонизация превышения значимости ее, приводит в конце концов к нарастанию деструктивных тенденций внутри данной системы, ее разрушению или преобразованию. Понимание этих процессов как общих для человеческого общества и окружающей Природы еще в древнейшие времена привело к попыткам создания единой логической схемы мироздания — к возникновению метафизики, и не только в чувственном физическом мире, но и в явлениях, стоящих за пределами ощущений человека.

Мета–физика — за пределами физического, за границей ощущаемого. Метафизические системы вначале возникали в виде мифотворчества, как рассказы о событиях в животном мире и героях, где с помощью в аналогий показывались структурные связи и последовательность развития космологических сущностей. С одной стороны, поверхностно они воспринимались как занятные сказы, с другой — тайной, как гнозиса, знания, понятного лишь посвященным.

Общая метафизика

Термину “Метафизика” иногда придают негативный оттенок, связывая с отрицанием познания Абсолюта — высших модальностей Бытия. Поэтому этот уровень модальности назван "Абсолютно иное", "трансцендентное", "принципиально непознаваемое состояние реальности" — вечное и неизменное, Принцип Принципа (начало начал). Этот уровень не может быть ничем определенным. Он превышает Абсолютное Бытие и Небытие, является запредельным по отношению к Великой Метафизической Двойственности. Специфика метафизики является в суждении о Наивысшем Принципе — Нереальном Абсолюте, через заявление о своей недостаточности, что проходит через все более низкие метафизические планы как тайна происхождения, как импульс стремления к единению с Высшим для устранения неполноты.

Следующим уровнем Метафизики является Чистое Бытие. Именно этот уровень чаще всего в различных религиях называют Богом. Чистое Бытие, или Принцип Бытия, есть, собственно, центр Метафизики. Чистое Бытие символизируется числом Один, так как именно оно лежит в основе всего того, что относительно (уже не так, как чисто Трансцендентное, не негативно), но вполне различимо, хотя только в рамках метафизического видения. Чистое Бытие является позитивным истоком всего наличествующего, оно выступает как "реальный" Абсолют только для более низких метафизических уровней. Здесь появляется первое ограничение — неполная (ущербная) дихотомия. Она состоит не в разделении Чистого Бытия, не в наличии чего–то другого наряду с ним, но в отсутствии этого другого, которое получило название Небытие. Небытие, ограничивая Бытие и являясь метафизически первичным по отношению к нему (можно представить себе отсутствие Бытия, но невозможно представить отсутствие Небытия), тем не менее, все–таки коррелировано именно с ним. Таким образом, Небытие есть обратная сторона чистого Бытия, но тем не менее все же ограниченная им и символизируется «бездной» или «тьмой – вверху».

Третьим метафизическим уровнем является «чистая субстанция», или Универсальная Природа, Принцип Универсального Становления. Если чистое Бытие имеет своим символом единицу, то Универсальная Природа — это Два. Чистое Бытие и Чистая Субстанция — это уже вполне нормальная дихотомия, так как первый и второй члены диады вполне позитивны как с метафизической так и с онтологической точки зрения, ибо здесь речь идет о делении внутри Бытия. Онтология1 начинается с этого уровня, уровня Универсальной природы, которая является «принципом Проявления». Чистое Бытие, являясь Единством, не может быть проявлено, так как в нем нет расщепления на того, кто свидетельствует о факте Проявления, и на сам этот факт. Оно за пределом всякой двойственности. Чтобы Проявление могло возникнуть, необходимо принципиальное деление этого Чистого Бытия на два Принципа. Собственно это и происходит, когда проявляется Универсальная Природа.

Чистое Бытие — Единица — символически распадается на Два. Причем это расщепление, или удвоение, не является и не может являться количественным разделением целого на две части. Мы находимся здесь по ту сторону всякого количества, так как сами Принципы Проявления никоим образом не могут быть проявлены. Расщепление чистого Бытия — это разделение того, чем это Чистое Бытие является, и того, чем это Чистое Бытие не является, — Универсальной Природой.

Универсальная Природа содержит в себе три качества: чисто бытийное, огненное (волнующееся) и пассивное (темное). Качество бытийное — это, с современной точки зрения, информация (сознание, интеллект); качество огненное — энергия (активность); качество пассивное — плотная материя. Тройственная структура качеств Природы до начала Проявления находится в совершенном равновесии, а после отправного мгновения Проявления качества приходят в неравновесное (конфликтное) состояние, которое и приводит к движению, развитию Вселенной.

Четвертым метафизическим уровнем является само Проявленное, т.е. порождение Универсальной Природы от «деяния–недеяния» Чистого Бытия, — Вселенная. Вселенная, или, как говорят индийцы, — «тройной мир», имеет совокупность трех миров по числу качеств и является онтологической структурализацией Универсальной Природы по степени метафизического достоинства, т.е. по мере стремления к самопреоделению ее составляющих.

Высшей степенью Манифестации является «информационный мир», максимально приближенный к чистому Бытию. Это мир как бы чистого Интеллекта (Разума), который замещает чистое Бытие в Манифестации и служит символом "пассивной активности" Принципа. Он является сверхформальным, так как именно он дает форму вещам, но сам таковой не имеет. Отсутствие формы в данном случае может быть достаточным основанием для того, чтобы этот принцип был непознаваем для мира форм.

Мир форм объединяет в себе проявление двух других качеств — энергии и плотной материи. Эти миры можно называть, соответственно, Атмосфера и Земля. Оба они образуют сферу Становления в наиболее чистом виде, и иногда они именуются также "мирами жизни". Именно в этих мирах осуществляется постоянный цикл Рождений и Смерти, и именно они представляют собой наиболее полно Универсальную Природу в ее проявленном состоянии. Два нижних мира — это, по преимуществу, миры Физики и превосходство над этими сферами Бытия составляет основу самой Метафизики. Действительная Метафизика начинается за пределом форм, на уровне Первого Интеллекта, равно и как истинная Онтология, т.к. в мире Форм не содержится практически никаких реальных Принципов. Принципы тонких форм мира Атмосферы содержатся в мире Интеллекта, а принципы грубых, плотных физических форм — в мире тонких форм. И все же "тонкий мир" может быть рассмотрен как путь между последним, наиболее грубым уровнем Проявления (где двойственность Природы выливается в количественную множественность) и наиболее метафизическим уровнем Проявления — Информацией (где субстанциональность2 Манифестации сводится к своему минимуму), который можно назвать миром качества и Проявленного единства. В этом смысле мир энергии — это мир волнения, мир вибраций, мир волн, которые могут подняться до высоты духовных небес, но могут и низвергнуться в воронку грубой материи.

По сравнению с плотными формами, тонкие формы, в которых концентрируются витальные, жизненные энергии, имеют несопоставимо бвльшие степени свободы. Но подлинно метафизическим достоинством они начинают обладать лишь тогда, когда стремятся к радикальному самопреодолению, то есть к тому, чтобы перестать быть формами вообще, отождествившись со сверхформальным Интеллектом. Эта метафизическая перспектива особенно подчеркивается в идее Живого Бога, т.е. такой уникальной тонкой формы, которая максимально концентрирует в себе тонкие силы, ориентированные к Небесному уровню, к выходу за сферы жизни как таковой. Существуют и другие две возможности тонкого мира:

  1. постоянное воспроизводство самое себя с постепенным угасанием в процессе циклических вибраций; такой путь традиция называет "заблудшими" формами (душами) тонкого мира;

  2. перспектива реализации количества Чистой Пассивности, и тогда эти тонкие формы (души) устремляются к растворению в том мире, который христианские Евангелия называют "Тьмой кромешной" («тьмой Внешней», «тьмой–внизу»), т.е. тьмой на кромке между тонким миром Атмосферы и грубым минеральным миром. Эта тенденция более негативна, нежели проявление тонкой формы в форме плотной (то есть души в теле), так как на грани двух миров Форм располагается как раз метафизический ад, то есть сфера чистого внутри–бытийного негатива, настолько отрицательного, что даже природная иллюзия форм служит для него объектом "ненависти", поскольку несет на себе слишком "много" метафизических признаков. В этом и только в этом случае мир Форм может быть наделен относительной позитивной онтологической характеристикой, коль скоро эти формы по своему символическому (а не субстанциональному) значению указуют на интеллектуальный сверхформальный мир Духа. Поэтому сфера "Тьмы Кромешной" может быть обосновано названа и "подтелесной" реальностью, означающей собственно состояние метафизически низшее по сравнению с формами "плотных" тел, но по сути эта "под–телесность" совпадает с самой телесностью, взятой в ее субстанциальном аспекте. Мир "Тьмы Кромешной" это нижний предел Проявления и вообще всей Онтологии. Именно здесь абсолютно исчерпывается всякая ориентация на Преодоление, т.е. вообще все метафизическое содержание Бытия3.

Таким образом метафизика видит следующую космологическую схему: "Абсолютное Иное"  Чистое Бытие–Небытие  Универсальная Природа  Вселенная  (Информация–Энергия–Материя).