Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Скачиваний:
62
Добавлен:
02.06.2015
Размер:
5.69 Mб
Скачать

Все эти сцены проецируются на гористый пейзаж, где действие развивается сверху вниз и снизу вверх, не претендуя ни на глубину, ни на объединение пространств. Икона представляет собой параллель крупным поэтическим произведениям (Богослужениям), где со всеми подробностями рассказывается история Рождества. Очень литературна.

Пример другой. Сцена Распятия. Очищенная от всех подробностей, деталей. Сфокусирована на главном моменте.

Распятие со святыми на полях. Монастырь св. Екатерины на Синае

Вторая половина 11 - нач. 12 вв.

Темпера, левкас, дерево.

28,2 х 22,6 см

Распятие запечатлено в наиболее строгой и лаконичной иконографической редакции, очищенной от избыточной повествовательности и сконцентрированной на передаче абсолютного, вневременного смысла этого исторического события. На золотом фоне установлен крест с Распятым, по сторонам которого представлены Богоматерь и Иоанн Богослов. Видна только самая верхушка Голгофы, на которую стекают струи крови из пробитых гвоздями ног Спасителя. Сам Он изображён поникшим, со склонённой головой и закрытыми глазами, являя образ свершившейся крестной смерти. Его единственное облачение - полупрозрачная ткань вокруг чресел, возможно, ассоциировавшаяся с "ризой нетления", символом временного "одеяния смерти". Это даёт возможность представить Его одновременно и как умершего, и как живого.

Другой деталью того же содержания могут считаться многочисленные потоки крови, стекающие из ран Христовых и символизирующие пребывание в его теле Св. Духа. Скорбные жесты предстоящих, мимика их лиц, изображения слетающих к Кресту ангелов наполняют образ Распятия эмоциональной патетикой, не свойственной ранее византийскому искусству, но отвечавшей духовным запросам константинопольской элиты комниновского времени. Миниатюрное письмо. Интересно, что, в такого рода иконах, внимание к воссозданию образа через лик ни чуть не слабее чем на больших иконах. Стремление насытить композицию и изображение самих персонажей внутренней жизнью. Предназначенная для индивидуальной молитвы.

Еще один пример.

Сошествие во Ад.

Вторая половина 12 в. Санкт-Петербург,

Государственный Эрмитаж

Темпера. 31,5 х 18 см

Христос стоит, опустив руки, демонстрируя раны от гвоздей. К нему взывают Адам, Ева, Давид, Соломон…. Все те, кто ждали его в аду. Более активные цвета. Энергичная разбелка одежд, одухотворяющая фон и способствует более активной демонстрации и восприятию. Сошествие во Ад представлено в достаточно редком иконографическом типе, называемом "гимнологическим" или "догматическим". В этом типе можно видеть сочетание двух тем - Сошествия во Ад и Страшного Суда.

Христос показан фронтально, не в мандорле, но на сплошном золотом фоне, с распростертыми руками, показующим Свои раны. Положение Адама и Евы более традиционно, они изображены справа от Спасителя; слева Ему предстоят Давид и Соломон. Происхождение этого типа объясняется влиянием литургической поэзии и текстами служб на Великую Субботу и Пасху, также связан со служебными Псалтирями и Пасхальным каноном Дамаскина (Пс. 81, 8 "Восстань, Боже, суди землю, ибо Ты наследуешь все народы"; вечерня Пасхальной службы).

В это же время начинают появляться первые иконы страшного суда. Композиция, составленная из разных источников.

Страшный Суд. Монастырь св. Екатерины на Синае 12 в.

Темпера, левкас, дерево.

62,2 х 45,8 см

Законченная иконография Страшного суда складывается в византийском искусстве к 11 в., появляясь одновременно в храмовой декорации, иконописи и книжной миниатюре. Синайская икона представляет один из первых таких памятников. Центр композиции занимает Этимасия - Престол уготованный. У его подножия прародители и первогрешники Адам и Ева, молящие о прощении. Вверху над ним, окруженный ангельскими чинами, в мандорле славы восседает Христос. Его одежды сияют золотым светом Воскресения, а опущенные и чуть разведённые в стороны руки отделяют грешников от праведников. Рядом стоят Богоматерь и Иоанн Предтеча, которые обращаются к Спасителю с просьбой о милости; за ними восседают Апостолы.

Апостольский трибунал, ИХ в роли судьи, стоящие по сторонам Мария и Предтече - деисусная композиция - в центре сцены страшного суда, которая является и смысловым центром. А далее, в нижних зонах, противопоставление ада и рая: сцены мучений грешников и торжества и покоя праведников; сцены суда: взвешивание грехов, апокалиптические образы и др. Справа от Этимасии9 6 чинов праведников: апостолы, пророки, мученики, святители, преподобные, святые жёны. Под ними образ рая, вход в который преграждает огненный столп. Через него готовится пройти группа праведников, предводительствуемые Апостолом Петром; в райском саду их встречают Богоматерь и праотец Авраам, держащий на коленях нищего Лазаря. Правая часть иконы (левая от Христа) изобилует образами Ада и мук грешников. Сюда широкой красной лентой движется огненная река, изливаясь в пещеру с изображением Сатаны, держащего фигурку богатого из притчи о Лазаре. Ангел Апокалипсиса свивает небо в свиток, другие Ангелы трубят, земля и море отдают своих мертвецов.

Поговорим о памятниках иного вида искусства. Византийская икона не обязательно краска на дереве. Функционально иконой может быть и каменный рельеф, и мозаика, и резьба по слоновой кости. Рассмотрим один из редких памятников. Храмовая икона, которая когда то в паре с иконой Христа находилась возле алтаря.

Богоматерь Агиосоритисса. Монументальная (предалтарная?) икона. Середина 11 в.

Вашингтон, византийское собрание Дамбартон Оукс

Мрамор, рельеф. 104 х 40 х 7 см

Монументальный рельеф. Изображение Богоматери. Фигура уплощена, а голова — некий объем, выступающий на фоне. Передача лица в ракурсе без искажения черт, как и пространственная постановка фигуры, свидетельствуют о высокой выучке скульптора; округлый лик со смягченным выражением, полные губы, тяжёлые складки одеяния указывают на 11 в. Иконографический тип – Агиасоритисса, Богоматерь деисусная, обращающаяся к Христу.

В 9 столетии в Византии было воскрешено искусство художественной резьбы по слоновой кости. В Константинополе в 10-12 вв создавалось огромное число изделий.

Диптих с 12 сценами Евангельского цикла. Вторая половина 10-начало 11 вв. Константинополь (?)

Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж

Слоновая кость. 26,4 х 13,3 см

На двух створках диптиха по трём регистрам распределены 12 сцен Евангельского цикла. Слева направо сверху вниз: Благовещение, Встреча Марии с Елизаветой, Рождество, Сретение, Крещение, Преображение, Вход в Иерусалим, Распятие, Сошествие во Ад, Уверение Фомы, Вознесение, Сошествие Св. Духа. Первые 11 эпизодов взяты из Евангелия от Луки и последний из Деяний Апостолов. Выбор сюжетов отличается от состава Праздничного цикла: вместо Воскрешения Лазаря и Успения включены Встреча Марии с Елизаветой и Уверение Фомы. Изысканные, эффектные, свидетельствующие культурному подъему.

В отличие от изделий 5-6 веков стилистика образов: характер и способы моделировок, фигур, пластика, пропорции – все это соответствует искусству 11-12 в .Эти изображения могут быть уподоблены иконам красочным. Для индивидуальной молитвы. Это памятник македонского ренессанса.

Были иконы, выполненные из драгоценных материалов (золото, серебро, драгоценные камни). Это атрибут императора, элиты. Вообще, блеск золота у византийцев издавна ассоциировался с божественным светом и воспринимался как символ присутствия самого Бога. Многие иконы были одеты в богатейшие оклады. Заключение икон в золотые оклады следовало ветхозаветной традиции и объяснялось стремлением сокрыть святость, одновременно создавая ее зримый, великолепный, внушающий благоговение образ.

Архангел Михаил (погрудный). Драгоценная икона. 10 в. Венеция, Сан-Марко

Золото, перегородчатая эмаль, драгоценные камни. Высота 44 см

Архангел Михаил (полнофигурный). Драгоценная икона. 10 в. Венеция, Сан- Марко

Золото, перегородчатая эмаль, драгоценные камни. Высота 46 см

Теперь иконы, которых не было в лекции, но есть в списке вопросов. В искусстве второй половины 10 века появляется стремление создать одухотворенный художественный образ. Перед нами полностью сложившийся тип иконы, характерный для византийского церковного интерьера: в среднике – фигура святого по пояс, на золотом фоне, центральный крупный образ окружен изображениями отдельных фигур маленького масштаба, расположенными на широких полях вокруг средника и составляющими смысловой (символический) комментарий к главному образу; икона без труда "читается" взглядом издалека, так как фигура имеет четкий лапидарный силуэт и представляет собой легко узнаваемый иконографический тип.

Св. Николай Мирликийский со святыми на полях. Вторая половина 10 в. Монастырь св. Екатерины на Синае Энкаустика.43 х 33,1 см

Самый ранний из сохранившихся поясных образов святителя Николая представляет его в полном епископском облачении - стихаре с золотыми поручами, фелони и омофоре на плечах, с евангельским кодексом в левой руке. Трактовка лика святителя отличается от позднейших его изображений, в которых подчёркиваются строгость и аскетизм. Округлое лицо, полуседые волосы, печать сосредоточенного размышления наделяют этот образ портретной индивидуальностью. На полях иконы, в медальонах расположены погрудные образы Христа (вверху в центре) и святых: Апостолов Петра и Павла, свв. воинов Димитрия и Георгия, Феодора и Прокопия, целителей Косьмы, Пантелеймона и Дамиана.

Расположение фигур образует композицию, спускающуюся ступенями сверху вниз, сообразно рангам и чинам святости, вершина и центр которой – сам Христос Пантократор.

Св. Григорий Чудотворец.

Вторая половина 12 в.

Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж

Темпера, левкас, дерево. 81 х 53 см

Фигура св. Григория изображена по пояс, фронтально; правой рукой он благословляет, в левой, покровенной руке (покрытой фелонью) держит Евангелие – большой кодекс в кожаном украшенном переплете с золотым крестом на обложке. Икона крупная, светлая, золотистая, очень красивая, притягивающая, все в ней преисполнено гармонии и покоя, как и там, главное в содержании образа – это духовное созерцание. При всем том образ Григория Чудотворца на этой иконе запоминается своей индивидуальностью. Облик отмечен особой печатью интеллектуализма, как будто перед нами портрет философа: высоченный лоб изборожден благородными морщинами, брови нахмурены, изломаны вопросительно; во взгляде подчеркнуты сосредоточенность, ум и некоторая напряженность. Художественные приемы, в основе своей классические, чуть-чуть изменены в сторону большей отвлеченности.

Письмо очень тонкое, кажущееся прозрачным, тающим, преобладают светло-желтые, золотистые оттенки, что создает совсем особую световую, будто сияющую ауру. Все линии – хрупкие, точеные, силуэт обрисован тоненьким скользящим контуром, так что фигура кажется совсем бесплотной. Такое же впечатление оставляют все ткани одежд, гладкие, как будто невещественные, преображенные золотистым светом. Все это свидетельствует о том, что икона была создана на исходе XII в., когда даже наиболее классический стиль искусства XII в. изменился, приобрел остроту, утонченность, пронзительность, став адекватным повышенно спиритуальному характеру всего искусства позднекомниновского периода.

В византийской Церкви монашество почиталось как наиболее высокая и достойная форма духовной жизни. С монашеской темой связан сюжет еще одной иконы – "Чудо архангела Михаила в Хонех", созданной в XII в., возможно во второй его половине, и находящейся ныне в монастыре Св. Екатерины на горе Синай.

Чудо архангела Михаила в Хонах. Монастырь св. Екатерины на Синае Первая половина 12 в.

Темпера, левкас, дерево. 37,5 х 30,7 см

Икона рассказывает о том, как архангел Михаил спас посвященный его имени храм от казалось неминуемого потопления его страшным водным потоком из двух слившихся рек, который направили на него язычники, ненавидевшие христианскую церковь. Инок и отшельник Архип, издавна живший при этом храме, истово молился архангелу Михаилу, прося о помощи и спасении. По его молитве архангел Михаил явился, ударом жезла высек расселину, в которую ушла вся вода и на месте которой образовался чудотворный источник, принесший людям много исцелений. Это чудо случилось в Малой Азии, в Хонех, откуда и происходит название иконы. Центральный образ иконы – архангел Михаил, предводитель небесных сил, архистратиг небесного воинства, могучая сила которого служит добру и

побеждает зло. Икона была написана именно для его прославления. Однако в ней звучит и другая тема: великая сила молитвы, особенно монашеской и отшельнической, действенна, даже способна творить чудеса, и само появление архангела Михаила стало таким чудом. Можно сказать, что в иконе прославляется также аскетический отшельнический духовный путь. Композиция иконы построена идеально: два сливающихся потока, форма которых похожа на геральдический знак, делят ее на две почти равные части, что создает полную уравновешенность сцены и ощущение гармонии, возможной в мире благодаря помощи небесных сил. Фигура архангела Михаила значительно крупнее, чем прп. Архипа, однако, хрупкая фигура последнего расположена на фоне большого, увенчанного куполом храма, благодаря чему правая и левая половина иконного поля кажутся равнозначными. Архангел, слетевший с небес, изображен в подвижной позе. Св. Архип замер в молитве как столп. В художественном строе иконы все полно классического равновесия и покоя, вызывающих представление о мире, где воцарилась Божественная гармония. Совершенные пропорции и естественная подвижная поза архангела как будто заимствованы от античных статуй. При этом фигура его не выглядит сколько-нибудь вещественной; скользящие ткани, точеные линии, светлые светящиеся цвета лишают материю веса, сообщают фигуре легкость, близкую парению. Фигура Архипа, с узкими плечами, тонкая, вытянутая, похожая на свечу, зажженную в храме во славу архангела Михаила, являет собой идеальное воплощение образа молящегося. Классическая красота во всех ее проявлениях и деталях утрачивает чувственный оттенок, наполняется неким духовным воодушевлением. Ни малейший диссонанс или тем более экспрессия, никакая человеческая эмоция не допущены в этот мир абсолютной гармонии и совершенства. Такая икона как нельзя более полно отражает особенности византийского религиозного сознания с его созерцательностью, отрешенностью от конкретных земных проблем, устремленностью к возвышенному, идеальному. Конец формы

Алтарная преграда византийского храма представляла собой невысокую (по сравнению с привычным русским иконостасом) стенку, из мраморных плит внизу, с вертикальными мраморными колонками или пилястрами, несущими длинный горизонтальный архитрав. Наверху алтарной преграды, над ее архитравом, то есть на балке ее перекрытия, находился эпистиль – сплошной ряд невысоких икон, написанных на общих длинных досках. Первые (сохранившиеся) живописные балки-эпистили на архитравах относятся к 11 - 12 вв. Таков, например, Эпистиль с "Деисусом" и Двенадцатью Праздниками XII в. из монастыря Св. Екатерины на горе Синай. Это – типичная для византийских церквей композиция икон, поставленных перед алтарем на стенку-преграду для того, чтобы отделить его священное пространство от всего храма. Она значительно отличается от высокого многоярусного иконостаса, со временем ставшего столь привычным для русских церквей, и при этом является прототипом последнего. Вынесение праздничного цикла на край алтарной зоны, перед глазами собравшихся ко причастию христиан, открывало им целостный образ истории спасения.

Крещение. Фрагмент эпистиля темплона со сценами Праздников.

Первая половина 12 в.

Монастырь св. Екатерины на Синае

Темпера, левкас, дерево. 44,8 х 114,2 см

Воскрешение Лазаря

Первая половина 12 в. Кипр

Монастырь св. Екатерины на Синае

Фрагмент эпистиля темплона со сценами Праздников.

Темпера, левкас, дерево. 44,8 х 114,2 см

Еще один темплон.

Происходит из темплона алтарной преграды парекклесиона свв. Евстратия, Авксентия, Евгения, Мардария и Ореста в синайском монастыре Св. Екатерины.

Левая часть эпистиля

Темпера, левкас, дерево. 34,5 х 136 см

1150-1175 гг.

Монастырь св. Екатерины на Синае

Эпистиль темплона со сценами чудес св. Евстратия. Синай

Правая часть эпистиля

Темпера, левкас, дерево. 34,5 х 139 см

1150-1175 гг.

Монастырь св. Екатерины на Синае

Эпистиль темплона со сценами чудес св. Евстратия. Синай

Житийная сцена

Темпера, левкас, дерево

1150-1175 гг.

Монастырь св. Екатерины на Синае

Эпистиль темплона со сценами чудес св. Евстратия. Синай

Житийная сцена

Темпера, левкас, дерево

1150-1175 гг.

Монастырь св. Екатерины на Синае

Эпистиль темплона со сценами чудес св.

Евстратия. Синай

И еще… что касается камниновского образа… В эти столетия динамика художественного образа целиком определяется Константинополем. Художественные средства его выражения утоньшаются и приобретают законченные формы. "Лица наделяются глубокой одухотворённостью. Излюбленным становится особый физиогномический тип, благородный и строгий, с продолговатым овалом, миндалевидными восточными глазами и удлинённым тонким носом. Фигуры, при всей верности пропорций и естественности движений, подчёркнуто лёгкие и "парящие"… возникают в особом, созданном золотым фоном пространстве, неконкретном и кажущемся беспредельным. Их существование не связано с определённым временем… Стройная ритмическая упорядоченность определяет композицию … Божественный свет проникает всюду, ровно освещает все формы" (О.С. Попова). Столичные иконы писались сплавленными мазками темперы - плавями, придававшими красочной поверхности "иррациональную" гладкость и ровность (икона Богоматери Владимирской). Образный строй таких икон предполагал длительное умиротворённое созерцание, возвышающее и наполняющее душу ожиданием благодати.

Вопросы для консультации:

  1. Икона «Апостол Фаддей и …..». уточнить верное имя апостола.

  2. Григорий Богослов? Рассматриваемая икона из Эрмитажа называется Григорий Чудотворец???

  3. Какой фрагмент балки темплона имеется в виду? Их несколько.

  4. Какие иконы вообще рассматривать? На лекции он рассказывал об иконах, которые не вошли в список памятников? (поэтому такой объем).

1 Информация с диска, рекомендованного в списке литературы. знак вопроса оттуда. И еще, на его диске и в большинстве источников указан апостол Фаддей, но на лекции он говорил об апостоле Филиппе. Возможно, он оговорился.

2 Павел Фивейский - Преподобный Павел Фивейский родился в Египте, в городе Фиваиде. Оставшись сиротой, он много претерпел от своего родственника из-за наследства. Во время гонений на христиан святой Павел покинул город и удалился в пустыню. Преподобный Павел считается отцом православного монашества. Преподобный Антоний -величайший подвижник, основатель пустынножительства и отец монашества.

3 Василий Великий - архиепископ Кесарии Каппадокийской. Составил литургии. Автор многочисленных проповедей и писем (сохранилось не менее трёхсот). Ефрем Сирин - один из великих учителей церкви, христианский богослов и поэт, учитель покаяния.

4 Я так и не смогла найти эту икону, поэтому фотка из лекций. В списке памятников к вопросу ее не было.

5 Это об иконе с Синая «Чудеса Христовы и Богородичные иконы».

6 О комниновском образе см в конце вопроса.

7 Это об иконе с Синая «Чудеса Христовы и Богородичные иконы».

8 Это об иконе с Синая «Чудеса Христовы и Богородичные иконы».

9 Этимасия - престол, уготованный для второго пришествия Иисуса Христа.

Соседние файлы в папке Ответы на вопросы к экзамену