Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Новый новый диплом.doc
Скачиваний:
40
Добавлен:
11.02.2016
Размер:
1.25 Mб
Скачать

Глава I. Теоретические основы организации развития музыкального вкуса подростков в процессе восприятия современной музыки

  1. Психолого-педагогические обоснование развития музыкальной культуры подростков

Широта явлений, охватываемых культурой, и возрастание ее роли в жизни современного общества делает необходимым раскрыть ее сущность, потенциал и возможности глубокого воздействия как на исторический процесс, так и на каждого человека.

Для настоящего исследования понятие “культура” является базовым в рассматриваемом нами термине “музыкальная культура”.

Понятие “культура” многозначно, имеет различное содержание и смысл в философских дисциплинах, относится к педагогическому процессу, его организации.

“Культура (от лат. – возделывание, уход, обработка, улучшение) – специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленной в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных форм, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой, к самим себе” [21, С.307].

“Культура – это “вторая природа”, это “вторичная искусственная среда”, которую человек наслаивает на природу и проносит ее через века” [17, С.12]

Под музыкальной культурой понимается целенаправленно формируемая обществом потребность и способность личности воспринимать, осваивать и создавать мир ценностей средствами музыкального искусства. Содержательный компонент музыкальной культуры включает в себя совокупность знаний, умений и навыков, позволяет растущей личности адекватно распознать и присваивать созидательные, гуманистические, нравственно-духовные идеи, воплощая их в расширяющемся пространстве социального взаимодействия.

Педагогическая же сущность понятия “музыкальная культура подростка” заключается в понимании данного феномена как интегративного личностного качества, развивающегося в образовательном процессе, направленном на формирование способности творчески действовать в социокультурной среде посредством присвоения личностью воплощенных в музыке общечеловеческих ценностей и идеалов.

Современные образовательные системы развивают ментальность человека ХХI века, основанную на его неосферном мышлении, включающем обеспечивающие ценности: ответственность, добро, нравственность, красоту, гармонию с миром и самим собой.

«Личностные универсальные учебные действия: расширение представлений о художественной картине мира на основе присвоения духовно-нравственных ценностей музыкального искусства, усвоения его социальных функций; формирование социально значимых качеств личности: активность, самостоятельность, креативность, способность к адаптации в условиях информационного общества; развитие способности критически мыслить, действовать в условиях плюрализма мнений, прислушиваться к другим и помогать им, брать ответственность за себя и других в коллективной работе; осознание личностных смыслов музыкальных произведений разных жанров, стилей, направлений, понимание их роли в развитии современной музыки.» []

Сформировать эти ценности в сознании человека – сложная проблема, стоящая сегодня перед обществом. Решить ее можно только путем интеграции различных наук: философии, социологии, культурологии, психологии, педагогики и других.

Культурный, духовно богатый человек, по мнению ученых Исследовательского Центра проблем качества подготовки специалистов Министерства образования Российской Федерации, это человек:

1) осознающий на основе постоянного совершенствования системы знаний собственное миропонимание, свое место в Мире и себя, как активного выразителя социально-позитивного отношения к Миру (природе, обществу, другим людям, труду, себе) и умеющий выразить это в ситуациях различного социального взаимодействия;

2) чувствующий, понимающий, сохраняющий и преумножающий Красоту Мира – его гармонию, пропорцию, многообразие, исключительность и себя, как представителя homo sapiens во Вселенной Жизни;

3) стремящийся к совершенствованию своей духовной жизни в процессе интернализации общечеловеческих ценностей Добра, Любви, Верности, Чести, Достоинства, Долга, личной и социальной ответственности и реализующий ценности здорового образа жизни;

4) организующий собственное поведение, речевую и трудовую деятельность в соответствии с императивами, нормами (правилами, национальными традициями, этикетом и пр.), предписываемыми определенными исторически обусловленными этапами развития общества и учитывающий предписания ролевых, статусных, позиционных отношений [23].

Концепция художественного образования РФ (2001 год) в качестве приоритетных выделяет следующие цели и задачи:

1) сохранение культурного наследия;

2) повышение значимости культуры и искусства в образовании;

3) подготовка творческих кадров к профессиональной деятельности в сфере искусства и культуры, а также педагогических кадров для системы художественного образования;

4) выявление одаренных детей и подростков, обеспечение соответствующих условий для их образования и творческого развития [37].

К этим специфическим проблемам относятся:

1) недооценка в социальной политике роли эстетического сознания, художественной, музыкальной культуры как факторов динамического развития общества;

2) культурный нигилизм значительной части молодежи, когда положительные ценности современного искусства и их эталонная роль в музыкальной культуре подвергается сомнению или даже отрицанию;

3) второстепенная роль предметов культурно-эстетического цикла в общем образовании на всех ее ступенях

Стремление решить данные проблемы определяет либеральную политику развития общественной системы через развитие образования и культуры (В.Г. Рындак, А.С. Иванова, В.Д. Фирсов, А.А. Антипина и др.).

Уровень культуры общества отчетливо проявляется в подростках. Обращая внимание на ребенка, можно ясно представить микро- и макросистемы, являющиеся для него значимыми: его родителей, социальную и культурно-досуговую среды, формирующие его духовные потребности. Процесс музыкального развития - это проникновение в богатейший и загадочный мир воспитанника - его виртуальную реальность, способ понять и решить проблемы этого мира для более успешной самореализации [4]. Он открывает безграничные возможности формирования всех граней личности: души, потребности в благородстве чувств, интеллекта и практического ума, трудолюбия и физического здоровья, характера и воли к самореализации, к самосовершенствованию.

Многообразие чувств и суждений проявляется у человека тогда, когда расширяется его мировоззрение. Находясь в поле «культурного напряжения», человек учится самоопределению, выработке жизненной позиции, открытости новым знаниям, толерантности к другим мнениям. Определяющим фактором являются культурные традиции.

Будущее в наши дни, по мнению В.С. Русановой, строится на перекрестке “искусство и школа”, “искусство и детство”, “искусство и педагогика”, “искусство и семья”, “искусство и досуг” и так далее [33].

Развитие музыкальной культуры подростков – это развитие личности, способной к целостному постижению окружающего мира, человека-творца, носителя креативного начала, подлинного субъекта жизнедеятельности, способного к позитивному самоизменению и изменению окружающего мира, к творению культуры и себя в культуре. Современное музыкальное искусство, обращаясь к самым глубинам человеческого существа, в этом процессе способно сыграть значительную роль.

Истоки воспитательной стороны музыкальной культуры уходят в самые глубины истории. Историчность осознания дилеммы – “Воспитывать не музыканта, а человека” (Пифагор, Платон, Аристотель), продолжена нашими современниками (П.П. Блонский, Л.В. Горюнова, Д.Б. Кабалевский, Г. Рукавишников, В.А. Сухомлинский и др.).

В древнегреческой системе воспитания, где значительное внимание отводилось развитию музыкальной культуры, можно выделить основополагающие категории: у Пифагора – это “гармония”, “число”, “мера”; у Сократа – “самопознание”; у Платона – “идея”, “красота”; у Аристотеля – “катарсис”. Умение играть на музыкальных инструментах считалось в Древней Греции признаком культурного человека.

Пифагорейцы и их последователи считали, что мировая гармония, космос влияют на душу человека посредством музыки, что сформировать душу человека можно по-разному, воздействуя на нее различной музыкой. Аристотель считал, что музыка служит очищению и врачеванию душ, моральному совершенствованию человека, формированию его духовных потребностей.

Музыканты второй половины ХIХ века внесли значительный вклад в разработку методологических принципов и основ музыкального развития. Наиболее значительными в этом плане стали труды Н.Я. Брюсовой, К.А. Булычева, А.Н. Зорина, А.Н. Карасева, А.Л. Маслова, Л.М. Миронова, Н. Молленауэра, А.И. Пузыревского, С.В. Смоленского, В.Н. Шацкой, С.Т. Шацкого и др.

Так, С.В. Смоленский – музыкант-педагог – считал музыкальное просвещение главной задачей школьного обучения. Результатом его деятельности явилась музыкально-педагогическая концепция, нашедшая свое отражение в “Проекте Программы музыкального образования в народной школе” (1880 г.) и “Методике преподавания пения по цифирной нотации для учителей” (1885 г.)

Традиции классиков-педагогов продолжили композиторы В.И. Калинников, А.Д. Кастальский, С.И. Танеев; музыковеды Н.Я. Брюсова, Н.Д. Кашник, Е.Э. Линева, Б.Л. Яворский; дирижеры Н.М. Данилин, П.Г. Чесноков, которые определяли музыкальное воспитание как педагогический процесс формирования отношения человека к искусству и внутренней потребности в общении с музыкальными ценностями.

Теория ценностей и проблема ценностных ориентаций в музыкальной культуре на современном этапе достаточно широко представлена в науке. В частности она разрабатывалась в отечественной философии и эстетике (Б.Г. Ананьев, С.Ф. Анисимов, Н.А. Бердяев, М.С. Каган), в социологии (А.Г. Здравомыслов, И.С. Кон), психологии (К.А. Абдульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев и др.), педагогике (Т.Х. Ахаян, М.М. Бахтин, А.В. Кирьякова, Ю.Н. Холопов и др.).

Важным для нас является выделение красоты как особой ценности. Ее специфика – в созидании, в котором таится возвышенный смысл. Отмечены также такие ценности, как любовь по-христиански, ответственность и воля, и как высший орган познания – совесть [6].

Анализ теоретических исследований позволил выделить принципы, которые базируются на дидактике и теории развивающего обучения, успешно применяются в музыкальном образовании в настоящее время:

1) чувственно-воспринимаемое следует продумать и осознать;

2) плохой учитель сообщает истину, хороший учит ее находить;

3) «всякий метод плох, если приучает к простой восприимчивости, и хорош, если возбуждает самодеятельность, стремление владеть своим предметом, постоянно работать над собой.» []

Эти принципы многократно утверждались в отечественной музыкально-педагогической практике (Н.А. Бедницкий, Б.С. Маранц, Г.Г. Нейгауз и др.), стали ведущими в музыкальной педагогике.

Рассматривая вопросы развития музыкальной культуры подростков, Н. Молленгауэр в работе “О музыкальном образовании” (1909 г.) предполагает основательное знакомство с музыкальной грамотой: “Придет, наконец, время, когда слушатели перестанут относиться к музыкальным звукам, как к снежинками, летающими по воздуху без плана, без цели, без смысла и значения”. По мнению Н. Молленгауэра, только тогда можно будет считать ребенка не пассивным, а действительно активным слушателем, поскольку он научится “слушать какое-либо из музыкальных произведений во всех его мельчайших деталях” [15, C.47].

Известный русский педагог и музыкант С.Т. Шацкий (1918 г.) в своей книге подчеркивает самовыражающую, самообъективирующую роль музыкального искусства для подростка. “Музыка вызывает у детей самодеятельность благодаря потребности выразить внутренние переживания другого человека, а не только свои” [39, C.5].

Особый интерес к развитию музыкальной культуры детей и подростков возник в 50-е годы ХХ в., когда обнаружилось, что “старая система не рациональна, она не развивает умственные и творческие способности учащихся и не обеспечивает освоение усложнившейся школьной программы” [9].

Новый взгляд на обозначенную проблему принадлежит Д.Б. Кабалевскому, который, осмыслив теоретическое и практическое наследие Б. В. Асафьева, А.А. Серова, Б.Л. Яворского, теорию жанров А.А. Альшванга, жанрово-интонационную основу музыкального языка и форм В.А. Цукермана и Л.А. Мазеля, обосновал концепцию музыкального воспитания, что послужило предпосылкой разработки теории педагогики искусства.

Суть учения заключается в постижении музыки через интонацию (в широком смысле) и жанры. Автор выдвигает задачу формирования музыкальной культуры школьников на основе целостного представления о музыкальном искусстве, его общественной роли. Д.Б. Кабалевский считал, что используя, эмоционально-увлекательные формы общения на уроках музыки, содействуя осмысленному восприятию музыки можно научить подростков слушать музыку как содержательное искусство.

Концепция массового музыкального воспитания Д.Б. Кабалевского стала общепризнанной и основополагающей в отечественной музыкальной практике.

Вопросы развития музыкальной культуры детей и подростков глубоко разрабатывались в 80-е и 90-е годы ХХ в. в российской музыкальной педагогике (Ю.Б. Алиев, Э.Б. Абдулин, Е.А. Бодина, Л.В. Горнова, И.В. Кодобнова, Л.В. Школяр, В.О. Усачева и др.).

Так, Ю.Б. Алиев под сознательным отношением к музыкальному произведению понимает его анализ, вычленение отдельных сторон и осознание средств музыкальной выразительности, то есть опору на развитость музыкального слуха [4].

Важной задачей музыкального обучения Э.Б. Абдулин называет “систематическое развитие восприятия музыки на основе эмоционально-познавательной деятельности, постижения “ключевых знаний” [2]. В его работах подчеркивается, что, обладая безграничным потенциалом личностного развития, музыкальная культура пронизывает все стороны и грани образовательного процесса, во многом определяя содержательную логику его гуманистического возвышения и итоговую целостность воспитывающего воздействия.

Традицию “приобщения” ребенка к музыке продолжает коллектив авторов И.В, Кадобнова, В.О. Усачева, Л.В. Школяр (1991 г.). В их работах методологически обоснована педагогика искусства, разработаны принципы художественной дидактики, а сам процесс преподавания музыкального искусства в детских учреждениях представлен, как художественно-педагогический. Учебные предметы музыкальной направленности постепенно приобретают иную функцию, не ознакомительную, а аналитическую, благодаря чему возрастает научность, возникает возможность постановки и рассмотрения обозначенной проблемы [13].

На наш взгляд, заслуживающими внимания являются идеи интегративного подхода Б.Н. Неменского к преподованию дисциплин гуманитарного цикла на всех ступенях образования, о комплексном подходе к искусству в целом [28].

Таким образом, обращение к научной литературе показало: развитие музыкальной культуры основывается на том, что музыка влияет на эстетическое, нравственное, культурное формирование подростка. Ценность музыки осознается не в самой музыке, а в цели воспитания посредством музыки, то есть музыка используется в воспитании достойного гражданина общества. Отдельные самоценные стороны музыки при это признаются важными, но основной является связь в социуме: человек – музыка – общество. Ценность музыки определяется исходя из целей культурной социальной, общественной, политической установок воспитания. Педагоги прежде всего ставят музыкально-дидактические цели на уроке такие, как овладение музыкальной грамотой, обучение пению, игре на музыкальных инструментах и другие.