Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ОТВЕТЫ КАСЬЯНОВА 1-29.docx
Скачиваний:
16
Добавлен:
22.05.2015
Размер:
233.25 Кб
Скачать

26. Характерные особенности групповой, межгрупповой и функционально-ролевой коммуникации. См.Вопрос 25

27. Управление и манипулирование, манипулирование как реализация корыстных интересов, виды манипулирования.

Манипуляция - это один из наиболее интересных видов поведения. Это неотъемлемая часть социальной культуры.

Наибольшее распространение и влияние манипуляции получили благодаря средствам массовой информации в XX веке. В наши дни любой образованный человек должен знать основные приемы манипулирования и уметь им противостоять, поэтому эта тема сейчас достаточно актуальна.

Манипуляция тесно связана с пропагандой. Британская Энциклопедия так пишет о ней. Пропаганда - это более или менее систематическая попытка манипулировать убеждениями, позициями других людей или действия посредством символов (слов, жестов, знамен, памятников, музыки, одежды, знаков отличия, прически, дизайна монет и почтовых марок, и многого другого). Преднамеренный и относительно сильный акцент на манипуляцию отличает пропаганду от случайного разговора или от свободного или непринужденного обмена мнениями. У пропагандиста есть определенная цель или группа целей. Для того, чтобы достичь их, он намеренно отбирает факты, аргументы и демонстрацию символов и представляет их таким образом, какой, по его мнению, даст наибольший эффект. Для увеличения эффекта, он может пропускать факты, имеющие отношение к делу или искажать их, и он может пытаться отвлечь внимание “реакторов” (людей, на которых он пытается воздействовать) от всего, кроме его собственной пропаганды.

“Промывка мозгов”, также называемая процессом коллективного убеждения, - это систематическая попытка убедить неверующих принять определенную склонность, приказ или доктрину. Этот термин, в основном, приложим к любой технике, предназначенной для манипулирования человеческими мыслями или действиями против желания, воли или знания индивида. Эта попытка делается путем контроля над природной и социальной средой, для того, чтобы уничтожить лояльность к любым нежелательным группам или индивидам, чтобы продемонстрировать индивиду, что его установки и образцы мышления (аттитюды и паттерны) неверны и должны быть изменены, а также, чтобы развить преданность и не вызывающую сомнения покорность по отношению к правящей партии. “Промывка мозгов” начала широко использоваться после второй мировой войны, в коммунистических странах и американских сектах. При этом применялись такие приемы, как изоляция от прежних групп, вознаграждения за сотрудничество и наказания за отказ от взаимодействия и др.

К имитациям культуры управления должен быть отнесён стиль принятия решений, представляющий собой редкие и особые проявления спорадического чувства справедливости, а также манипулятивный стиль, когда в подчиненном видят не человека, а должность, и руководят не людьми, а должностями.

Манипуляция - это распространенная форма межличностного общения, предполагающая воздействие на партнера по общению с целью достижения своих скрытых намерений.

В отношении манипуляции также можно сказать, что есть области человеческого взаимодействия, где она вполне уместна, и где она категорически недопустима. Сферой разрешенной манипуляции, несомненно, является бизнес и деловые отношения вообще. Символом такого типа отношений давно стала концепция общения Д. Карнеги и его многочисленных последователей. Широко распространен манипулятивный стиль воздействия на партнеров по общению и в области пропаганды.

Вместе с тем известно, что владение средствами манипулятивного воздействия на других людей в деловой сфере, как правило, заканчивается для человека широким переносом таких навыков в остальные области своих взаимоотношений. Сильнее всего страдаю тот манипуляции отношения, построенные на любви, дружбе и взаимной привязанности. Разрушение таких связей и замена их другими при использовании манипулятивных средств общения неизбежны.

В манипулятивном процессе партнер по общению воспринимается не как целостная уникальная личность, а как носитель определенных, нужных манипулятору свойств и качеств. Как отмечает Э. Шостром, один из крупнейших критиков карнегианской школы общения, манипулятора характеризует лживость и примитивность чувств, апатия и скука к жизни, контроль за собой и своей жизнью, цинизм и недоверие к себе и другим.

Регуляция и интеграция современного общества — важнейшие функции политической власти, выполнение которых зависит от способности политических органов влиять на сознание и психологию масс для одобрения и выполнения ими политических решений.

Можно говорить о двух способах идейно-политического воздействия. С одной стороны, это политико-идеологическое убеждение, предполагающее честное, прямое обращение к людям, к их сознательному, критическому мышлению. С другой — косвенное, скрытое, с махинациями, ложью апеллирование к иррациональному, инстинктивному, отсталым взглядам в человеке. В период общественных кризисов политико-управленческие круги часто отказываются от методов убеждения, прибегая к манипулированию, являющемуся способом скрытого социального управления политическим сознанием и поведением граждан с целью принудить их действовать (или бездействовать), иногда вопреки собственным интересам. Осуществляясь незаметно для управляемых, манипулирование имеет преимущество перед силовыми способами реализации господства.

Технология общегосударственного манипулирования основывается на систематическом внедрении в массовое сознание социально-политических мифов, иллюзий, идей, норм, ценностей, которые должны восприниматься без критического осмысления, на веру. Политические деятели для манипулирования используют закономерности массовой психологии.

1. Массовое сознание отличается сознательным и бессознательным пониманием общественно-политической действительности.

2. Массовое сознание характеризуется также догматическим и критическим отношением к действительности.

3. Сочетание в массовом сознании привычного, традиционного и необычного, инновационного дает широкие основания для манипулирования.

Профессор Г. Шиллер в книге “Манипуляторы сознанием” (М., 1980) назвал пять мифов, которые использует правящая элита Запада, стремясь выдать желаемое за действительное:

 1) об индивидуальной свободе и личном выборе граждан;

2) о нейтралитете важных политических институтов — конгресса, суда, президентской власти, средств массовой информации;

3) о неизменной эгоистической природе человека, склонности к потребительству,

4) об отсутствии в обществе социальных конфликтов, эксплуатации;

5) о плюрализме средств массовой информации, которые представляют единую индустрию иллюзорного сознания, контролируются рекламодателями.

Манипулирование предполагает богатый арсенал способов, приемов. Немало эгоистичных деятелей не гнушаются откровенным обманом, использую так называемую большую ложь, которая повто­ряется, пока не начинает восприниматься как правда. В демократи­ческом обществе, в среде компетентных людей явная ложь “не сраба­тывает”, тогда используются частичная ложь. скрывающая то, что более всего возмущает, правдоподобная ложь, когда за констатаци­ей фактов скрывается ложное содержание, и приукрашенная ложь — провозглашение невыполнимых, но желаемых людьми обещаний (вспомним предвыборные кампании в России 1993 и 1995 годов). Используется также частичная правда, приходится обнародовать и полную правду, так называемую горькую правду. Такое признание неприятной истины сопровождается различными оправданиями, воз­действующими на оправдательную психологию людей. Например, политического руководителя объявляют без вины виноватым или жертвой обстоятельств (его ввели в заблуждение подчиненные), он может покаяться, а “повинную голову меч не сечет”; он может про­слыть жаждущим правды (вина умаляется, ибо “лучше горькая прав­да, чем сладкая ложь”).

Кроме того, в манипулировании особое внимание уделяется ценностному подчинению. Это регулирование ценностей, когда в зависимости от обстоятельств политики выдвигают или “прагмати­ческие”, или “гуманистические” идеалы; идеализация ценностей, отнесение их к будущему, потенциальному бытию; абсолютизация ценностей, апеллирование к таким добродетелям, которые выдаются за вечные и неизменные, пишутся с большой буквы и могут исполь­зоваться в разных сочетаниях: Свобода, Равенство, Справедливость, Патриотизм, Демократия, Мир и т. д.

Тактика манипулирования не обходится без ценностного ориен­тирования интересов в соответствии с установленным критерием образа и качества жизни. Используется и ценностное камуфлирование (особенно ярко проявляется в межпартийной конкуренции, когда заимствуются лозунги, программные положения друг у друга в борь­бе за электорат и потом оказывается, что под антисоциалистической риторикой консервативные партии проводят курс, близкий социали­стическим партиям). Важными являются и ценностное ограничение и самоограничение интересов, предлагающие людям во имя нацио­нального возрождения, величия страны, ее радикального обновления откладывать удовлетворение своих требований, т. е. политика “затягивания поясов”. Этому служит и прием сваливания вины на других. Поиски “козлов отпущения” приводят к “пережиткам капитализма”, “родимым пятнам”, к выявлению “вредителей”, “ренегатов” и пр.

Более благоприятная почва для манипуляций существует при тоталитарных и авторитарных режимах. Это бюрократическое манипулирование. Когда народ не привык мыслить самостоятельно. Манипуляции широко применялись в Германии 1930-х - 40-х. В 1938 г. Гитлер призывал нацистских журналистов: “не пропагандировать силу как таковую, а представить немецкому народу определенные внешнеполитические процессы в таком свете, чтобы внутренний голос народа начал сам постепенно требовать применения силы”. Манипулирование предполагает и ценностное оправдание при­нудительного воздействия и маскировку видов принуждения. Тота­литарные режимы широко использовали террор и репрессии, но и они были вынуждены прибегать к их оправданию и маскировке. Административно-командная система, которая рождала режим личной власти, культурировала идеалы «железной подчиняемости», тяготела к жёсткому социальному контролю. Для неё характерно воспроизведение таких поведенческих стереотипов, как формальная исполнительность, установка «не высовываться», «не лезть на глаза начальству», стремление быть как все, а также зависть и «заглядывание в чужой карман», ориентация на мнение окружающих и др.

Исследуя различные формы и методы современного манипули­рования, американский ученый Р. Гудин выделяет две главные моде­ли манипулирования — психологическую и рациональную. Суть пси­хологической модели заключается в выборе наиболее подходящих стимулов для приведения в действие именно тех психологических механизмов, которые способны вызвать желаемую для манипулятора реакцию. При таком подходе человек рассматривается как простой механизм, действующий по принципу стимул—реакция.

В рациональной модели манипулирование осуществляется не через использование психологических мотивов, а посредством обма­на и вероломства. Среди форм манипулирования, относимых к этой модели, американский исследователь выделяет следующие:

- сокращение количества доступной для рядового гражданина информации;

- использование пропаганды, т. е. предоставление гражданам от­части верной, но тенденциозной информации;

- использование секретности, т. е. преднамеренное утаивание информации, которая способна подорвать официальный политиче­ский курс;

- информационная перегрузка, т. е. сознательное предоставление чрезмерного объема информации с целью лишить рядового гражда­нина возможности адекватно усвоить и верно оценить ее; т. е. граж­данин, не имеющий доступа к информации, вынужден полагаться на ее официальную интерпретацию.

теряет доверие ко всей группе политиков, если раскрывается обман одного из ее членов.

 Средства массовой информации, пожалуй, наиболее часто применяют манипуляции. Первым из них была печать. За двухсотлетнюю историю своего существования она овладела богатством культуры аргументации. Журналистика, кроме основных целей (информировать, ориентировать, просвещать, развлекать), имеет и цели сугубо психологические: изменять или поддерживать установки аудитории, превращать их в убеждения, формировать внутреннюю готовность воспринимать или интерпретировать какой-либо объект или эпизод действительности вполне определенным образом.

Г. Шиллер в книге “Манипуляторы сознанием” приводит такие характерные технические средства и приемы, используемые в технике внушения:

- культивирование видимости достоверности источника;

- обработка лидеров общественного мнения;

- учет групповых норм;

- использование принципа вознаграждения и наказания;

- монополия источника информации;

- использование визуальных символов власти;

- возбуждение эмоций;

- употребление в контексте слова “мы”, создающего ощущение общности;

- наклеивание “ярлыков”;

- перенос свойств одного объекта на другие;

- перенос частного факта в сферу обобщения и т. д.

В экономическом манипулировании передача информации есть ни что иное, как общение, рассмотрим подробнее наиболее важные процессы, возникающие при попытке манипуляции в общении. Таковыми являются психологическое давление и передача информации.

Манипулятор начинает свои действия, имея некоторую степень уверенности в успехе. Эта уверенность воплощается в стремлении создать нужный перевес сил над партнером, позволяющий осилить его. Для описания данного аспекта взаимоотношений воспользуемся понятиями сила и слабость.

Определим силу как преимущество одного партнера над другим по какому-либо параметру воздействия: квалификация, должность, владение информацией, контроль над ситуацией. Наличие того или иного преимущества часто вскрывается лишь в самом процессе воздействия – уже как применение силы, что не отрицает факта ее наличия в потенциальном виде. Классификация видов сил имеет следующий вид.

Собственные силы – набор некоторых преимуществ, которыми партнер обладает почти всегда:

  1. статусные: ролевая позиция, должность, возраст;

  2. деловые: квалификация, аргументы, способности, знания, аргументы;

Привлеченный (заемные) силы – те преимущества, в создании которых важную роль играют другие лица, как правило, в ситуации не представленные:

  1. представительская поддержка – опора на силу конкретных третьих лиц;

  2. конвенциональные преимущества – опора на силу обобщенных "других", на всеобщие требования, нормы поведения, традиции, ценности, мораль.

Процессуальные силы – преимущества, которые извлекаются из самого процесса взаимодействия с партнером:

  1. динамические силы: темп, паузы, инициатива;

  2. позиционные преимущества: эксплуатация эмоционального тона прежних отношений;

  3. договор: результат совместных соглашений, содержащих в себе юридическую, моральную или рациональную силу.

Заключение.

Очевидно, манипуляции вызываются разными причинами. Среди них необходимость в мобилизации групп населения и отдельных людей для достижения их большей активности, а следовательно, и эффективности в достижении поставленных целей. Без определенных свойств человеческой психики манипуляции были бы невозможны. У людей (как и у высших животных) в поведении проявляется обман, хитрость и т. п. С другой стороны, познавая мир, человек не может отличить истинное от ложного, не сопоставляя факты. Поэтому, мне кажется, чем меньше возможностей для их сопоставления, сравнения информации, тем больше возможностей для манипуляций.