Military Крым. Спецвыпуск №1. 2010
.pdfnл А-5 возвращается ц3 похода. 1943г.
района и обеспеч е н и я 'м и н но заградительного соединения м.л.К. (морская учебная команда -
прим. перевод.) кроме 16-й флотилии кораблей охраны гавани получает группу RA и FR-ботов Дунайской флотилии».
Таким образом боевая задача ПЛ «д- 5» -«Прервать коммуникации противни ка в заданном районе» полностью выполнена. Экипаж, во главе с команди ром старшим лейтенантом Г.А.Кукуем, внес свой достойный вклад в помощь героическим защитникам Севастополя.
Действия ПЛ «д-5»:
В17 ч. 10 м. лодка снялась с грунта и
четырехузловым ходом начала отход из района атаки. Управление производи лось по магнитному компасу, находяще муся в рубке.
В20 ч. 50 м. лодка снова легла на грунт на глубине 22 м для исправления гирокомпаса. Была долита ртуть, и через три часа гирокомпас был введен в
действие.
На третий день после атаки конвоя (13 июня) «д-5» патрулировала в южной части позиции в районе м. Большой Фонтан в 3-4 милях от берега; она шла на перископной глубине со скоростью
2,5 узла.
В10 час. xo был застопорен, после чего подводная лодка ПОРдифференто вана. С целью экономии электроэнер гии, командир лодки решил некоторое время находиться без хода (висеть на пери-'скопе). Видимость была при небольшом тумане 30-40 каб. Состоя ние моря - штиль. Личный состав стоял по готовности NQ 2, переборочные двери были открыты, работала батарейная вентиляция на вентилирование аккумуляторной батареи в отсеки.
В1 0 Ч. 17 м. на расстоянии 3-4 каб. был обнаружен катер-охотник противника,
идущий наперерез KYRcy лодки. Катер имел маскировочную окраску.
Действия командира и личного состава подвод ной лодки «д-5»
Командир решил, что л о д к а о б н а р у ж е н а катером-охотником по перископу. Была объявле н а б о е в а я т р е в о га , подводная лодка пол-'ным ходом стала уходить на глубину и через минуту была уже на глубине 1 5 м.
Через |
4 м и н . |
после |
|
обнаружения |
катера на |
||
лодку |
была |
сброшена |
|
первая |
глубинная |
бомба. |
Всего в течение 5 мин. было сброшено три бомбы, разрывы которых были слышны по правому борту. В 1 О ч. 26 м. в районе V отсека разорвалась последняя (третья) глубинная бомба, после чего бомбардировка прекратилась. От взрыва этой бомбы подводная лодка на некоторый момент потеряла управляе мость и коснулась грунта. Никаких мер по со-'хранению управляемости лодкой предпринято не было. Через минуту она ужележала на грунте на глубине 23 м с дифферентом 30 на нос. Все механизмы были остановлены. Командир лодки принял решение некоторое время пролежать на грунте, затем после окончания-преследования сняться с грунта, отойти от места встречи с катером-охотником и заняться исправ лением оставшихся повреждений.
Сразу же после разрыва' глубинных бомб в центральный пост управления поступили доклады командиров отсеков, выявившие состояние всей лодки.
Большая часть ламп нормального и боевого освещения с колпаками была разбита. Почти все электроизмеритель ные приборы (главным образом амперметры) вышли из строя. Выскочил штырь с роликом подъемного устройства
перископа, пропустил воду сальник, а сам перископ оказался заклиненным. Сорваны и разбиты пузырьковый дифферентометр и глубомер централь ного поста.
Крышки входных люков I и V отсеков в момент разрыва последней бомбы пропустили воду и шахты люков заполн ились водо й . Подо рваны забортные клапаны охлаждения дизелей. Лопнула труба охлажде ния правого дизеля , и
давление в системе охлаждения вследствие, приоткрытая машинного кингстон сравнялось с забортным. Вода в небольшом количестве стала поступать в отсек. Нарушена центровка привода вертикального
руля.
Командир БЧ-5 приказал командиру V отсека: «Обжать забортные клапаны, клетневать магистраль охлаждения дизеля, вести наблюдение за состояни ем трюмов и местом заделки повреж денной магистрали, поршневую помпу приготовить для откачки воды из трюмов».
После разрыва глубинных бомб личный состав приступил к исправле нию повреждений. Разбитые лампы освещения были заменены запасными. Забортные клапаны обжаты. Провере ны задраивающие устройства входных люков. Лопнувшая труба магистрали охлаждения дизеля была заделана путем накладки на трещину парусины, пропитанной белилами, и оклетневки ее шпагатом. Снаружи этот уча-'сток трубопровода был обвернут резиной, скрепленной вязальной проволокой. Подъемное устройство перископа было, исправлено и сальник поджат. При проверке состояния станций управле ния гребными электродвигателями оказалось, что от сотрясения корпуса лодки у шунтовых реостатов сопротив ление изоляции упало до О. Реостаты были поочередно сняты и приведены в рабочее состояние путем прокладки листовой фибры между магазином сопротивления и кожухом реостата; изоляция обоих реостатов была поднята до500000 ом.
В 1 2 час. подводная лодка снялась с грунта, ПОРдифферентовалась, легла на курс 300 и со скоростью 3,5 узла начала отход от места атаки. При управлении лодкой на глубине вместо вышедшего из строя глубомера полызовались показаниями манометра бал-' астной цистерны N° 4, а в качес тведифферентометра был использован уровень от 45-мм орудия установлен ный в центральном посту.
В 14 ч. 26 м. подводная лодка снова легла на грунт на глубине 26 м с диффе
рентом 30 на нос, и после отбоя тревоги личный состав приступил к устранению оставшихся повреждений. Через два часа она снялась с грунта и продолжала движение на перископной глубине. Заданную глубину погружения подвод ная лодка держала уже по глубомеру, который был 'К этому времени исправ лен.
В 22 ч. 22 м. лодка всплыла в крейсер ское положение, после чего приступили к осмотру повреждений надстройки и ограждения рубки. Повреждения оказались незначительными. · Командир «д-5» принял решение остаться на позиции до конца назначен ного срока. При этом он учитывал, что основные повреждения были ликвиди-
65 ЛЕТ ПОБЕДЫ . |
ВЫПУСК |
ПБ "Волга" перед выходом из Севастополя. 1941г.
ПБ "Волга" . 1942г.
в день ВМФ у ПБ "Волга ". Поти. 1944 г: фото А. Кветного
ПЛ "Щ-21б" швартуется к ПБ "Волга" . 1942г.
в день ВМФ у ПБ "Волга ". Поти. 1944 г. фото А. Кветного
65 ЛЕТ ПОБЕДЫ. |
ВЫПУСК |
. '.'
:
Автор этих интереснейших воспоми
наний все время кампании 1941 -1942 г. провел в Севастополе. Когда мы слышим о событиях этих месяцев, то, как правило, речь о моряках, морских
,пехотинцах, летчиках, артиллеристах
ипроч. представителях, как многим кажется, наиболее «боевых» специ альностей. При этом, незаслуженно забыты те, чей боевой труд намного прозаичнее. Это саперы, медики, связисты, специалисты тыловых служб. Без их работы нет смысла говорить о какой-либо организован ной обороне и их заслуги в защите города трудно переоценить. Потому каждому, кто занимается изучением боев за Крым и Севастополь в 1941 - 1942 гг. бесспорно будет интересно познакомиться с воспоминаниями начал ьника хими ческой службы Черноморского флота. .
Сначала Великой Отечественной войны прошло более двадцати лет. Официальные документы не освещают
ине могут освещать всего многообразия напряженной, полной драматизма действительности тех дней. В лучшем случае эти документы лишь сухо фиксируют с большей или меньшей подробностью отдел ьные факты. Зачастую же важные события вовсе не находят отражения в документах. Для восстановления истинной картины того или иного события приходится, помимо официальных документов, прибегать к памяти участников и очевидцев этих
событий. Но в памяти с течением времени стираются отдельные события, особенно их подробности. По этим причинам в исторической литературе иногда или упускаются отдельные поучительные события или они описы ваются, не с достаточной полнотой и точностью. Четко и надолго, а иногда и на всю жизнь откладывается и на всю жизнь откладывается в памяти то, что произвело яркое, как правильно говорят, незабываемое, неизгладимое впечаtле ние. Такими незабываемыми события ми для меня стали события и впечатле ния начала Великой Отечественной войны на Черноморском Флоте.
По этим соображениям я считаю своим долгом осветить некоторые, запомнив шиеся мне события первых суток войны на Черном море. Это необходимо и потому, что события этих суток недоста точно освещены в нашей военно исторической литературе.
Немного об обороне Севастополя
(1 941 -1942 гг.)
Около 16 часов 22 июня флагманский командн ый пункт командующего Черноморским флотом передислоциро вался из здания штаба флота в штольни севастопольской автоматической телефонной станции, расположенной у Телефонной пристани в Южной бухте, где и оставался до конца обороны Севастополя. При переходе КП я сдал оперативное дежурство работнику оперативного отдела штаба флота капитану 3-го ранга А.Ильичеву. Мне было приказано выехать в Симферо поль в штаб 9-го стрелкового корпуса в
качестве делегата связи штаба флота. Выбор пал на меня, вероятно, потому, что я исполнял обязанности эти на учениях, закончившихся в канун войны. Уехал в Симферополь около 20 часов того же дня на машине вместе с началь ником ПВО корпуса, приезжавшим из Симферополя для согласования и уточнения ряда вопросов по ПВО корпуса с начальником ПВО флота.
По приезду в Симферополь предста вился командиру 9-го стрелкового корпуса генерал-майору Судакову, уже знакомому мне по недавним учениям, как делегат связи от штаба Черномор ского флота. Город был затемнен и патрулировался. Остерегались вражес ких ri рашютистов и диверсантов.
Корпус, бывший территориальным формированием, срочно отмобилизо вывался. Части корпуса занимали позиции на побережье Крыма. Несмотря на позднюю ночь, штаб напряженно работал.
Мне пришлось находиться в корпусе около 2-3 недель. Работа моя заключа лась, главным образом, в консультации командования корпуса по военно морским вопросам и его информации о боевой деятельности флота. В свою очередь я информировал Штаб флота о деятельности и развертывании корпуса. В течение этого времени несколько раз бывал в Севастополе с докладом начальнику штаба флота и начальнику оперативного отдела.
Однажды, в первые дни войны, имел место случай, едва не закончившийся трагически. Командир 6 (дм) батареи
65 ЛЕТ ПОБЕДЫ. СПЕЦИАЛЬНЫЙ ВЫПУСК
Тральщики wrapnYHw и wMUHaw ставят дымовую завесу. 1941 г.
корпуса, занимавшей позиции на мысе |
мической готовности военно-морских |
вают наши части, но противник имеет |
||||||
Тарханкут, просил разрешения открыть |
баз и кораблей флота, что мною т |
огромное численное превосходство в |
||||||
огонь по кораблю, ставшему на якорь в |
выполнялось. Кроме того, на аэродро |
авиации и войсках; бригада несет |
||||||
п ределах действител ьного огня |
мы Крыма |
были |
поданы боевые |
потери в самолетах и есть реальная |
||||
батареи. На вопрос, под каким флагом |
.химсредства для ответного удара по |
опасность прорыва противника в |
||||||
корабль, командир |
батареи |
ответил: |
врагу. Я лично с начальником химслуж |
степные просторы Крыма, по этой |
||||
«Под пиратским, Т.е. черным». Откры- |
бы ВВС ЧФ полковником Нестеровым в |
причине приказано эвакуировать часть |
||||||
вать огонь командир корпуса запретил. |
августе-сентябре побывал на всех |
боеприпасов и имущество бригады в |
||||||
Не стоило большого труда и времени |
аэродромах флотской авиации в Крыму. |
Керчь и далее на аэродромы Кубани. Об |
||||||
выяснить, что это был танкер Черномор- |
В конце сентября 1 941 г. мы с Нестеро |
эвакуации химических боеприпасов |
||||||
ского флота |
«Красная Молдавия», а |
вым утром рано выехали на аэродром |
приказания от командования ВВС не |
|||||
«пиратский флаг» - флагом вспомога- |
Сарабуза. В это время шли бои с |
поступало. На мое требование эвакуи |
||||||
тельных судов ВМФ, основательно |
противником на Перекопских позициях, |
ровать химбоеприпасы в первую |
||||||
закопченным, потому что он поднимал- |
однако, при отъезде из штаба флота мы |
очередь, я получил ответ: «приказания |
||||||
ся на гафеле задымовойтрубой. |
- не имели сведений , внушавших |
такого нет, для нас важнее вывезти |
||||||
Через 2-3 недели после начала войны |
серьезные опасениЯ.. Выехав за |
бомбы, чтобы можно было вести бои с |
||||||
в командование |
корпусом |
вступил |
Симферополь, мы встретили несколько |
противником с аэродромов Кубани. А |
||||
генерал-лейтенант Батов. |
|
групп красноармейцев, |
численностью |
что мы будем там делать с химбоепри |
||||
Тяжелые события на фронтах вызыва- |
отдвухдо 3-4 человек, большей частью |
пасами не имея бомб? Сидеть и не |
||||||
ли у меня серьезные опасения за мою |
без винтовок. На наши расспросы |
иметь возможности бить врага?». Нужно |
||||||
основную работу на флоте, и почти при |
красноармейцы отвечали, что враг |
было приказание командования ВВС |
||||||
каждом посещении штаба флота я |
прорвал перекопские позиции, а они |
или флота, и я, вполне уяснив себе |
||||||
просил отозвать меня из корпуса, |
ушли, потомучтонеторужия и ПО другим |
обстановку, выехал в Севастополь |
||||||
мотивируя |
это |
н еобходимостью |
действительным |
или |
выдуманным |
прямо на командный пункт ВВС , |
||
организации п ротивохимической |
причинам. Приказав всем встреченным |
находившийся вблизи Исторического |
||||||
защиты флота от ответного удара по |
группам вернуться, мы поспешили на |
бульвара. Приехали мы с Нестеровым в |
||||||
врагу в случае применения последним |
аэродром Сарабуз и застали там |
Севастополь вечером прямо на КП |
||||||
боевых ОВ. Начальник штаба флота |
напряженную |
боевую |
деятельность: |
командующего ВВС ЧФ. Русаков сидел |
||||
И.Д.Елисеев каждый раз от\3ечал мне, |
бомбардировщики СБ и ПЕ-2 группами |
за столом с едой и напитками и слушал |
||||||
ЧТО он все понимает и что меня скоро |
взлетали с бомбами, направляясь к |
грампластинку: «Гайда, тройка, снег |
||||||
сменят. Действительно, вскоре к штабу |
Перекопу, садились на аэродром, |
пушистый». На мое предложение о |
||||||
9-го корпуса была прикомандирована |
принимали бомбы и вновь летели |
необходимости эвакуировать химичес |
||||||
группа офицеров флота во главе с |
бомбить врага . Начальник штаба |
кие боезапасы в первую очередь, |
||||||
капитаном 1-го ранга м.к.Катричко, а |
авиабригады полковник П . Кудин |
Русаков заявил, что у него своих забот |
||||||
корпус стал развертываться в 51-ю |
информировал нас, что с утра против |
достаточно, а мне предложил убраться к |
||||||
армию. |
|
|
|
ник большими силами начал наступле- |
черту. Находившийся здесь же началь |
|||
По возвращению в Севастополь, я |
ние, прорвал перекопские позиции; |
ник политотдела ВВС попытался |
||||||
получил приказание проверить и |
наши части отходят на Юшуньские |
урезонить Русакова, но безуспешно и |
||||||
принять меры к повышению противохи- |
позиции; самолеты бригады поддержи- |
посоветовал мне срочно доложить этот |
65 ЛЕТ ПОБЕДЫ . СПЕЦИАЛЬНЫЙ ВЫПУСК
вопрос командованию флота, добавив: «Вы сами видите состояние нашего командующего». Мне ничего другого не оставалось делать, состояние Русакова я действительно хорошо видел. Вопрос мною был доложен начальнику штаба ЧФ И.Д.Елисееву, химические боепри пасы со всех аэродромов Крыма были вывезены, и врагу ничего оставлено не было. Как был приведен в чувство Русаков, мне неизвестно, но вскоре командующим ВВС ЧФ был назначен Герой Советского Союза, смелый летчик и обаятельный человек Остряков.
Как известно, противник после прорыва им перекопских позиций, был остановлен на Юшуньских позициях еще, примерно, на месяц и сумел ворваться в Крым в конце октября 1 941 г. Между тем обстановка на фронтах продолжала нарастать, враг рвался к сердцу страны - Москве, значительно продвинулся по побережью Азовского моря: налеты на Севастополь участи лись и стали значительно разрушитель ней, угроза прорыва в Крым стала вполне реальной а, следовательно, вполне реальна была и угроза Севасто полю, как главной базе флота.
Командование флота принимало решительные меры к обороне Главной базы. Тысячи жителей Севастополя, солдаты и матросы рыли капониры, траншеи, противотанковые рвы , строили ДОТы, ДЗОТы, устанавливали минные поля, фугасные огнеметы, превращали Севастополь в неприступ ную крепость. Наряду с этими мерами, командование флота должно было и принимало меры к перебазированию флота и его материальных средств в порты Кавказа. Нужно было пригото-
Постановка дымзавсеы крейсером
"Красный КавказW• 1941-1942 гг.
Фотография из немецкого альбома. Севастополь под ударом немецкой авиации. Хорошо видно, как ставятся дымовые заверы. 1941-1942 гг.
виться и к уничтожению сооружений и запасов на случай внезапного прорыва врага в Севастополь.
Помню сове щание флагманов, командиров соединений, руководящих работников флота, на котором с сообщением об обстановке выступили начальник Главного политического управления ВМФ Рогов И.В. и команду ющий флотом Октябрьский Ф . С . Совещание было в октябре в Филиале Дома Флота. Рогов и Октябрьский только накануне вернулись с Юшу ньских позиций, но оценка состояния обороны у каждого из них была разная. Рогов говорил, что состояние войск и прочность обороны надежные, для тревоги нет оснований. Октябрьский же, выступавший вслед за Роговым, говорил , что прочность обороны вызывает сомнение и необходимо быть готовым к худшему. Как показали дальнейшие события, в оценке обста новки Октябрьский был прав. Свое выступление Октябрьский закончил рядом распоряжений о переходе кораблей флота в порты Кавказа, об эвакуации части предприятий и учреж дений, населения, выводе войск гарнизона на оборонительные соору жения Севастополя и необходимости уничтожения сооружений и запасов в самом крайнем случае.
Распоряжение эти были выполнены, за исключением уничтожения сооружений и запасов: как известно, героическими усилиями флота, армии и населения враг был остановлен на подступах к городу и был вынужден топтаться у стен города-героя, обильно поливая кровью своих солдат священную севастопо льскую землю. К моменту выхода вражеских войск к городу корабли флота ушли на Кавказ, Морской завод и
Вое ный порт эвакуированы, вывезено значительное число женщин, стариков и детей; были перебазированы штаб флота и ряд управлений флота. В Севастополе остался Военный Совет Флота, оперативная группа штаба флота и оперативные группы отделов тыла и флотских учреждений.
Флот выставил все, что мог, на оборону Севастополя, все, способные носить и применять оружие, отправились на оборонительные позиции, батареи береговой об9РОНЫ приготовились к стрельбе по сухопутному противнику.
. Химическая служба внесла свою долю в создание оборонительных сооруже ний. В Севастополь уже в период войны было доставлено нескол ько сот фугасных огнеметов (ФОГ), но без ПРОВОДОВ и подрывных машинок. Химическое управление ВМФ мотиви ровало это недопустимое положение
65 ЛЕТ ПОБЕДЫ . СПЕЦИАЛЬНЫЙ ВЫПУСК