Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Климанов Дозиметрическое планирование лучевой ч2 2008

.pdf
Скачиваний:
483
Добавлен:
16.08.2013
Размер:
10.62 Mб
Скачать

Чтобы компенсировать разное геометрическое ослабление нейтронов в точках z и z, предлагается [10] использовать закон обратных квадратов. В этом случае скорректированное значение дозы будет равно:

′ ′

(MSD + z)2

 

D (z ) = D(z)

 

(3.3)

[MSD + (ρ/ ρ0 )z]2

Рис. 3.4. Центрально-осевые дозовые распределения в виде отношений DФМ / DH2O для полей 5 ×5

(a) и 10 ×10 см2 (b) при MSD = 125 см. Обозначение материалов такое же, как и на рис. 3..3 [17]

181

Рис. 3.5. Зависимость отношения дозы от вторичного гамма-излучения к нейтронной дозе от глубины в фантоме для поля 10 ×10 см2 при MSD = 125 см. Обозначение материалов такое же, как и на рис. 3..3 [17]

Рис. 3.6. Зависимость внеосевых отношений полных доз Dt (x,z)/Dt( 0,z) от расстояния до оси пучка в воде (●), ТЭ жидкости (■), A-150 пластике (▼) для поля 10 ×10 см2, MSD = 125 см для трех разных глубин [17] . Нейтроны реакции d (14)Be

Результаты такого преобразования, примененные к распределениям полной дозы и дозы от вторичного гамма-излучения для поля

182

10×10см2 в работе [17], показаны на рис. 3.7. Для большинства материалов после подобного преобразования наблюдается некоторое улучшение согласия. Однако расхождения между дозовым распределением в воде и трансформированными распределениями для полиэтилена и воска увеличиваются. Следовательно, данную методику нельзя считать универсальной.

Лучшее согласие наблюдается, если для масштабирования глубин применить эмпирические коэффициенты zH2O/zМ. Эти коэффициенты не зависят ни от глубины, ни от размера поля. Результаты преобразования распределений по этой методике показаны на рис. 3.8.

Существование постоянных масштабирующих факторов предсказывалось также ранее в работе [18]. Авторы работы [18] нашли, что дозовые распределения для жидких ТЭ ФМ могут быть масштабированы от одной среды к другой с помощью факторов, которые приближенно равны отношению длин свободного пробега нейтронов λ, взвешенных с весом кермы при усреднении по спектру нейтронов.

Численные значения кермы нейтронов были рассчитаны в ряде работ. Различие между результатами разных авторов, как правило, находятся в пределах ±3 %. В приложении в табл. П.6 приводятся значения кермы нейтронов для биологически важных материалов в интервале энергий от 10-5 до 75 МэВ, взятые из работы [19].

183

Рис. 3.7. Центрально-осевые процентные распределения полной дoзы Dt / Dtma x и дозы от

вторичного гамма излучения Dγ / Dγmax после преобразований, рекомендуемых МКРЕ [10] и

выполненных в работе [17] для спектра нейтронов d (14)Be при MSD = 125 cм. Обозначения те же, что и на рис. 3.3 [17]

184

Рис. 3.8. Центрально-осевые процентные распределения полной дoзы Dt / Dtma x и дозы от

вторичного гамма-излучения Dγ / Dγmax после преобразований с постоянными

коэффициентами, данными в табл. 3.2 [17] для спектра нейтронов d(14)Be при MSD = 125 cм. Обозначения те же, что и на рис. 3.3 [17]

185

Для материала, составленного из j элементов, имеющих каждый массовую концентрацию ρj (г/см3), длина свободного пробега λ, взвешенная на нейтронную керму, определяется как обратная величина к взвешенному на нейтронную керму макроскопическому поперечному сечению для среды [18]:

λ1 =

 

=

ρ j Na

σj ,

(3.4)

Σ

 

 

 

j

Aj

 

где Aj – атомный вес элемента j; Na – число Авогадро; σj – взвешенное

на нейтронную керму микроскопическое сечение элемента j при усреднении по спектру нейтронов Ф(E):

σj (E)Φ(E)k j (E) dE

σj = 0 Φ(E)k j (E) dE , (3.5)

0

где σj(E) и kj(E) – зависящие от энергии полное поперечное сечение взаимодействия нейтронов и керма для j элемента соответственно.

При расчетах значений λ в исследуемых материалах для нейтронов реакции n(14)Be в работе [17] использовались спектры нейтронов, измеренные в воде в работе [16] на глубинах 5,0,10,0 и 15,0 см. Форма этих спектров в пределах прямой видимости пучка оказалась практически одинаковой, что позволило получить независящие от глубины масштабирующие факторы. Ввиду многих неопределенностей погрешность при расчете значений λ может оказаться достаточно большой. Однако в коэффициент масштабирования входит отношение λ, поэтому окончательная погрешность получается существенно меньше.

Значения масштабирующих факторов для пучков, генерируемых в разных реакциях, рассчитаны в работе [18] и приводятся в приложении в табл. П.7 для набора материалов и биологических тканей.

Несмотря на все усилия, любая трансформация дозовых распределений от одних ФМ к другим имеет определенную погрешность. Этой погрешности можно избежать, если отказаться от преобразований, выделив отдельные группы ФМ с очень похожими дозовыми распределениями. Такие группы для нейтронов реакции n(14)Be представлены в табл. 3.3.

186

Таблица 3.3

Группы ФМ, имеющие близкие дозовые распределения без трансформации для нейтронов реакции n(14)Be [17]

Группа

Материалы с близкими дозовыми распределениями

Водяная группа

Вода, AFWL материал, пластинат,

 

Alderson материал (эквивалент мягкой ткани)

 

 

Группа ТЭ жидкости

Goodman’s ТЭ жидкость

 

Perspex

Группа А-150 пластика

A-150 пластик

 

Полиэтилен

 

Смесь воска и параффина

2.4. Методы расчета доз в терапии быстрыми нейтронами

Выше отмечалось, что ввиду относительно небольшого количества центров, применяющих облучение пучками быстрых нейтронов, и существенного различия в характеристиках пучков, используемых в разных центрах, в настоящее время отсутствуют универсальные коммерческие системы дозиметрического планирования для дистанционного облучения быстрыми нейтронами. Каждый центр создает свою собственную систему, предназначенную для расчета доз на конкретной облучающей установке. Рассмотрим основные методы и алгоритмы, используемые или предлагаемые для расчета дозовых распределений, создаваемых клиническими пучками нейтронов.

2.3.1. Эмпирические модели

Эмпирические модели для расчета доз от клинических пучков используются в большинстве систем дозиметрического планирования нейтронного облучения (СДПНО). Некоторые из них описаны в литературе, в частности, СДПНО, созданная для нейтронного облучателя в клинике университета г. Ессен (UKE, Германия), довольно подробно описывается в работах [7,8,23,24]. В этих работах, фактически, представлены две эмпирические модели. Одна основана на обработке экспериментальных данных, а вторая модель – на обработке результатов расчета.

187

2.3.1.1. Эмпирическая модель тонкого луча, основанная на экспериментальных данных

В UKE нейтронный пучок транспортируется к пациенту через систему коллиматоров, выполненных в виде вставок, позволяющих создавать 14 различных размеров полей от 5×5 до 10×10 см2. Расстояние между мишенью (источником) и изоцентром равняется 125 см. Величины абсолютных нейтронной Dn и гамма Dγ доз были измерены и табулированы в соответствии с методом двойного детектора, рекомендованного Европейским протоколом для дозиметрии нейтронов в дистанционной терапии [25]. Эти данные позволяют определять полную дозу для любых размеров полей в воде. Для упрощения расчетов пространственных распределений доз и

изодозовых

кривых

экспериментальные

результаты

были

аппроксимированы аналитическими функциями. На основе

этой

аппроксимации

создана

эмпирическая модель

для расчета

доз,

которую авторы [7] назвали эмпирической моделью тонкого луча. Следует отметить, что под термином “тонкий луч” авторы понимают не мононаправленный пучок с бесконечно малым поперечным сечением, как это традиционно принято в радиационной физике, а расходящийся пучок, начало которого находится в центре бериллиевой мишени. Однако принимая во внимание, что SSD (РИП) = 125 см, а размеры поля не превышают 20×20 см2, его можно считать близким к мононаправленному.

В соответствии с моделью полная доза представляется в виде суммы нескольких компонент. Доза в произвольной точке (x,y,z), создаваемая каждой компонентой, равна произведению дозы на оси z, D0Dk(z) и фактора Qk(x,y,z), характеризующего зависящее от глубины уменьшение дозы с увеличением расстояния от оси z. Таким образом, расчет полной поглощенной дозы в водном фантоме проводится по

следующей формуле:

 

 

 

4

 

,

(3.6)

Dt (x, y, z) = D0 Dk (z) Qk (x, y, z)

k =1

 

 

 

где D0 – полная поглощенная доза в ссылочной (опорной) точке (поле 10 ×10см2 , глубина 5 см); Dk(z) – относительная величина поглощенной дозы на оси пучка, равная:

188

 

z0

2

z

 

 

Dk (z) =

Ck ,l exp(

) .

(3.7)

 

 

z + z0 l =1

Rk ,l

 

Поперечный профиль поглощенной дозы определяется как сумма четырех функций арктангенса:

 

 

 

 

 

W (z) + x

 

 

 

 

W (z) x

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

×

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Qk (x, y, z) = Bk (z) arctan

Bk(z)

 

 

+ arctan

Bk(z)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(3.8)

 

 

 

 

 

 

L(z) y

 

 

 

 

L(z) + y

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

× arctan

Bk(z)

 

+ arctan

Bk(z)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

где W(z) – ширина поля в x направлении; L(z) – длина поля в направлении y. Кроме того, факторы Bk(z) определяются из выражения:

B

k

(z) =[B

+ B

2k

z] 1

B

exp(

z

) .

(3.9)

 

 

1k

 

 

3k

 

B4k

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В математическом формализме, используемом в модели тонкого луча в работе [7], уравнение (3.6) можно выразить в матричном виде:

Dt (x, y, z) = D0 D(z) S(x, y, z),

(3.10)

где параметры Ckl, Rkl, B1k , B2k, B3k, B4k являются компонентами матриц. Для нейтронной установке в UKE отдельные компоненты матриц определяются из следующих уравнений:

 

2,857

 

 

0

 

 

 

 

 

 

×10

2

0

 

 

 

 

C =

2,523

 

 

.

(3.11)

4,659

×10

2

3,310 ×102

 

 

 

 

 

 

×10

4

5,801×104

 

 

 

 

7,370

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7,388см

 

u

 

 

 

 

 

 

 

 

u

 

 

 

 

R =

7,766 см

 

 

 

 

(3.12)

 

 

 

4,646 см

.

 

 

 

11,226 см

 

 

 

 

 

 

18,408 c

 

4,901 cм

 

 

 

 

189

 

 

2,230 см

 

 

0

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

B

=

1,161 см

 

B

2

= 0,145

 

 

(3.13)

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0,495 см

 

 

 

0

 

 

 

 

 

11,45 см

 

 

 

0,010

 

 

 

 

0,237

 

 

0,034 см

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

B

= 1,000

 

B

 

= 1,303 см

 

(3.14)

 

3

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

0

 

 

 

u

 

 

 

 

 

0

 

 

 

u

 

 

 

где u– произвольное число не равное нулю.

На рис. 3.9 приводится пример сравнения результатов расчета по эмпирической модели тонкого луча с экспериментальными данными для размера поля 10×10 см2 и SSD = 125 см.

2.3.1.2. Эмпирическая модель тонкого луча, основанная на расчетных данных

Дозовые распределения, создаваемые на нейтронной установке в UKE, были также смоделированы с помощью метода Монте-Карло [7,8]. Авторами были созданы программы, которые, фактически, рассчитывали дозовые распределения, создаваемые ТЛ быстрых нейтронов в водном фантоме. Однако результаты расчетов были представлены не для дозового ядра ТЛ, а для таких же расходящихся пучков, как и в их эмпирической модели ТЛ, основанной на экспериментальных данных. Геометрия этих данных следующая: начало пучков размещается в мишени на расстоянии SSD = 125 см от водного фантома; геометрическая ось пучков нормальна к поверхности фантома; на поверхности фантома пучки создают квадратные поля размерами от 5×5 до 20×20 см2 (14 полей). Расчеты проводились для моноэнергетических нейтронов в интервале от 0,25 до 17,25 МэВ с шагом 0,5 МэВ.

190

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]