Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Ювелирное искусство

.pdf
Скачиваний:
547
Добавлен:
15.08.2013
Размер:
17.1 Mб
Скачать

481. Брошь-подвеска с жемчугом,

482. Брошь с жемчугом, бирю­

черной эмалью и бриллиантами.

зой и бриллиантами, все еще

Ок. 1910. Хотя ажурный узор в виде

с заметным влиянием ар нуво.

сот был типичен, нехарактерно

Ок. 1905.

его нанесение на черную эмаль.

 

480. Брошь в виде кружевного банта из платины с бриллиантами с ажурными растительными узорами. Ок. 1910. Растительные узоры, выграви­ рованные на обороте цветов и листьев, и шарни­ ры, на которых нижняя часть банта прикреплена к верхней, привносят в изделие подвижность.

483. Брошь с жемчугом, лунным камнем и брил­ лиантами. Ок. 1910.

484. Брошь-перекладина с сапфирами и бриллиантами. Ок. 1910. Обратите внимание на «калиброванную» огранку сапфиров.

485. Булавка с жемчугом и бриллиантами.

486. Брошь-перекладина с сапфирами и бриллиантами. Ок. 1910.

Ок. 1910-1915.

 

282

487.Удивительное украшение для корсажа с жемчугом

ибриллиантами, с ориентальным уклоном в дизайне. Ок. 1910.

488.Массивное украшение для корсажа с сапфирами

ибриллиантами работы Шоме. Ок. 1910. Сапфиры, скорее всего, добыты в Монтане («новая шахта»), США, их использование характерно для изделий эдвардианской эпохи.

489. Две броши-перекла­ дины, одна - с рубинами и бриллиантами, вторая - с жемчугом, сапфирами и бриллиантами. Обе нач. XX в.

490. Длинная брошь-пе­ рекладина с жемчугом и бриллиантами. Ок. 1905.

283

491. Подвеска в стиле гирлянды из пла­ тины с бриллиантами работы Фрилэндера, выдающийся образец. Ок. 1905.

Изделие, относимое к наследию этого прославленного берлинского ювелира, не подписано. Когда на самом изделии нет клейма мастера, оригинальные счета и футляры с символикой фирмыпродавца помогают установить автор­ ство изделия.

492. Бриллиантовая подвеска.

493. Отличная подвеска с сапфирами

Ок. 1910.

и бриллиантами. Ок. 1910. Обратите

 

внимание на сапфиры, ограненные

 

специально под это изделие, и на по­

 

движную бриллиантовую подвеску

 

в центре.

П о д в е с к и

Самыми характерными для начала XX века были подвески в виде круглых ажурных решетчатых пластин с узорами из бантов, цветочных гирлянд или с геометрическими мотивами из бриллиантов в оправе с грануляцией (ил. 494). Часто такие подвески снабжались подложкой из эмали с рифленым основанием нежных розовых, фиолетовых, салатных и голубых цветов, модных в одежде, а носили их на длинных цепочках с трубчатыми звеньями, также украшенными эмалью.

Гирлянды и банты встречались и на подвесках ромбовидных и фанта­ зийных форм (ил. 492 и 493).

Корпуса подвесных часиков также украшались эмалью с рифленым ос­ нованием, поверх которой шла решетка из мелких бриллиантов (ил. 496).

Типичны были и подвески в форме ромба или измененного треугольника, полностью ажурные и усыпанные бриллиантами, напоминающие сложен­ ные носовые платки, которые так и называли - «платочными» подвесками (ил. 485).

Недорогие подвески украшали золотые завитки и листья, мелкий жемчуг, аметисты, бирюза, оливины. Во многих подвесках того времени по-преж­ нему прослеживается влияние стиля ар нуво (ил. 482).

284

494. Овальная подвеска-пластина с бриллиан­ тами. Ок. 1905-1910. Обратите внимание на ажурные листья в узоре и грануляцию на опра­ ве цветных бриллиантов.

495. Бриллиантовая подвеска с верхней частью-креплением для броши работы Лаклоша. Ок. 1910.

496. Часы-подвеска с жем­ чугом, эмалью и брилли­ антами. Ок. 1910. На черно-белой фотографии можно увидеть оборотную сторону изделия.

Часы, наручные и подвесные Первые женские наручные часы были выпущены Домом «Картье» в конце 1880-х го­

дов, однако лишь в 1910 году их стали носить повсеместно. Их небольшие прямо­ угольные, овальные или восьмиугольные корпуса по контуру стекла полностью усыпа­ ли бриллиантами, а ремешками служили черные муаровые ленточки. Дом «Картье» производил также восхитительные экземпляры с браслетами из нескольких рядов мелкого жемчуга с бриллиантами (ил. 633).

Одновременно выпускались и подвесные часы прямоугольной или овальной фор­ мы, часто в ориентальном стиле, с ониксом и бриллиантами, их носили на сотуарах, а также черных шнурках или шелковых ленточках.

285

497. Бриллиантовый браслет в стиле гирлянды. Ок. 1905.

Браслеты Отошла викторианская мода на многочисленные браслеты и «запястья», теперь

браслеты носили по одному, обычно на каждой руке. Они стали тоньше, чем в XIX ве­ ке, часто их украшала лишь полоска из калиброванных камней или несколько рядов контрастных самоцветов - собственно говоря, эта форма браслета осталась самой распространенной и по сей день.

Набирали популярность браслеты, спереди состоящие из ряда декоративных эле­ ментов с самоцветами либо с продольным ажурным элементом и с задней частью в виде цепочки из шарнирных звеньев (ил. 498 и 499). Такие браслеты можно было наде­ вать на руку любого размера, кроме того, они стоили дешевле, чем полностью усы­ панные камнями. Тонкие «запястья», распространенные в XIX веке, по-прежнему оставались модными, обычно спереди их украшала полуокружность из бриллиантов, уменьшающихся в размере от центра, часто в сочетании с цветными камнями.

Встречались и браслеты с модными мотивами гирлянды или банта (ил. 497).

498. Бриллиантовый браслет с задней частью из шарнирных звеньев. Ок. 1910. В это время производилось большое количество браслетов подобного дизайна.

499. Бриллиантовый браслет с задней частью в виде цепочки. Ок. 1910-1920. Узор на передней части предвосхищает геометрические мотивы 1920-х.

286

500. Кольцо с рубина­

501. Кольцо с отличным черным

502. Кольцо с изумрудами

503. Кольцо с сапфиром

ми и бриллиантами.

опалом и бриллиантами. Ок. 1910.

и бриллиантами. Ок. 1910.

и бриллиантами. Ок. 1910.

Ок. 1910.

Опал демонстрирует потрясающую

Необычный пример -

Оправа в форме сердечка,

 

игру цвета, скорее всего, он добыт

высокое качество сквоз­

окружающая бирманский

 

из месторождения Байт Клиффс

ной резьбы делает такое

сапфир, увенчанная моти­

 

в Новом Южном Уэльсе, Австралия.

кольцо хрупким в носке.

вом банта, типична для

 

 

 

этого времени. Обратите

 

 

 

внимание на ободок.

К о л ь ц а

Колец носили помногу, часто на каждом пальце. В моде по-прежнему были кольца-по­ луокружности с бриллиантами или с бриллиантами в комбинации с цветными камнями, не слишком вычурные и удобные в носке. Как и в последнем десятилетии ХГХ века, продолжался выпуск колец с одним бриллиантом и полностью усыпанных камнями.

Чуть позже началось производство колец с ажурными круглыми, прямоугольными, овальными пластинами и «маркизами», полностью усыпанными драгоценными кам­ нями, на тонких ободках (ил. 502).

Типичными для этого периода являются кольца с бриллиантом овальной, круглой огранки или «маркизой» в рамке из калиброванных камней контрастного цвета либо кольца с цветным драгоценным камнем в рамке из бриллиантов с гранулированной оправой (ил. 500 и 501).

Мотивы сердечек и бантов, характерные для стиля гирлянды, использовались и в ди­ зайне колец (ил. 503). Огромным спросом пользовались кольца с цветным камнем огранки «груша» в бриллиантовой рамке в форме сердечка, увенчанной бантом.

П р я ж к и

До тех пор, пока Пуаре не внес коррективы в женский силуэт, модными были узкие талии, перехваченные поясом с пряжкой, которая являлась, соответственно, неотъ­ емлемой деталью гардероба.

Для дневного ношения предназначались пряжки с эмалью в стиле ар нуво; вечером их заменяли бриллиантовые ажурные пластины с узорами в форме гирлянды (ил. 504).

Небольшие пряжки и зажимы с одним рядом бриллиантов закрепляли на бандо из шелка или тюля, окружавших голову подобно диадеме.

504. Пряжка с рубинами и бриллиантами, ажурная, камни круглой огранки в оправах с грануляцией. Ок. 1905. Впоследствии была снабжена специаль­ ным креплением и прев­ ращена в брошь.

287

«Гертруда Лоуренс». Фотограф Сесил Битон. «Сотби», Лондон.

ГЛАВА СЕДЬМАЯ

С 1920 П О 1940 ГОД

онец Первой мировой войны ознаменовал приход новой эпохи, полной вдохновения, экзальтации и жизнелюбия. «Живи и забудь о прошлом» - вот лозунг того времени. Довоенные традиции, моды и ценности оказались поза­ быты, правила этикета изменились, а конформизм сменился свободой самовыражения. Женщины приобрели новый социальный статус. Во время войны им пришлось ос­

воить мужские профессии: водить кареты «скорой помощи», работать на заводах, фабриках и в офисах. Хрупкие девушки начала XX века повзрослели, превратились в сильных, зрелых женщин, уверенных в себе и компетентных в своей профессии. Тесные корсажи, длинные юбки и сложные прически уступили дорогу практичным и функциональным укороченным платьям и удобным стрижкам, которые позволяли женщинам свободнее чувствовать себя на работе.

Война закончилась, но большинство женщин, гордившихся своим новым положе­ нием, решили остаться на работе. Они предпочитали маскулинный стиль, для кото­ рого были характерны тонкие плоские фигуры и стрижка «под мальчика». По понятным причинам, брюки стали символом эмансипированной женщины, но их носили только днем, вечерние же наряды, напротив, отличались сексуальностью и выразительнос­ тью. Никогда ранее дневная и вечерняя мода так сильно не отличалась друг от друга: геометрически строгие силуэты дневных платьев вечером сменялись туниками без рукавов, скрывавшими очертания тела, но с глубоким вырезом на спине. Линия талии сместилась к бедрам, часто ее подчеркивал пояс с прикрепленной к нему брошью, юбки укоротились до колен, и на них появились разрезы, позволявшие женщинам наслаждаться танцевальными па чарльстона, танго и фокстрота. Столь значительны­ ми переменами женская мода вновь была обязана Полю Пуаре.

Отчасти мужеподобная, но сексуальная, женщина 1920-х годов обязательно пользо­ валась косметикой: яркой-красной помадой, белой пудрой и угольно-черным каран­ дашом для глаз, чтобы придать лицу экзотический, мистический вид, дополняемый шляпкой-колпаком, низко надвинутой на глаза.

В конце 1920-х годов Коко Шанель начала шить свои спортивные и одновременно элегантные и шикарные модели, надолго задержавшиеся в моде. Ее классический ко­ стюм-двойка (с обязательными длинными нитями жемчуга, натурального или культи­ вированного, и цепочками, золотыми или позолоченными) стал неотъемлемой частью гардероба каждой модницы.

В 1930-х годах наряды стали более сдержанными: линия талии вернулась в естест­ венное положение, а просторные бесформенные туники сменились более женствен­ ными платьями, подчеркивающими контуры тела. После экономического кризиса 1929 года кутюрье начали старательно избегать крайностей 1920-х.

Для дневного ношения Шанель предлагала приталенные костюмы, одновременно практичные и комфортные; вечернюю моду диктовали мадам Грес и Мадлен Вионне с их облегающими фигуру длинными платьями, выкроенными по косой, с драпиров­ ками, из дорогого блестящего шелка. Шляпки-колпаки 1920-х годов уступили место головным уборам более изысканных форм: треуголкам, тюрбанам и круглым «таблеткам».

Чтобы успеть за этими революционными переменами в моде, срочно изменялись и ювелирные изделия. Крупные броши-ветви с цветами, типичные для XIX века, не

288

289

подходили к современным динамичным нарядам, равно как и украшения для корса­ жа начала XX века или тесные и неудобные «ошейники».

Ювелирное искусство склонялось к геометрическому, линейному дизайну; стиль гирлянды, активно эксплуатировавший нежные женственные узоры в белом, черном и бледных пастельных тонах, был вытеснен ослепительными, сияющими, яркими цветами. Драгоценности стали аксессуаром, от которого требовалось как нельзя луч­ ше соответствовать форме и цвету платья, с которым его надевают, а не символом процветания и богатства, как это было до войны. Многие модницы, стремясь добиться совершенства, специально заказывали наряды под наиболее выдающиеся украшения.

Парадоксальным образом скромно одетые дамы 1920-х годов обожали носить дра­ гоценности: многочисленные браслеты охватывали их руки, обнаженные в соответ­ ствии с требованием моды. Глубокие вырезы на спине привели к возрождению моды на сотуары и ожерелья, повернутые назад либо украшенные подвесками на застежке. К вечерним нарядам надевались бандо, либо полностью усыпанные драгоценными камнями, либо текстильные, с ювелирной брошью или зажимом.

Обязательным аксессуаром спортивной, активной эмансипированной женщины стали наручные часы - символ нового динамичного образа жизни, - которые носили как днем, так и вечером. Вечерние наручные часы дали ювелирам новый объект для приложения их фантазии.

Идеальное украшение 1920-х годов должно было подходить к конкретному наряду и быть изготовлено либо по специальному заказу определенной женщины, либо по­ добрано в точном соответствии с ее вкусами, образом жизни и внешними данными. Рыночная стоимость и качество работы лишь дополняли художественную ценность изделия. Именитые ювелирные дома и художники-ювелиры отказались от массовых, повторяющихся орнаментов. В результате ювелирное производство стало крайне раз­ нообразным и обильным; оно черпало вдохновение в искусствах Дальнего и Среднего Востока и Южной Америки, было свободно в своем творчестве, чутко реагировало на появление новых стилей в живописи и скульптуре. Ключевыми словами в изобра­ зительных искусствах того времени были: «геометрия», «хроматический контраст», «линейность» и «стилизация». Они же стали главными признаками нового направле­ ния, названного ар деко.

На знаменитой Международной выставке современных декоративных и индустри­ альных искусств (Exposition Internationale des Arts D coratifs et Industriels Modernes), прошедшей в Париже в 1925 году и давшей название новому стилю, зна­ чительная часть экспозиции была посвящена ювелирному делу. Основным критери­ ем отбора экспонатов была их оригинальность, однако не осуждались и заимствова­ ния из уже существующих стилей, если только они были по-новому переосмыслены и пересмотрены. Цель выставки была достаточно амбициозной - популяризировать «социальное искусство», или, точнее, связать искусство с современной промышлен­ ностью, упрочить связь между ними.

Новый стиль, зародившийся из отрицания избыточного натурализма, присущего ар нуво, отчасти предвосхищали изящные линейные мотивы стиля гирлянды, а с точки зрения цвета он явно опирался на хроматические сочетания костюмов и декораций Русского балета, восточные, африканские и южноамериканские традиции, кроме того, на него оказали влияние кубизм и фовизм.

Строгий стиль Венского Сецессиона, в котором извилистые линии ар нуво превра­ тились в геометрические контуры, был нацелен на то, чтобы ограничить предмет его утилитарными функциями, исключить избыточные декоративные орнаменты; он сыграл значительную роль в продвижении дизайна к геометрии, к стилизации.

В Германии Баухауз, основанный в 1919 году в Веймаре Вальтером Гропиусом, про­ возглашал возврат искусств к базовым, строгим формам, отказ от избыточного укра­ шательства и сочетание функционализма с эстетическими идеалами.

Увлечение Дюфи, Матисса и других художников-фовистов цветом заставило их от­ казаться от перспективы, светотени и деталей в пользу хроматических контрастов и базовых простых линий.

Футуризм был еще одним направлением, сказавшимся на дизайне ювелирных изде­ лий эпохи авангарда. Манифест футуризма Маринетти воспевал скорость, машины, урбанизм, предлагал черпать вдохновение в механике, настаивал на отказе от избы­ точного украшательства в пользу геометрических линий.

Далекие экзотические цивилизации также послужили источником вдохновения как для авангардных, так и для более консервативных ювелиров. В ноябре 1922 года совместные усилия лорда Карнарвона и Говарда Картера увенчались обнаружением гробницы Тутанхамона в Долине царей в Египте. Эта выдающаяся, а возможно, и ос­ новная археологическая находка XX века вызвала огромный интерес во всем мире. В кварцевом саркофаге юного фараона были обнаружены его знаменитая золотая маска, золотой нагрудник, браслеты, диадема и кольца. Гробница вскоре стала из­ любленным объектом для путешественников, а египетская цивилизация - неисчер­ паемым источником вдохновения для изобразительного искусства, литературы, моды, киноиндустрии и ювелирного дела.

Пирамиды, сфинксы, обелиски, пальметты, цветки лотоса, скарабеи, иероглифы

иимитации иероглифов стали распространенными мотивами для ювелирных изде­ лий, равно как стилизованные изображения египетских божеств: Исиды, Хора - со­ баки с головой сокола, богини-львицы Сехмет и других. Плоский двухмерный дизайн

ияркие хроматические контрасты египетского искусства как нельзя лучше соответ­ ствовали идеалам ар деко. Фаянс с бирюзовыми узорами и инкрустации из ляпис-ла­ зури и сердолика, характерные для фараоновских времен, теперь воспроизводились в эмалях с драгоценными камнями.

Картье, Бушерон, Ван Клиф и Арпельс были очарованы Древним Египтом и начали использовать эти мотивы в своих изделиях (ил. 593, 594 и 658).

По-прежнему модным был персидский стиль, предложенный Полем Пуаре в 1910 году. Персидские ковры и миниатюры снабжали ювелиров идеями касательно хрома­ тических комбинаций и декоративных мотивов: растения и цветы, листья и арабески

висламском духе украшали броши, плюмажи и футляры для косметики. Линейные и геометрические формы исламского искусства с его склонностью к стилизации при­ родных мотивов вполне отвечали требованиям ар деко; то же самое касалось и ярких сочетаний основных цветов на керамической плитке, которой украшали мечети.

Основные цвета изделий с эмалью из Джайпура послужили отправной точкой для создания многих украшений с рубинами, изумрудами и бриллиантами конца 1920-х годов. Сарпеш (традиционное индийское украшение для тюрбана) послужил моти­ вом для многочисленных булавок и брошей, сверху к нему обычно крепилась еще по­ движная каплевидная подвеска. Шнурки с кисточками перекочевали из индийского традиционного костюма в ювелирное дело, превратившись в ожерелья и сотуары, в Европу пришли типично индийские ожерелья из рубиновых, сапфировых и изум­ рудных бусин, приобретшие западный колорит благодаря ажурным бриллиантовым пластинам с геометрическими узорами. Индийские бусины часто собирали в кластеры и вставляли в браслеты, броши и клипсы (ил. 578).

Резные рубины, сапфиры и изумруды, типичные для индийских украшений, также стали попадать в Европу; они превращались в цветы, листья, фрукты и ягоды на