Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Реферат Жиганова Александра из 1107.docx
Скачиваний:
6
Добавлен:
02.06.2015
Размер:
48.78 Кб
Скачать

Национальный исследовательский университет – Высшая школа экономики

Реферат

по курсу «Экономическая история»

студента 1107 группы факультета экономики

Жиганова Александра Владимировича

Тема: «Экономика корпоративного государства в 20 веке на примере Германии».

МОСКВА, 2012

XX век явился веком, когда вся мировая общественность претерпевала существенные изменения. Иллюстрируя закон ускорения истории, XX век привнес множество новых явлений: начиная от мировых войн и заканчивая «мирным атомом». Одним из главных участников на мировой арене в военном, научном и экономическом плане явилась Германия. Эта страна была главным участником обеих мировых войн, немецкие ученые совершили множество открытий, еще больше открытий было сделано на основе их работ, и именно Германия стала корпоративным государством.

Корпоративизм – интересное и важное явление. В какой-то мере наработки корпоративизма используются многими странами в наше время, что делает его исследование весьма актуальным. В нашем эссе мы постараемся поближе рассмотреть развитие Германии в тридцатые годы двадцатого века и понять, какие же преимущества и недостатки есть у корпоративной организации государства и как она развивалось. Кроме того, мы попробуем выяснить, какие элементы корпоративизма могут быть действенны в экономиках современных государств.

Препятствия на пути к корпоративизму.

Начнем мы с процесса становления корпоративизма в Германии. На пути к постройке корпоративного государства у Гитлера были две серьезные помехи – профсоюзы и политические партии. Ни те, ни те к 1933 году не являлись достаточно могущественной силой, но как препятствия на пути к исполнению планов они должны были быть упразднены, ослаблены или взяты под контроль.

Профсоюзы казались Гитлеру опасными с политической точки зрения. Возникла забавная на наш взгляд ситуация: главы профсоюзных организаций клялись в отсутствии политических амбиций и готовности сотрудничать с властью на невыгодных условиях, а правительство все равно видело в них опасность. Гитлер был похож на боксера, перед поединком разжигающего ненависть к сопернику, раздувая недостатки оппонента до все более страшных. Подобная психологическая установка, как можно убедиться, дала результаты.

Первоначально в 1932 году мало кто предполагал, какие усилия приложат национал-социалисты для ликвидации политической силы профсоюзов. Ведь в НСДАП существовала своя профсоюзная организация – Национал-социалистическая организация производственных ячеек. Но люди недооценивали решимость фюрера.

Сначала власти в принципе хотели оставить Всеобщее объединение немецких профсоюзов при условии деполитизации, но в марте 1933 произошли выборы в производственные советы, где организация производственных ячеек получила только около четверти мандатов. Метко на эту тему выразился Норберт Фрай (Фрай Норберт «Государство фюрера» \\ Москва, РОССПЭН, 2009, стр.53): «Как и прежде, преклонение перед Гитлеров не проникло за заводские ворота». Режим издал «Закон о представительстве на предприятии»: рабочие могли быть уволены просто по подозрению в «антигосударственной деятельности» (весьма расплывчатая формулировка, фактически дававшая волю работодателям убирать неугодных работников); все следующие выборы были отложены на полгода; были введены «имперские уполномоченные» на предприятиях. Единственное «но»: на заседании 31 марта закон решили отложить до завершения «планируемой перестройки профсоюзов на общественных началах» (Норберт Фрай «Государство фюрера», стр.53).

И тут Всеобщее объединение профсоюзов совершило ошибку, показав слабость перед хищником, который уже не отпустил свою жертву: объединение профсоюзов под предводительством Теодора Лейпарта публично отмежевалось от СДПГ, показав нейтралитет. Лидеры решили спасти свою профсоюзную организацию любой ценой.

Гитлер дал им надежду перед уничтожением. Он объявил 1 мая государственным праздником и выступил с речью, где заложил основы солидаризма. Вся многомиллионная страна праздновала, а тем временем на 2 мая была назначена операция по захвату зданий и учреждений свободных профсоюзов по всей стране. Причем отстранили только верхушку, ведь власти требовалось всего лишь лишить профсоюзов намеков на политическую силу. Первое препятствие было преодолено.

Все к тому же марту 1933 года позиции всех политических партий, кроме правящей, стали очень неустойчивыми: члены партий покидали их (часто переходя у НСДАП) из-за разочарования или страха перед репрессиями. Крупнейшим соперником национал-социалистов оставались СДПГ, но и у них процветали внутрипартийные разногласия. Слабость соперников позволила правящей партии совершить мощный и жесткий ход: 22 июня 1933 года СДПГ была объявлена «антинародной и антигосударственной организацией». Это был фактический крах партии. Поняв безвыходность своего положения, остальные соперники НСДАП стали объявлять о самороспуске: 27 июня это сделала Немецкая государственная партия, 28 – Немецкая народная партия, 4 июля – Баварская народная партия, и, наконец, 5 июля – партия Центра. Закрепив свое положение «Законом против образования партий», Гитлер открыл дорогу становлению тотального государства. Монополитизация партийной системы позволило преодолеть второе препятствие на пути к корпоративному государству.