Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Coursebooks on philosophy / Томпсон М. Философия науки.pdf
Скачиваний:
78
Добавлен:
12.05.2015
Размер:
2.23 Mб
Скачать

Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru

108

реакция, оценка — все это не относящиеся к науке способы познания мира.

Таким образом, наука предстает хоть и значимым, но ограниченным способом восприятия мира, да она, собственно, никогда и не претендовала на всеобъемлемость.

287

Пример

Я вижу дерево. Но я не просто буду смотреть на этот высокий предмет передо мной (хотя, пожалуй, в детстве так и было). Скорее всего, я подумаю: «это дерево»; «это дуб»; «его листья молодые и яркозеленые, так как на дворе весна»; «оно извлекает питательные вещества из почвы»... Это сопоставление частного опыта восприятия дерева с теми общими его чертами, которые дает научное знание. Наука может объяснить, как растет дерево и почему имеет определенную листву. Она может рассказать о воздействии солнечного света на образование хлорофилла и о том, как сок поднимается по стволу. Она может измерить количество выделяемого деревом кислорода и поглощаемого углекислого газа. Чего она не в состоянии сделать, так это заменить эмоциональное восприятие дерева.

Однако это вовсе не означает, что наука дает нам только приземленный взгляд на мир, в отличие от ощущения благоговейного трепета, вызываемого искусством или религией. В своей книге Unweaving the Rainbow: Science, Delusion and the Appetite for Wonder (1998) Ричард Докинс пишет, что удивительные черты нашего мира, раскрываемые наукой, только укрепляют наше чувство восхищения природой. Поразителен сам факт нашей жизни вообще, а также то, что Земля дает все необходимое для ее поддержания. Стоит немного поразмыслить, и мы увидим, сколь многому нужно было случиться, чтобы на нашей планете появился человек. Если бы у одного из наших предков все сложилось немного иначе, мы не стали бы такими, какие есть. Насколько хрупка и неповторима наша жизнь, настолько же она и прекрасна. Постижение красоты мира, сравнимое с «распутыванием радуги»1 для понимания природы света, вовсе не умаляет, а

288

только укрепляет волшебную силу этой красоты. Стремление понять мир, в котором мы так мало живем, Докинс считает самым благородным делом.

Пути обретения могущества

Поиски решения насущных задач далеко не новы. Возраст самого древнего из известных каменных орудий, найденных в Восточной Африке, составляет около 2,6 миллиона лет. В незапамятные времена были сделаны важнейшие для выживания человека открытия: найден способ получения огня, изобретены орудия охоты и защиты, сделаны жилища, лодки, человек научился культивировать растения, освоил гончарное дело, ткачество, одомашнил животных. С 3500 года до н. э., после появления колеса, человек начал осваивать новые виды деятельности, поскольку научился перемещать тяжелые грузы. Даже в XXI веке мы поражаемся умению наших предков передвигать огромные камни — именно из таких камней построены пирамиды и Стоунхендж. Во 2-м тысячелетии до н. э. колеса на спицах, используемые в повозках, способствовали миграции многих народов.

Эту деятельность на первый взгляд нельзя назвать научной, поскольку отсутствует систематическое выдвижение гипотез с последующей их проверкой посредством тщательно выверенных опытов. Однако если быть более внимательным, то станет ясно, что исходный процесс — определение проблемы и способов ее решения — здесь тот же. Первобытный человек заметил, что трение рождает тепло, и на основе этого сделал вывод: посредством трения можно вызвать огонь. Безусловно, не обошлось без проб и ошибок, но человеком двигала жажда познания и обретения желаемого.

Наука предлагает «позитивную эвристику», иначе говоря, она занимается поисками решения текущих науч-

289

но-исследовательских задач большей частью методом проб и ошибок. При этом подобный поиск обусловлен как необходимостью создания технических средств для решения возникающих перед человечеством проблем, так и жаждой удовлетворить собственное любопытство и ответить на ключевые вопросы бытия.

Например, для разработки эффективного лечения рака нужно изучить процессы деления и воспроизводства клеток, а стремление разгадать тайну происхождения Вселенной или попытки предсказать поведение материи при ее сближении с черной дырой вызваны естественным желанием все знать, хотя здесь нельзя рассчитывать на получение немедленных практических результатов.

Ознакомившись с предметом философии науки, мы можем сделать вывод, что ее интересуют прежде всего чистая наука и жажда познания, две сферы, которым не нужно доказывать свою практическую выгоду. В недавнем прошлом только праздное сословие (скажем, в Древней Греции или в Англии XVIII века) могло проводить досуг в размышлениях, которые привели к появлению «чистой» науки и «чистой» философии. Большую часть времени человек тратит на

Томпсон М. Философия науки / Мел Томпсон. — Пер. с англ. А. Гарькавого. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003. — 304 с. — (Грандиозный мир).

Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru

109

удовлетворение своих потребностей. Потребности рождают спрос, а спрос — предложение. Так, например, медицина не смогла бы развиваться в обществе совершенно здоровых людей.

Сейчас, когда наука финансируется из коммерческих соображений, а новая техника быстро развивается и продвигается на рынок, мотивация научно-исследовательских программ кардинально отличается от мотивации той поры, когда ученых не заботили ни нужды торговли, ни одобрение общества.

Всеобъемлющая философия науки должна изучать то, что мы именуем «публичными аспектами науки», ибо наука развивалась благодаря человеческой любознательно-

290

ста и потребности разрешить возникающие проблемы. Наука не в состоянии ответить на все вопросы. В частности, как мы уже видели, она не может дать нравственную оценку своим достижениям. Так, медики могут провести операцию по разделению сиамских близнецов, зная, что в результате выживет лишь один из них. Возникает вопрос: имеют ли они моральное право на подобную операцию? Таким образом, медицинская наука указывает на имеющиеся у нее возможности, а на вопрос о том, следует ли их использовать, должны ответить те, кто занимается этико-правовой стороной данной проблемы.

Известно, что наука открывает перед человеком такие возможности, которые он способен употребить как во зло, так и во благо. Философы могут направить научную деятельность в позитивное русло, ведь само слово «философия» означает «любомудрие». Философия науки в самом широком смысле играет важную роль в жизни человека, стремящегося использовать познание мира в благородных целях.

ПРИМЕЧАНИЕ

1 «Unweave rainbow» — букв.: «распутывать радугу». Фраза из поэмы Дж. Китса Ламия. Имеются в виду опыты Ньютона по разложению света с помощью призмы, сбросившие с цветов радуги покров тайны.

Томпсон М. Философия науки / Мел Томпсон. — Пер. с англ. А. Гарькавого. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003. — 304 с. — (Грандиозный мир).