Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Учебник ТГП,Кузнецов.doc
Скачиваний:
1899
Добавлен:
21.05.2015
Размер:
1.31 Mб
Скачать

5. Ценность права

Вопрос о ценности права, как особого социального феномена, имеет огромное теоретическое и практическое значение. Недооценка роли и значения права в общественной жизни, так называемый, правовой инфантилизм, рано или поздно приводит к правовому нигилизму, т. е. полному отрицанию его ценности. Так, иногда в праве видят лишь послушный инструмент в руках государства, средство осуществления государственной политики, используемое в основном для подавления недовольных существующих режимом.

Не менее вредна и переоценка права, что неизбежно ведет к правовому идеализму, слепой вере во всесилие законов. Считать, что «законы могут все», что право в состоянии утвердить в обществе некие абстрактные идеалы справедливости, свободы и гуманизма, значило бы приписывать праву сакральные, т.е. мифические, божественные свойства, которыми оно очевидно не обладает. Примеров тому, когда важные правовые документы не оказывали реального влияния на общественную жизнь, столь же много, как и тех, когда в закон возводилась воля «сильнейшего», правовой статус приобретали произвольные властные предписания, а право использовалось как средство подавления противников государственной власти.

Право в современном мире следует оценивать с нескольких позиций.

Во-первых, право — это социальный институт, позволяющий обеспечить организованность и порядок в общественной жизни, что само по себе является величайшим благом цивилизации. Кроме того, в современном мире ценность права определяется и его международным значением. Трудно представить сегодня взаимодействие государств вне правовой основы: право является гарантией обеспечения международного мира и безопасности, средством решения глобальных проблем современности (цивилизационная ценность права).

Во-вторых, право является эффективным инструментом преобразования общества. И хотя приверженцы марксистской теории фактически отрицают организаторскую, созидательную роль права, утверждая, что «право само по себе ничего не создает, а только санкционирует общественные отношения. …законодательство всего лишь протоколирует, выражает экономические потребности», пример современной России заставляет усомниться в справедливости такого утверждения. Многие общественные отношения, в том числе в области экономики, хозяйственной жизни (приватизация промышленных предприятий, купля, продажа, дарение, завещание земельных участков, свободное предпринимательство и т. п.), возродились в России, после того как была создана необходимая правовая основа. В этом заключается инструментальная ценность права.

В-третьих, право любой страны — это показатель развития культуры общества (культурная ценность права). Изучая правовые системы, можно практически безошибочно определить уровень не только правового сознания населения, но и степень развития национальной цивилизации в целом. Например, многие современные правовые системы основываются на принципах, заложенных еще в древнем римском праве, что свидетельствует о высокой ступени развития римского общества того времени в целом.

В-четвертых, право определяет меру обеспечиваемой государственной властью свободы поведения личности в обществе (личностная ценность права). Конечно, право, определяя круг прав и обязанностей человека, есть, в какой-то мере, ограничение личной свободы. Но, ограничивая свободу одних, право тем самым обеспечивает свободу других: общеизвестно, что «свобода одного кончается там, где начинается свобода другого человека».

***

Тема 9

Правовая норма

1. Понятие и признаки правовой нормы.

2. Основания классификации и виды правовых норм.

3. Структура правой нормы — правила поведения.

1. Понятие и признаки правовой нормы

Несмотря на различия в понимании сущности права, оно традиционно рассматривается как система правовых норм. Следовательно, правовая норма — это первичный элемент системы права. Поэтому, будучи частью целого, правовая норма отражает те черты, признаки, которые присущи праву в целом. В этой связи, норма права:

— есть выражение государственной воли;

устанавливается и ее выполнение обеспечивается государством;

регулирует общественные отношения;

— имеет общеобязательный характер.

При этом правовая норма обладает и своими, только ей присущими специфическими свойствами.

Часто правовая норма определяется как правило поведения. Однако, если это так, то любая правовая норма должна обладать предоставительно - обязывающим характером, т. е. содержать указание либо на субъективное право, либо на юридическую обязанность.

Действительно, анализ реально действующего законодательства показывает, что большинство существующих правовых предписаний содержит такие указания. Например, в ст. 260 Гражданского кодекса Российской Федерации говорится: «Лица, имеющие в собственности земельный участок, вправе продавать его, дарить, отдавать в залог или сдавать в аренду и распоряжаться иным способом…». Ст. 12 Федерального закона «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» закрепляет обязанность муниципальных служащих «… предоставлять в органы государственной налоговой службы сведения о получаемых ими доходах и об имуществе…» и т. д.

Однако многие правовые предписания не содержат указаний на права и обязанности субъектов права, а формулируют правовые дефиниции (определения). Например, в ст. 1 Конституции Российской Федерации говорится: «Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления», в ст. 14 Уголовного кодекса Российской Федерации содержится определение преступления: «Преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное настоящим Кодексом под угрозой наказания», в ст. 2 Закона «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» муниципальная служба определяется как «профессиональная деятельность, которая осуществляется на постоянной основе на муниципальной должности, не являющейся выборной» и т. д.

Воля законодателя может быть выражена и как принцип права. Так, например, в ст. 2 Конституции установлено: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью», там же в ст. 4 закреплен принцип верховенства Конституции и федеральных законов на всей территории Российской Федерации, в ст. 54 — принцип недопустимости придания обратной силы закону, устанавливающему или отягчающему ответственность, и т. д.

Наконец, в некоторых случаях воля законодателя выражается как торжественное провозглашение программных идей внутренней и внешней правовой политики, т. е. в форме правовых деклараций. Примером таких предписаний может служить положения, содержащиеся в преамбуле конституции Российской Федерации: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие…».

Каковы роль и значение подобных правовых предписаний, насколько их содержание укладывается в традиционное понимание правовой нормы как правила поведения?

Одни ученые остаются приверженцами традиционного понимания правовой нормы только как правила поведения, а правовые определения, принципы и декларации определяют как некие «нетипичные правовые предписания».

Другие правоведы справедливо указывают на то, что правовые принципы, определения и декларации не столь уж «нетипичны», так как правовое регулирование просто невозможно без таких предписаний; в них заложен «ключ» к правильному пониманию закона и его применению. Не случайно подобные предписания, называют иногда «учредительными», поскольку они закрепляют основы, определяют направленность правового регулирования. И хотя в них нет прямого указания на права или обязанности, они также имеют нормативный характер, поскольку отражают типичность, повторяемость общественных процессов; в подобных предписаниях, как и в правилах поведения, закрепляются представления государства о правильном, желаемом, лучшем (должном). Поэтому общим понятием правовой нормы должны, на наш взгляд, охватываться не только правила поведения, но и правовые определения, принципы и декларации.

С точки зрения логики, правовая норма — это разновидность суждения, т. е. «высказывания, выражающее определенную мысль». При этом надо помнить, что правовая норма это не просто высказывание утверждающее или отрицающее наличие чего-либо. Цель правовой нормы состоит не только в том, чтобы информировать субъектов, что «хищение имущества наказывается», что «Россия – это светское государство» и даже не в том, чтобы посоветовать субъекту соблюдать что-либо, правильно понимать что-либо и проч.

Правовая норма это не химерическое мечтание законодателя о неком идеальном образце поведения, а обязательное для исполнения требование государства, обращенное к субъектам права.

Поэтому, в отличие от простого суждения, которое может быть утвердительным, вопросительным, либо сомнительным, правовая норма — это всегда утвердительное, обязательное для адресатов суждение (предписание), которое имеет государственно-волевой, властный характер.

Кроме того, правовая норма — это суждение общего характера, она обращена не к конкретному лицу, а одновременно ко всем, находящимся в данной ситуации. При этом правовая норма рассчитана на неоднократное применение - сколько раз данная норма будет использоваться на практике, никто не знает заранее.

Важным признаком правовой нормы является ее формально-определенный характер. Этот признак означает, в частности, что объем, содержание прав и обязанностей достаточно четко определены, зафиксированы задолго до того, прежде чем возникнет ситуация, обусловливающая применение установленного юридического предписания. Правовая норма не учитывает и заранее «не знает» индивидуальных качеств тех лиц, которые выполняют ее требования. Так, например, переход улицы на запрещающий свет светофора формально рассматривается как противоправное действие во всех случаях, независимо от конкретной ситуации и мотивов: спешишь ли ты в аптеку за лекарством либо намеренно нарушаешь правила дорожного движения, находясь в состоянии алкогольного опьянения. Иными словами, правовая норма носит «бездушный», неличностный, т.е. формальный характер. Поэтому права и обязанности сформулированы в норме лишь с определенной степенью точности. В этом смысле правовая норма - есть «одинаковый масштаб, применяемый к различным людям».

Кроме того, формальная определенность означает, что правовая норма выражена определенным способом, с применением специальных правил юридической техники, особым языком, имеет строго установленные внешние формы фиксации.

Правовая норма — это общеобязательное, формально- определенное, властное суждение (предписание) общего характера, которое выражает государственную волю, устанавливается и обеспечивается в своем исполнении государством для регулирования общественных отношений.