Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Реферат Жиганова Александра из 1107.docx
Скачиваний:
6
Добавлен:
02.06.2015
Размер:
48.78 Кб
Скачать

Идеологическая основа корпоративизма.

Невероятно важную роль в становлении корпоратизации играла консолидация. Немецкое общество в процессе правления Гитлера сплотилось в невероятной степени. Люди действительно верили, что власть ведет их к лучшей жизни. Успехи Германии на мировой арене в политике, спорте (Олимпийские игры в Берлине стали весьма успешными для немецких спортсменов) поднимали настроение народа, общество было готово поддержать любые действия национал-социалистов.

Одной из распространяемых в обществе идей являлась идея социального равенства. Правительство старалось искоренить представления людей о различиях в статусах, рангах. Например, по воскресеньям директора компаний обедали с рабочими (даже Геббельс в Берлине ел гороховый суп со своими подчиненными). Подобная видимость равенства увеличивала готовность людей к коллективным жертвам. Главным экономическим проявлением этого стала благотворительность. Участие в благотворительности стало практически обязательным для немцев (уклонение считалось девиантным поведением), и «Национал-социалистическая народная благотворительность» стала огромной организацией, через нее проходили огромные суммы, а также она предоставляла большое число рабочих мест.

Следующим примером использования культурной гегемонии в экономических целях можно считать работу национал-социалистов с молодежью. С 1933 года популярность гитлерюгенда росла, особенно в сельской местности. В 1936 году его объявили государственной организацией, а в 1939 участие в нем для молодежи стало обязательным. В чем же заключалась важность гитлерюгенда с экономической точки зрения? Несомненно, это огромное количество бесплатной рабочей силы. Молодые люди летом собирали урожай, зимой собирали вторсырье и устраивали «зимнюю помощь». Участие в гитлерюгенде также позволяло людям достичь какого-то карьерного «трамплина» для дальнейшей службы в вермахте.

Несмотря на мнения многих людей о том, что под тотальным контролем немецкого правительства находилась художественная, творческая культура, на самом деле это было не так. На самом деле именно книги и изобразительное искусство стали отдушиной, официально разрешенной национал-социалистами, понимавшими всю тяжесть унификации в экономике, массовой информации, общественной жизни. Благодаря сохранению культурных традиций и развитию новых областей (например, кинематографа) режим поддерживал лояльность немецкого народа.

Борьба с безработицей и Немецкий трудовой фронт.

С 1928 по 1932 год безработица в Германии выросла: с 1 391 тыс. чел. До 5 603 тыс. чел.. Естественно, перед национал-социалистами возникла важная задача по решению этой проблемы (хотя, стоит сказать, по сравнению с другими странами, например, США, в Германии уровень безработицы был довольно низок). И, как можно заметить, после ряда мер число безработных стало снижаться. Особенно заметными стали программа Рейнгарда и второй закон о мерах по сокращению безработицы.

Согласно «второму закону» правительство выделило 1,5 миллиарда рейхсмарок на борьбу с безработицей. Но было еще кое-что, что позволило Германии добиться успеха в этом плане: популистская форма дотаций. Правительство подключило свой пропагандистский аппарат для поднятия шумихи вокруг проектов по устранению безработицы. Были проведены масштабные кампании по созданию нужной атмосферы в народе. Самый известный пример – строительство имперского автобана. Оно вяло готовилось еще в 1920-е годы, но только летом 1933, когда люди увидели в журналах и в кино кадры, как Гитлер вонзает заступ в девственную землю, как колонны рабочих с поистине имперским энтузиазмом идут на стройку, как фюрер с энергичным взглядом убеждает безработного с улицы идти строить магистраль, они заразились идеей, и на стройку потекли струйки желающих поучаствовать в эпичном мероприятии. Из других подобных примеров, например, строительства культового «Дома немецкого искусства» в Мюнхене, можно заметить, что из тех самых 1,5 миллиардов большая часть шла на освещение в СМИ и пропаганду, что, впрочем, доказало свою эффективность.

Следующей действенной мерой оказалась ссуда новобрачным, выдававшаяся согласно программе Рейнгарда. Молодая права могла получить беспроцентную ссуду на обзаведение хозяйством (до 1000 рейхсмарок). В первые два года действия программы этим воспользовались свыше полумиллиона пар, причем на следующий год после ее введения число молодоженов увеличилось на 400 000 человек, что показывает целесообразность заключения брака ради экономической выгоды в глазах людей того времени. Сначала, пока не спала безработица, целью программы было убрать женщин с рынка труда, ведь ссуда выдавалась только при условии отказа супруги от профессиональной деятельности. Но затем, уже при почти полной занятости, женщинам разрешили оставаться на работе, при этом также ввели «бонусы» за детей: при рождении детей прощалась четверть кредита с новорожденного. Это принесло свои плоды, так как рождаемость увеличилась.

В 1935 году национал-социалисты ввели всеобщую воинскую обязанность и полугодовую трудовую повинность, причем ориентированную на использование ручного труда, а не машинного. Таким образом преследовались две цели: обеспечение людей работой и идейно-политическая пропаганда аграрно-романтических идей. Конечно, строительство автобана людьми и мелиорация земли киркой и лопатой давали людям много работы, но все это как-то не вязалось с построением и развитием мощного индустриального общества.

После победы над профсоюзами национал-социалисты ввели единую, подконтрольную им профсоюзную организацию: Немецкий трудовой фронт, НТФ. Поначалу его перспективы не были ясны даже создателям, но постепенно НТФ стал принимать важное значение.

НТФ стал мощным инструментом пропаганды идеи «нового рабочего», подчинявшегося власти. Уже через девять дней после его основания, 19 мая 1933 года, был принят «Закон о попечителях по вопросам труда». Власть стала вносить идей корпоративизма в промышленность. При этом имперские попечители стояли гораздо ближе к промышленникам, чем к рабочим, что ущемляло интересы последних.

Усиление власти работодателей продолжилось 20 января 1934 года, когда был веден «Закон об организации национального труда». С этих пор рабочие больше не участвовали в переговорах о тарифах и в оформлении трудовых договоров. Вместо них этим занимался совещательный голос, ведущий дела с НТФ. Также документ выполнял идеологическую роль. «Производственное сообщество» преподносилось как «народное общество» в миниатюре, где работники – «народ», промышленник – «фюрер». Конфликтные комиссии стали называться «социальными судами чести», а производственные советы практически были упразднены, так как их заменили номинальные «советы доверенных», собираемые руководителем предприятия.

При всем этом власти продолжали нести свои идеи социального равенства в массы: осенью 1933 года был озвучен «Призыв ко всем трудящимся немцам», где говорилось об «объединении всех людей, занимающихся трудом, независимо от их экономического положения» (Норберт Фрай «Государство фюрера», стр.57). «Рабочий и предприниматель должны стоять рядом, не разделенные на группы и союзы, служащие для сохранения особых экономических или социальных слоев и интересов» (Норберт Фрай «Государство фюрера», стр.57) - как же резко контрастировали эти слова с притеснениями рабочих, методично проводимыми национал-социалистами. Но, как нам кажется, другого пути следовать своему плану у Гитлера не было. Ему просто необходима была поддержка промышленников.