Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Ювелирное искусство

.pdf
Скачиваний:
550
Добавлен:
15.08.2013
Размер:
17.1 Mб
Скачать

ГЛАВА ШЕСТАЯ

С 1900 ПО 1920 ГОД

Франсуа Фламенг. «Королева Александра». 1908. Коллекция королев­ ской семьи. Воспроизво­ дится с любезного согласия Ее Величества королевы.

опреки ожиданиям, 1900 год не принес сколько-нибудь значительных пере­ мен в социальной, политической и художественной сферах. Влияние XIX века продолжалось еще более десятилетия, и только после начала Первой мировой войны в 1914 году и Октябрьской революции 1917 года в России, Европа и Америка наконец-то ощутили, что пришел новый век. Первое десятилетие XX века в Европе прошло словно на едином дыхании; Англия еще не видела подобного процветания,

аювелирные изделия там приобретались в беспрецедентных количествах.

Сначалом войны прекратились официальные приемы и роскошные балы, а драго­ ценности оказались заперты в сейфах до лучших времен или проданы, чтобы обес­ печить выживание своим владельцам. Во время войны украшения практически не производились, а ювелиры работали на нужды государства или уходили на фронт. Драгоценные металлы стали недоступны, в большинстве стран золотые украшения передавались владельцами государству на финансирование военных действий. Проро­ ческое высказывание лорда Грея 1914 года «Огни горят по всей Европе» напоминало еще и о бунзеновских горелках, полыхавших в ювелирных мастерских Бирмингема.

Впервом десятилетии XX века ненадолго расцвели и увяли новые направления

вискусстве, начавшиеся в конце XIX века, в частности, ар нуво и движение «Ис­ кусств и ремесел». Археологические украшения, которые производили Карло и Артур Джулиано вплоть до 1914 года, мало чем отличались от работ 1890-х годов. Фаберже продолжал производство утонченных изделий с эмалью. Полумесяцы и звезды, ти­ пичные для 1890-х, по-прежнему были в моде.

Новые направления в дизайне, безусловно, появлялись, однако они не порывали с традициями, а, наоборот, возвращались к старым темам. Для изделий в эдвардианском и прочих современных ему направлениях ювелирного искусства, отличных от ар нуво, характерны были легкость и тонкость, почерпнутые из XVIII века. Стиль Людовика XVI с его картушами и прочими мотивами в духе рококо был неисчерпае­ мым источником вдохновения для ювелиров, чуждых крайностей ар нуво, но ценив­ ших его извилистые линии и формы (ил. 435, 436, 473 и т.д.).

Основоположником «стиля гирлянды» стал Луи Картье, призывавший своих дизай­ неров изучать книги XVIII века в поисках оригинальных узоров и бродить по улицам Парижа, зарисовывая детали архитектурных сооружений того времени. Гирлянды, лавровые венки, банты, кисточки и кружево были среди его любимых художественных средств. Клиентура Дома «Картье», именитая, аристократическая и в первую очередь богатая, по обе стороны Атлантики с удовольствием приобретала его изысканные, тонкие, изящные и невесомые изделия: «ошейники», украшения для корсажа, под­ вески и тиары (ил. 434).

Легкость и тонкость изделий начала XX века были бы невозможны, не начни юве­ лиры использовать платину. Платина изредка встречается в изделиях XIX века, однако именно в начале XX она получила постоянную прописку в ювелирных мастерских. Относительная мягкость серебра заставляла ювелиров увеличивать массу оправы, дублируя ее золотом, чтобы сделать прочнее и избежать черных следов от серебра на коже и одежде. В результате украшения становились тяжелыми, массивными, не­ удобными в носке при больших размерах и тускнеющими с течением времени. Проч-

262

263

ность и твердость платины позволяли мастерам сократить массу металла в оправе до минимума, кроме того, больше можно было не опасаться, что изделие потускнеет (ил. 436). Прочность платины давала возможность с помощью специальной пилы превращать ее в удивительные изделия с кружевными или геометрическими узора­ ми. Круглые платиновые пластины, обработанные подобным способом, становились основанием для подвесок и брошей с бриллиантовыми узорами из цветов и гирлянд (ил. 473 и 494). Стиль гирлянды сказался на изделиях практически всех ювелирных домов начала века. Жорж Фуке обратился к фестонам и гирляндам, кружеву и опра­ вам с грануляцией, оставив эксперименты в стиле ар нуво (ил. 449). Анри Веве соче­ тал извилистые линии ар нуво с фантазийными узорами в духе XVIII века. Лаклош, Бушерон, Шоме и Меллерио также последовали за этой модой (ил. 444).

Картье, в 1902 и 1909 годах соответственно, открыл магазины в Лондоне и НьюЙорке, сделав свои произведения в стиле гирлянды, уже прославившиеся по всему миру, доступными для состоятельных американских и английских клиентов из коро­ левских семей, аристократов, биржевиков, коммерсантов и представителей мира искусства. Тонкость и отличное качество его изделий как нельзя лучше подходили к платьям, модным в начале XX века.

Законодателями в области высокой моды в Париже были братья Ворт, одевавшие дам в шелка пастельных тонов: лиловые, розовые, желтые, фиолетовые, палевые и голубые. Жемчужные и бриллиантовые украшения для корсажа с изящными ажур­ ными узорами, «ошейники» и длинные сотуары, лишь изредка оживляемые аметис­ тами или бирюзой, отлично дополняли змеящиеся линии таких платьев.

Когда примерно в 1910 году в моду вошло сочетание черного и белого, украшения с бриллиантами, ониксом и черной эмалью в стиле гирлянды оказались на пике по­ пулярности, вместе с бриллиантовыми изделиями, приколотыми на черные ленточки из муара или бархата (ил. 481).

Украшения с черно-белыми эмалями стали достойной альтернативой сумрачным траурным украшениям XVIII века. Сдержанные и незаметные, но одновременно эле­ гантные и модные, они годились как для повседневной носки, так и для периодов строгого и обычного траура, поскольку правила этикета - после строгостей виктори­ анского периода в Англии и Второй империи во Франции - становились все более гибкими.

Однако и монохромные изделия из платины и бриллиантов, а также стиль гирлянды были позабыты после того, как в Париже и Лондоне выступил Дягилевский русский балет. Первое представление «Шахерезады» в 1910 году в Париже стало сенсацией для публики и критиков благодаря роскошным ярким костюмам и декорациям и вихрям отточенных движений исполнителей. Костюмы, придуманные Бакстом, напоминавшие разноцветные богатые наряды обитателей султанского гарема, и декорации в ярких оранжевых, карминных, пунцовых, синих, изумрудных и золотых тонах произвели на парижан столь сильное впечатление, что кутюрье немедленно обратились к восточ­ ным мотивам. Поль Пуаре создал коллекцию нарядов в турецком стиле с шароварами, украшенными кисточками, и тюрбанами, увенчанными плюмажем.

В ювелирное искусство ориентальные мотивы пришли в виде цветков лотоса, резных арок, павлиньих перьев и стилизованных минаретов (ил. 487). Кисточки и плюмажи находились на пике моды, а цветные драгоценные камни вернулись в произведения знаменитых ювелиров. Картье прославился своими хроматическими экспериментами, вошедшими в моду в 1920-х годах, он успешно сочетал сапфиры и изумруды, сапфи­ ры и нефриты, а также резной горный хрусталь и ограненные драгоценные камни. Влияние, которое Пуаре оказал на ювелирное искусство, не ограничивалось восточ-

264

ными мотивами. Он первым отказался от тесных корсетов и заменил их мягкими и удобными лифами из плиссированного шелка; платья шились с высокой талией, плавным силуэтом, а грудь подчеркивалась проходившей под лифом лентой или шнурком. Акцент делался на прямые вертикальные линии, и ювелирные изделия сле­ довало приспособить к новому силуэту. На смену украшениям для корсажа пришли «эполеты», прикалывавшиеся на плечо. Короткие ожерелья и «ошейники» уступили дорогу длинным цепочкам и сотуарам.

Еще одним источником вдохновения стал Египет. Недавние археологические от­ крытия Эдварда Айртона в Фебе и сэра Флиндерса Петри в Лауне породили новую волну интереса к эпохе фараонов, дважды проявлявшийся в ювелирном искусстве на протяжении XIX века и в 1920-х годах, когда была обнаружена гробница Тутанхамона.

В веселые и жизнерадостные первые годы XX века украшения носили в изобилии. «Ошейники» надевались вместе с сотуарами и нитями жемчуга, браслеты - на каж­ дую руку, кольца - практически на каждый палец. Тиары, бандо и плюмажи украшали вечерние прически для театра и торжественных мероприятий.

Несмотря на свою любовь к жемчугам и бриллиантам, дамы эдвардианской эпохи никогда не переходили разумных пределов, как это делали их предшественницы в эпоху Викторианскую, полностью надевая на себя содержимое шкатулок с драго­ ценностями. Для дневного ношения, как и в XIX веке, предназначались украшения с обыденными и спортивными мотивами. Продолжалось производство брошей-пе­ рекладин и амулетов. Нововведением были броши с изображениями аэроплана или автомобиля; в больших количествах изготавливались украшения, посвященные ях­ там, очевидно, вследствие увлечения этим спортом принца Уэльского и германского императора Вильгельма (ил. 365). В память о коронации короля Эдуарда VII в 1902 году, были выпущены очаровательные крошечные броши с изящной эмалью и само­ цветами (ил. 454).

Среди самых популярных в эдвардианский период камней были аметист и оливин: их интенсивная, но нежная окраска отлично подходила для изделий в стиле гирлянды. Также для этого периода характерно использование бирюзы, бледно-синих сапфиров из Монтаны, оранжевых огненных опалов из Мексики, черных опалов из Австралии и демантоидных гранатов с Урала, в сочетании с мелким жемчугом и бриллиантами (ил. 461, 488 и 501).

Огранки, традиционные для XIX века - бриллиантовая, «роза», «груша» и кабошон, - отчасти ограничивали фантазию ювелиров. В первые годы XX века гранильщики стали применять новые виды огранки, лучше удовлетворяющие требования ориен­ тального стиля и стиля гирлянды.

Уже в Викторианскую эпоху появлялись изделия, камни для которых гранились специально, «калибровались», однако тогда это касалось, в основном, бирюзы, ко­ раллов и полудрагоценных камней. Теперь же рубины, изумруды, сапфиры и аметисты также подвергались «калиброванной» огранке и использовались наряду с бриллиан­ тами в форме багета, трапеции, треугольника и «маркизы» (ил. 455, 469 и 470).

Подвижные элементы широко использовались в изделиях стиля гирлянды; подве­ шенные между зубцами тиары или в центре кулона, они добавляли движения в изделия строгого дизайна (ил. 493).

Кабошоны были модными в XIX веке и использовались в археологических украше­ ниях и изделиях стилей ар нуво и мастеров движения «Искусств и ремесел». Такая ог­ ранка обычно применялась для полудрагоценных камней и драгоценных, но низкого качества и небольшого размера. В новом веке кабошоном стали гранить все большее количество цветных драгоценных камней.

265

434. Бриллиантовая тиара работы Картье. 1911. Выразительный образец стиля гирлянды.

Развязавшаяся война положила внезапный и печальный конец жизнерадостным и беззаботным временам начала XX века. Весь уклад жизни перевернулся: больше не было балов, куда требовалось надевать драгоценности, и они оказались заперты в сей­ фах или распроданы.

Драгоценные металлы стали редки, платина, используемая в военной промышлен­ ности, вообще исчезла с рынка; в Англии правительство наложило официальный за­ прет на торговлю этим металлом. Те редкие украшения, что изготавливались во вре­ мя войны, воплощали, в основном, батальные мотивы; это были военные самолеты, танки, субмарины, талисманы и амулеты, а также броши с дорогими именами иногда из золота с бриллиантами, чаще - из серебра или цветных металлов. Картье выпускал привлекательные бриллиантовые броши и подвески, представлявшие собой миниа­ тюрные копии пушек и боевых аэропланов.

Тиары

Тиары являлись, пожалуй, самым типичным украшением начала XX века. Будучи необ­ ходимы для официальных приемов и пышных торжеств, они пользовались постоянным спросом у представителей высших слоев общества, для которых служили символом роскоши, процветания и стиля.

В первые годы XX века бриллиантовые тиары выполнялись, в основном, в форме крыльев, также они состояли из пяти - семи мотивов в форме звезды или кластерацветка, либо повторяли ланцетовидный дизайн русской императорской тиары конца XIX века (ил. 276 и 280).

266

Среди новинок наибольшей популярностью пользовалась тиара в форме меандра, то есть ленты из геометрических элементов в греческом стиле. Стилизованные листья лавра и аканта служили декоративным мотивом для строгих тиар в виде бандо.

Тиары с растительными мотивами по-прежнему пользовались спросом; в стиле гирлянды изготавливались тиары петельчатой и фестончатой форм с подвесками из жемчуга, подвижными элементами и панделоками, одновременно изящными и эф­ фектными (ил. 434, 436 и 438).

В1910 году в Париже тиары вышли из моды. Вскоре после этого от них отказались

ив Нью-Йорке, а вот в Лондоне, с его неизменно строгими правилами придворного этикета, тиары по-прежнему изготавливались и надевались.

На место тиар пришли бандо: украшения в форме простой ленты, которые нужно было носить непосредственно надо лбом, - они лучше тиар подходили к простым прямым линиям новых туалетов, кроме того, они проще крепились - с помощью лен­ точки, завязывающейся на затылке (ил. 437). Мотивы для таких украшений ювелиры черпали в стиле гирлянды. Поль Пуаре предлагал модницам надевать бандо с отсте­ гивающимся вертикальным элементом по центру, обычно это была крупная капле­ видная жемчужина или драгоценный камень огранки «груша».

Менее строгие бандо представляли собой полоски тюля или кружева, по цвету под­ ходящие к наряду, с бриллиантовым зажимом или пряжкой.

Плюмажи, уже входившие в моду в 1890-х годах, стали обязательными спутниками туалетов, сшитых у братьев Ворт или у Пуаре. До 1910 года самым распространенным мотивом для плюмажей были растительные элементы: листья, цветы и пшеничные

435. Бриллиантовое ожерелье-тиара.

Ок. 1900-1905. Обратите внимание на дорожку из листьев в основании

изделия и изящные банты.

267

437. Бриллиантовое бандобраслет в форме кружева. Ок. 1910. К этому времени бандо стали наиболее мод­ ной альтернативой тиары, поскольку их удобнее носить и можно использовать также в качестве браслетов, «ошейников», брошей и т.д.

436. Бриллиантовое украшение для волос, полностью платиновая оправа. Германия. Ок. 1910. К 1910 г. платина использовалась в изделиях с бриллиантами чаще, чем золото и серебро.

колосья. Однако гастроли Русского балета предоставили ювелирам новый источник вдохновения; теперь на плюмажах появились персидские листья, китайские гонги, цветки лотоса, папирусы и индийские сарпеши - традиционные орнаменты тюрба­ нов - из драгоценных камней в сочетании с перьями редких экзотических птиц.

Плюмажи из перьев белой цапли, скрепленных бриллиантовым мотивом крыльев, впервые появившиеся в 1890-х, в 1910 году достигли пика популярности.

Постепенно выходил из моды обычай носить броши в волосах, однако броши-по­ лумесяцы, прикрепленные к шпилькам, носились вплоть до начала Первой мировой войны, часто в сочетании с перьями.

Парюры

Тенденция к исчезновению полных комплектов украшений, начавшаяся в конце XIX века, развивалась и в XX. Вместо парюр стало модным сочетать жемчужные ожере­ лья с бриллиантовыми браслетами и серьгами, не обязательно одинаковыми по ди­ зайну, однако в едином стиле; парюры же практически исчезли из ассортимента крупных ювелирных домов. Они вернулись в него только в 1930-х годах, а в 1940-х

снова стали модными.

Серьги

Бриллиантовые серьги-гвоздики пользовались популярностью в первом десятиле­ тии XX века, однако после нововведений в женском костюме, предложенных Пуаре, на пике моды оказались серьги с изящными подвесками в стиле гирлянды, дополняв­ шие изящные платья из кисеи и кружев.

268

438. Бриллиантовая тиара. Ок. 1900-1905.

Большим успехом пользовались серьги в виде гирлянд из мелких бриллиантовых листьев с подвижным центральным элементом из крупного бриллианта или цветно­ го камня, а также серьги с подвижным элементом из бриллианта, аквамарина или изумруда на цепочке из бриллиантов в оправе с грануляцией (ил. 439 и 440). Еще од­ ной распространенной формой для висячих серег был каскад из небольших стилизо­ ванных кистевидных элементов (ил. 441).

 

 

441. Пара бриллиантовых

 

440. Пара висячих серег с бриллиантами и изум­

висячих серег. Ок. 1910.

439. Пара бриллиантовых висячих

Нехарактерная форма

серег. Ок. 1910.

рудами. Ок. 1905-1910. Длинные висячие серь­

подвесок, сужающихся

 

ги вновь вошли в моду с началом нового века.

книзу.

269

442. Золотое ожерелье с жемчугом, бирюзой и бриллиантами работы Шоме и браслет. 1906. Несмотря на то, что к этому времени платина стала любимым материалом ювелиров, рабо­ тавших в стиле гирлянды, достаточно часто встречаются изделия с задней частью из золота и передней - из платины либо подобных этому, в которых золото по-прежнему доминирует, дабы удовлетворять вкусам более традиционно настроенных покупателей. Обратите внима­ ние на прелестный футляр ожерелья, открывающийся подобно платяному шкафу.

Ожерелья

«Ошейники», впервые появившиеся в конце XIX века и ставшие модными с легкой руки принцессы Уэльской, были самым популярным шейным украшением вплоть до начала Первой мировой войны. Чаще всего это были бриллиантовые кружева с мо­ тивами в стиле гирлянды, их украшали фестонами со стилизованными листьями и цветами, а носить их было модно на черной шелковой или бархатной ленте, под­ черкивавшей изящество ажурных узоров.

Жемчужные «ошейники» стали еще шире, чем в конце XIX века; количество рядов в них порой доходило до двадцати, а скрепляли их вместе бриллиантовые пластины (ил. 443). К ним обычно надевали жемчужные нити, оставлявшие область декольте свободной для самых широких «ошейников».

Сотуары были не менее популярны. Самые дорогие выполнялись в форме длинных ленточек из переплетенных звеньев с мелким жемчугом или бриллиантами, с кис­ точками или бахромой на концах. Кисточки часто заменяла круглая или восьми­ угольная подвеска с ажурными геометрическими или цветочными узорами в стиле гирлянды, украшенная бриллиантами (ил. 449 и 456).

Менее дорогие сотуары представляли собой длинные золотые цепочки из звеньев разной формы и плетения, в интервалах украшенные мелким жемчугом, бирюзой,

270

миссисипским жемчугом в оплетке из золотой проволоки или из эмалевых прямо­ угольников, перемежающихся жемчугом.

Их носили в два-три оборота вокруг шеи, прикалывали к юбкам, фестонами закреп­ ляли на талии - так же, как длинные цепочки в XIX веке.

Сотуары из перевитых жемчужных нитей с бриллиантовыми навершиями на кис­ точках просто обвязывали вокруг талии (ил. 451). Весьма привлекательно выглядели сотуары в виде длинных цепей из бриллиантов или разноцветных драгоценных кам­ ней в «очковой» оправе (ободке из тонкой золотой или платиновой проволоки, по­ хожей на оправу очков, ил. 453).

В моде были сотуары из ониксовых и коралловых бусин. Сотуар как нельзя лучше подходил к новому вертикальному силуэту, поэтому именно он стал самым распрост­ раненным шейным украшением 1920-х годов.

В 1900-е годы возникла особая форма ожерелья, «лавальер», представлявшая собой простую цепочку с грушевидной подвеской или жемчужиной-каплей. Вариантом такого украшения была подвеска «Эдна Мэй», названная в честь знаменитой американской актрисы; она состояла из простого камня в оправе-ободке или кластера, прикреплен­ ного к меньшему камню простой петлей, на короткой тонкой цепочке. Более сложной по дизайну была подвеска-«неглиже»: верхнее звено с драгоценными камнями и две «капли», подвешенные к нему на цепочках разной длины (ил. 446 и 447).

Среди прочих модных шейных украшений были тонкие короткие цепочки, часто ожерелья строгого дизайна полностью подчинялись законам стиля и выполнялись в форме изящных гирлянд, соединенных бантами (ил. 444).

443. «Ошейник» из жемчуга с бриллиантами. Ок. 1910. Ожерелья такой формы оставались модными вплоть до начала Первой мировой войны.

271