Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
сборник_2012_1 / СБОРНИК ДЕТСКИЙ. ТОМ 1 2012.doc
Скачиваний:
26
Добавлен:
13.02.2016
Размер:
4.3 Mб
Скачать

Литература

1. Малкина-Пых, И. Г. Психологическая помощь в кризисных ситуациях / И. Г. Малкина-Пых. — М.: Изд-во Эксмо, 2005. — 960 с.

2. Тарабрина, Н. В. Практикум по психологии посттравматического стресса / Н. В. Тарабрина. — СПб: Питер, 2001. — 272 с. — (Серия «Практикум по психологии»).

3. Гельдер М., Гет Д., Мейо Р. Оксфордское руководство по психиатрии: пер. с англ.: В 2 т. — К.: Сфера, 1999. — Т. 1. — 300 с.

4. Личко, А. Е. Подростковая психиатрия: рук-во для врачей / А. Е. Личко. — 2-е изд., доп. и перераб. — Л.: Медицина, 1985. — 416 с.

УДК 616.146-07

Варианты нарушений развития нижней полой вены

И ИХ КЛИНИЧЕСКАЯ СИМПТОМАТИКА

Богодяж Д. С.

Научный руководитель: д.м.н., проф. Баешко А. А.

Учреждение образования

«Белорусский государственный медицинский университет»

г. Минск, Республика Беларусь

Введение

Одна из наиболее опасных форм венозной патологии — тромбоз глубоких вен (ТГВ), приводящий к тромбоэмболии легочной артерии (ТЭЛА), хронической венозной недостаточности (ХВН) нижних конечностей [1, 2]. В свою очередь, причиной его развития могут стать нарушения развития нижней полой вены (НПВ), в частности, гипо- и аплазии НПВ. A. Obernesterer и соавт. [3] считают, что данные аномалии встречаются в популяции с частотой от 0,07 до 8 %. Однако, длительно протекая бессимптомно, эти пороки представляют значительную сложность в диагностике. Более чем у половины больных эта патология диагностируется на стадии выраженных трофических нарушений. Таким образом, проблема агенезий НПВ приобретает особую актуальность из-за развития у таких больных хронической венозной недостаточности.

Цель исследования

Представить варианты нарушений развития НПВ и проанализировать клинические проявления и отдаленные последствия гипо- и аплазий НПВ.

Материал и методы исследования

В основу работы положены данные обследования и динамического наблюдения в течение 8 лет (2003–2011 гг.) 21-го пациента мужского пола в возрасте 15–55 лет с гипо- или аплазией НПВ. Диагноз у всех больных верифицирован СКТ-флебографией. В соответствии с выявленной протяженностью аномалии НПВ наблюдения распределились следующим образом: у 7 (33,3 %) пациентов была выявлена гипо- или аплазия инфраренального отдела, у 5 (23,8 %) — гипо- или аплазия супраренального отдела, у 1 (4,8 %) —гипоплазия ретропеченочного отдела, у 5 (23,8 %) — гипо- или аплазия инфраренального, ренального, супраренального отделов, у 3 (14,3 %) — почти полная аплазия НПВ.

Результаты и обсуждение

Все обследованные пациенты с нарушениями развития НПВ — мужчины. Выявленная патология НПВ в течение длительного периода протекала бессимптомно. Впервые заболевание проявилось в возрасте 15–55 лет (ср. возраст 25,9 1,65 лет).

Обращает на себя внимание высокий рост пациентов. Он варьировал от 170 до 199 см (ср. — 189 см), причем у 9 (42,9 %) этот показатель превышал 190 см.

Из 21-го больного у 16 (76,2 %) заболевание впервые манифестировало клиникой периферического венозного тромбоза, а у 5 (23,8 %) — отеком обеих ног. Среди больных первой группы у 13 (81,3 %) заболевание протекало по типу илиофеморального тромбоза, а у 3 (18,7 %) — проявилось клиникой поражения глубоких вен голени. Симптомы, типичные для илиофеморальной венозной обструкции — боль, цианоз, отек бедра и голени, были выявлены у всех 13 пациентов с этим уровнем ТГВ. У 6 больных была поражена правая нога, у 3 — левая и у 4 — обе.

Чаще всего, пациентов беспокоили боли в поясничной либо в пояснично-крестцовой областях, в ноге, нижних отделах живота. Боли носили тянущий характер, они иррадиировали по задней или передней поверхности бедра, иногда — в прямую кишку. По локализации и характеру болевой синдром до появления отека ноги и ее цианоза скорее напоминал клинику радикулита либо ишиорадикулита.

Абдоминальная боль, как проявление венозной обструкции, у 2 (9,5 %) пациентов симулировала клинику острого аппендицита, в связи с чем им была выполнена операция удаления червеобразного отростка, по интраоперационным данным интактного. У этих больных спустя 24 ч (у одного) и 14 суток (у другого) развился правосторонний илиофеморальный тромбоз, сначала с отеком бедра, а затем — и голени.

Как уже отмечалось, у 3 из 16 пациентов с периферическим венозным тромбозом заболевание проявилось клиникой поражения глубоких вен голени. Симптоматика у этих больных складывалась из отека голени, цианоза и боли. Следует отметить, что у всех них была поражена правая нога.

Течение илиофеморального тромбоза осложнилось у 1-го пациента обструкцией v. testicularis, у 2 — развитием тромбоэмболии легочной артерии. Первому пациенту в связи с развитием геморрагического некроза яичка была выполнена операция орхэктомии. У больных с ТЭЛА признаки этого осложнения возникли спустя 4–6 дней после развития отека ног.

Спустя 1,5 мес. – 1 год после острого периода манифестации врожденной аномалии НПВ у всех пациентов развивались признаки нарушения проходимости этой магистрали (синдром НПВ). Об этом свидетельствовали отеки нижних конечностей, тупые распирающие боли в них, гиперпигментация кожного покрова голеней, явления дерматита, экзема, варикозное расширение подкожных вен ног, переднебоковой стенки живота (чаще снизу и справа) и грудной клетки (также справа). У пациентов с поражением инфраренального отдела НПВ трансформация подкожных вен живота ограничивалась нижними отделами передней брюшной стенки. В случаях протяженной гипо- или полной аплазии НПВ помимо расширения вен ног и переднебоковой стенки живота наблюдалось варикозное расширение вен грудной клетки.

Течение ХВН у 8 из 21-го больного, или в 38,1 % наблюдений, осложнилось развитием трофических язв голени. Последние появлялись спустя 1,5–2,5 года после манифестации заболевания тромбозом или отеком ног. У 4 (50 %) пациентов язвы локализовались на правой конечности, у 1 (12,5 %) — на левой и у 3 (37,5 %) — на обеих ногах. Площадь трофических язв варьировала от 1 см2до 450 см2. Хирургические и консервативные мероприятия оказывали лишь временный эффект: в сроки от 2-х до 4-х мес. язвы снова рецидивировали. Все пациенты с трофическими нарушениями были молодого возраста — от 18 до 36 лет.

Выводы

1. Врожденные аномалии НПВ встречаются преимущественно у лиц мужского пола, длительно протекают бессимптомно и впервые проявляются в молодом возрасте симптомами ТГВ (чаще правосторонним подвздошно-бедренным) либо ХВН. Каких-либо специфических симптомов, указывающих на аплазию НПВ, по течению тромбоза выявить не удается.

2. В остром периоде, накануне развития ТГВ, гипо- или аплазия НПВ может симулировать неврологическую (радикулиты, ишиорадикулиты) либо острую хирургическую (острый аппендицит) патологию.

3. При уже развившейся хронической венозной недостаточности нижних конечностей наиболее характерными признаками врожденной аномалии НПВ можно считать: высокий рост пациента, его молодой возраст, расширение подкожных вен живота и грудной стенки, признаки посттромботической болезни правой нижней конечности.

4. В случае ТГВ либо ХВН, особенно у молодых мужчин, необходимо исключить возможную врожденную аномалию НПВ. Поэтому при подозрении на эту патологию следует проводить расширенное обследование с применением СКТ-флебографии.