Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
угол пр общ ч.doc
Скачиваний:
128
Добавлен:
10.02.2016
Размер:
716.29 Кб
Скачать

5. Отграничение покушения на преступление от оконченного преступления и от приготовления к преступлению

Покушение отличается от оконченного преступления по объективной стороне. При покушении отсутствуют некоторые обязательные признаки объективной стороны преступления: отсутствуют общественно опасные последствия (для преступлений с материальным составом) или недоведение деяния, образующего объективную сторону преступления до конца (для преступлений с формальным составом). При оконченном преступлении объективная сторона полностью выполнена: имеется деяние, повлекшее наступление общественно опасных последствий (для преступлений с материальным составом) или выполнено само деяние (для преступлений с формальным составом).

Покушение отличается от приготовления к преступлению характеров совершенных действий. При приготовлении только создаются условия для совершения преступления, а покушение уже характеризуется начатом выполнения деяний, входящих в объективную сторону преступления. В связи с этим покушение содержит, как правило., большую степень общественной опасности, чем приготовление.

6. Ответственность за приготовление к преступлению и покушение на преступление (ст. 16)

Понятие преступления, данное в ч. 1 ст. 11, предусматривает его при наличии прочих признаков как общественно опасное деяние (действие или бездействие). При приготовлении и покушении речь идет именно о совершении лицом такого деяния, которое содержит в себе состав неоконченного преступления как основание уголовной ответственности лица.

Ответственность за приготовление к преступлению и покушение на преступление наступает по той статье или части статьи Особенной части Уголовного кодекса, которая предусматривает деяние, к совершению которого приготавливалось лицо или на совершение которого это лицо покушалось. Квалификация этих действий, помимо статьи Особенной части УК, осуществляется со ссылкой, соответственно, на ст. 14 или ст. 15.

Однако в случае, если сами приготовительные действия образуют самостоятельный состав другого оконченного преступления (подделка, документов, приобретение оружия и т. п.), то ответственность наступает по статье, предусматривающей оконченный состав, и за приготовление к другому преступлению. В случае же, если покушение составляет самостоятельное оконченное преступление, то ответственность наступает по правилам идеальной совокупности.

Нормы Общей и Особенной частей уголовного закона не содержат указания об обязательном смягчении наказания при приготовлении к преступлению или при покушении на преступление. Лица подлежат ответственности в пределах санкции соответствующей части статьи, предусматривающей деяние, к совершению которого приготавливалось лицо или на совершение которого оно покушалось.

Однако, при приготовлении к преступлению обязательно должна быть учтена степень общественной опасности этих действий, которая зависит от установления назначения соответствующих предметов (предметы, пригодные только для совершения преступления или бытового назначения) и близости приготовительных действий к моменту совершения преступления (весьма отдаленные, так называемое приготовление к приготовлению, или непосредственно предшествовавшие преступлению).

При назначении наказания за покушение на преступление суд также учитывает характер и степень общественной опасности действий, степень осуществления преступного намерения и причины, в силу которых преступление не было доведено до конца.

Определенные трудности для квалификации приготовления и покушения возникают при наличии специальных видов умысла, когда лицо альтернативно предвидит наступление двух и более общественно опасных последствий и желает наступления хотя бы одного из них (альтернативный умысел), либо когда у лица отсутствует четкое представление о характере, объеме и тяжести возможных последствий (неопределенный умысел).

При альтернативном умысле лица ответственность за приготовление и покушение определяется как за совершение действий, направленных, соответственно умыслу, на совершение более тяжкого из альтернативных преступлений.

При неопределённом умысле лица ответственность за приготовление или покушение на преступление определяется по тем фактическим последствиям, которые могли быть причинены в случае окончания преступления.