Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Скачиваний:
213
Добавлен:
30.05.2015
Размер:
2.53 Mб
Скачать

4.2. Проблема концептуализации пространства посткоммунистических трансформаций

Несмотря па дискуссионность многих вопросов, каса­ющихся преобразования посткоммунистических обществ, по­давляющее большинство ученых считают, что они ведут к из­менению не отдельных черт, сторон или элементов, а самой социальной природы или социетальных типов таких обществ. Речь в данном случае идет о сущностном изменении обществ, их своего рода социальном перерождении. Поэтому независи­мо от того, как отдельные группы ученых оценивают конкрет­ные результаты реформ, все они признают судьбоносный ха­рактер событий, происшедших в бывших социалистических странах на переломе 19К0— 1990-х годов. В связи с этим возни­кает потребность в четком определении того, в каком социе-тально-типологическом пространстве протекают постком­мунистические процессы и из каких социетальных типов в какие перешли или переходят исследуемые общества1.

1 Д.Г. Глин'ШКовэ так характеризует эту ситуацию: "Россия вышла се­годня нп тот рубеж, когда она особо нуждается \\ социальном, экономическом и политическом ориентировании. Она напоминает собой путника, который шел ss определенном направлении и impyr оказался в соцершенно незнакомой местности — и теперь ему нужно определить, как отличить дшжскше вперед от движения шнад. Вбок, В сторону, по Кругу. Поиск критериси движения «пе­ред, поиск новых социальных координат необыкновенно пажен для России. Будут найдены эти критерии — можно будет восстановить процесс поступа­тельного развития страны, не 5удуг найдены ЭТИ критерии — страна станет топтаться на месте, возвращаться вспять, разрушаться". См.: Капитализм, со­циализм, индустриальное общество — к вопросу о соотношении понятий // Вопросы философии. 20DI. № 9. С. 1G.

80

Формирование эксплицитного представления о про­странстве этих процессов облегчает решение трех взаимосвя­занных задач. Так, анализ современного расположения разных обществ в соответствующем типологическом пространстве по­зволяет разделить их на социетальные типы в зависимости от достигнутых результатов реформ. Траектории, вычерчиваемые конкретными обществами в этом пространстве, отражают мас­штаб и характер (направленность) происходящих в них сдви­гов. Наконец, сравнение траекторий, пройденных разными обществами, формирует общую картину трансформации изу­чаемых стран, позволяя судить о том, кто из них развивается более, а кто — менее успешно, кто сближается, а кто отдаля­ется друг от друга.

Однако общенаучное представление о типологическом пространстве посткоммунистических процессов пока не вы­работано. Большинство исследователей ограничиваются ана­лизом перемен, реализующихся в сравнительно узких сферах общественной жизни (в области социальной стратификации, уровне и качестве жизни, маркетизации экономики, освое­нии демократических институтов и др.). Используемые при этом частные признаковые пространства позволяют отслежи­вать изменения исследуемых объектов по многим осям, но редко дают обобщенное представление о сущности происхо­дящих процессов. Поэтому их анализ нередко становится ша­гом к построению более сложных типологических про­странств, координатные оси которых обобщают значения целых групп взаимосвязанных признаков. Содержание таких осей интерпретируется труднее, но зато каждая из них несет большую смысловую нагрузку, что повышает значимость по­лучаемых в итоге структур. Конструирование типологических пространств, разные области которых соответствуют качест­венным типам объектов и ситуаций, — важное методологиче­ское средство исследования мобильности многих социальных объектов, включая и государства-общества.

Научные представления о пространстве посткоммунисти­ческих трансформационных процессов формируются как деду­ктивным, так и индуктивным путем. Сторонники первого под­хода обращаются к типологиям человеческих обществ, разрабо­танным в другое время и с другими целями. Это облегчает включение исследований в сложившуюся научную традицию, предоставляет ученым развитый научный язык, облегчает зада­чу формировании новых понятий. Однако использование мето­дологии, "взятой с чужого плеча" вместо "изготовленной на

81

заказ", повышает вероятность неадекватной интерпретации ре­зультатов. В отличие от этого индуктивный подход отталкива­ется от современной реальности изучаемых обществ. В нашем случае он предполагает изучение фактических сдвигов, проис­ходящих в конкретных обществах, а затем их сведение к обоб­щающим характеристикам, рассматриваемым в качестве коор­динатных осей типологического пространства. Такой подход позволяет более точно оценивать действительные направления сдвигов, но ограничивает возможность использования класси­ческих теорий и ставит новые методологические проблемы.

Первым шагом исследователей посткоммунистических трансформационных процессов было использование ранее ос­военных парадигм. Чаше всего в данном контексте использова­лись и продолжают использоваться теория общественно-эконо­мических формаций и разные варианты теорий модернизации (постмодернизации). Однако с течением времени становится все яснее, что предлагаемые этими теориями системы понятий непригодны или как минимум недостаточны для конкретного изучения посткоммунистических трансформаций, представляю­щих собой совершенно новый, ранее не встречавшийся тип процессов. Остановлюсь на этом подробнее.