Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Реферат Жиганова Александра из 1107.docx
Скачиваний:
6
Добавлен:
02.06.2015
Размер:
48.78 Кб
Скачать

Экономическое чудо.

Подъем экономики Германии в период корпоративного государства часто называют «немецким экономическим чудом». Используя инструменты, которые в начале тридцатых годов Джон Кейнс только начинал описывать в своих теоритических трудах, нацисты добились впечатляющих результатов. При этом надо упомянуть, что и негативных моментов было предостаточно.

Про безработицу мы уже рассказывали, но еще раз приведем некоторые цифры. К началу правления нацистов безработных было около полутора миллионов, к 1932 году это число достигло пика в 5 603 тыс. человек, а затем безработица стала неуклонно снижаться: к 1940 при 28 592 000 работающих не могли отыскать работу только 52 000! Невероятно низкий уровень безработицы (естественно, все это статистика, и не факт, что цифры отражают реальное положение дел) показывает эффективность мер нацистов в этой области.

С 1933 года государственные ассигнования стали увеличиваться в размерах и потекли в военную промышленность. К 1938 году инвестиции в вермахт и разработку вооружений достигли 58% процентов от расходов государственного бюджета, который, в свою очередь, составлял одну пятую национального дохода. Очень хитро происходило финансирование: фирмы «Крупп», «Сименс», «Рейнметалл» и «Гутехоффнунгсхютте» при содействии президента рейхсбанка Шахта учредили «Металлургическое научно-исследовательское общество» (сокращенно – MEFO, Мефо). «Векселя Мефо» учитывались рейхсбанком, и таким образом у нацистов появились огромные денежные ресурсы. Правда, к 1938 году государство задолжало порядка 12 миллиардов рейхсмарок. Эту проблему призваны были решить введенные в том же году казначейские обязательства и налоговые квитанции. В этот момент Шахт внезапно осознал, что выбранный Гитлером курс развития экономики ведет либо к инфляции, либо к захватнической войне. «Финансовый координатор милитаризации» (Норберт Фрай «Государство фюрера», стр.77) подал в отставку с поста министра экономики, но продолжал спорить с нацистами до 1943, когда его окончательно исключили из правительства.

Но и до 1938 года деятельность Шахта была довольно заметной. Осенью он ввел «Новый план», позволивший временно установить всеобъемлющий контроль над внешней торговлей и решить проблему нехватки валюты. Но уже через год проблемы появились снова: фюрер и крупные промышленники желают полной автаркии Германии, средний и мелкий бизнес, наоборот, страдают от проблем с валютой, да еще Шахт поругался с Дарре из-за перебоев в снабжении и перечил фюреру насчет экономической политики. Гитлер же продолжал настаивать на автаркии, и продолжались проводиться экономически нерентабельные проекты, важные для самообеспечения – например, разработка рудных месторождений и выплавка стали на заводах имени Германа Геринга в Зальцгиттере, «бензиновый договор» с «ИГ Фарбен» (развитие производства горючего). Эти проекты истощали экономические ресурсы, что при условии огромных вложений в военный сектор создавало нехватку инвестиций в производство средств потребления. Наступал кризис.

9 сентября 1936 года на «партийной съезде чести» Гитлер выдвинул «четырехлетний план» превращения Германии в обороноспособную страну, с обороноспособной экономикой и боеспособным вермахтом. Для этого в последующие годы тенденции корпоративизма усиливались, и при этом в большинстве государственных управленческих конторах главенствовали промышленники. Прежняя, разработанная Шахтом концепция развития Германии как страны с доминирующей, но рыночно-ориентированной экономикой, была отброшена. Были созданы специальные органы, инстанции, советы для развития плана. Чрезмерная бюрократизация не сильно помогла, и от этого четырехлетнего плана выиграли в основном крупные бизнесмены. Например, Карл Краух.

В 1938 году член правительства «ИГ Фарбен», ученый, специалист по бензину и искусственному каучуку был назначен «генеральным уполномоченным по химической промышленности». Краух уже сильно подсобил своей фирме организацией упомянутого нами ранее «бензинового договора», и теперь он решил извлечь максимум выгоды и от «четырехлетнего плана». Этого он смог добиться, сочетая государственно-административные функции с должностью председателя в наблюдательном совете концерна. Такая «приватизации» отрасли на официальном, государственном уровне позволила «ИГ Фарбен» получить огромные прибыли.

Уже через два года «четырехлетний план» изжил себя, и в 1938 году нацисты провозгласили «Новый военно-экономический производственный план», еще сильнее возвышавший военные аппетиты государства над социальными. Особое влияние ощутили работники аграрного сектора. Хотя нацисты пропагандировали идеи «крови и почвы» и поднимали идеологический престиж крестьянства, крестьяне не были особо довольны бюрократизацией. Так как государство диктовало им условия работы, а оно требовало развития военного сектора, работники уходили из сельского хозяйства. К началу войны аграрный сектор потерял 1,4 миллиона человек, решивших перейти на более оплачиваемую работу в военной промышленности. Возникла огромная нехватка аграрных работников, и хотя государство усиленно направляло молодежь в этот сектор (уже упомянутый гитлерюгенд), но недовольство улеглось только с прибытием в Германию военнопленных. При всем этом продолжалась миграция сельского населения в города, несмотря на идеологически пропагандируемый образ «свободного крестьянина», помогающего «народному сообществу».

Интересная ситуация в период «экономического чуда» происходила с зарплатами. Реальная почасовая зарплата стала повышаться только с 1936, а номинальная была заморожена режимом в 1939, когда рост заработной платы стал грозить процессу милитаризации. Но и после официальных запретов зарплата повышалась путем надбавок и премий. Почему же это было выгодно работодателям? Что заставляло их рисковать, обходя официальные распоряжения нацистов? Дело в том, что аккордные надбавки позволяли удерживать наиболее ценных, квалифицированных работников, а также путем хитрого разграничения тарифных разрядов и запутанной системы тарификации рабочих мест работодателям удавалось создавать эффективные стимулы к труду при сохранении общего невысокого уровня зарплаты.

К успехам нацистов стоит также отнести то, что с 1936 года реальная зарплата наконец-то стала превышать прожиточный минимум, притом что к 1928 году последний превышал зарплату почти на 20%. Ситуация «зарплатного профицита» существовала вплоть до 1944 года, когда распространение боевых действий по Германии привело к экономическому упадку.

К негативным моментам «экономического чуда» нацистов часто относят падение производства товаров потребления в процессе милитаризации. Но так ли это было на самом деле? Согласно статистике, с 1928 по 1932 годы темпы роста промышленного производства Германии сокращались. При этом самым неудачным годом оказался 1932, когда производство сырья и вооружения упало на 53%, в то время как в секторе товаров потребления падение произошло только на 26%! И вплоть до 1935 года прирост производства в сфере потребления превышал аналогичный параметр в сфере военных товаров.

Далее, конечно, цифры стали меняться. Если рост в сфере потребления составлял около 4% в год (а с началом войны на такие же цифры производство сократилось), то производство товаров промышленного назначения с 1936 года росло с ускоряющимися темпами: от 14% в 1936 до 80% в 1943. Но ключевая информация здесь, несомненно, заключается в том, что производство товаров росло, а не сокращалось. Не было никакого уменьшения производства, просто рост был небольшим сравнительно с военной промышленностью.