Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Coursebooks on philosophy / Томпсон М. Философия науки.pdf
Скачиваний:
78
Добавлен:
12.05.2015
Размер:
2.23 Mб
Скачать

Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru

12

Платон5

Если досократики были заняты изучением мира, основываясь на ощущениях, то другие греческие мыслители

20

утверждали идеалистический взгляд на мир. Истоки этого воззрения восходят к Платону, считавшему, что вещи, которые мы видим и воспринимаем, есть лишь слепки с вечных бестелесных сущностей («идей»). Это означало примерно следующее: «Я знаю, что стоящее передо мной существо — лошадь, единственно благодаря присущему мне неизменному понятию "лошадности"».

Таким образом, чтобы постичь мир, человек должен пойти дальше восприятия вещей, данных ему в ощущениях, иначе — отправиться на поиски вечного мира «идей». В своем знаменитом сочинении Государство (Книга VII) Платон рисует аллегорический образ пещеры, подтверждая мысль о том, что большинство людей видят лишь мимолетные тени, отраженные на стенах пещеры идеальными и неизменными идеями. Только философам удается взглянуть по ту сторону огня, увидеть сами идеи, а затем сквозь проем в пещере — и солнечный свет. Отсюда следует, что реальность не там, где находится стена с ее тенями-призраками (чувственный мир). Постигнуть истинную реальность можно, лишь размышляя над общими началами и «миром идей».

Комментарий

Подобные взгляды весьма распространены в западной философии. Согласно этой теории, разум должен быть независим от данного в ощущениях физического мира. Только освободившись от влияния этого материального мира, можно познать сущность и смысл бытия, а потому реальные факты занимают его меньше, чем выдвигаемые в их отношении теории. Такой подход коренным образом отличался от представлений досократиков и заложил основу последующего размежевания философии и науки — философия будет двигаться в сторону языка понятий и чистых идей, а наука сосредоточится на данном в ощущениях физическом мире, пытаясь объяснить его.

21

Аристотель6

Аристотель утверждал, что познание мира происходит через постигаемый разумом опыт. По его мнению, следует изучать явления, или феномены, а не отворачиваться от них. Как видим, становление научного мышления скорее идет от Аристотеля, а не от Платона. Аристотель рассматривал знание как плод упорядоченного восприятия и опыта, которые объединяют всю информацию, поступающую от органов чувств. Фактически такой подход и станет определяющим для философии науки.

Аристотель дифференцировал различные области знания и разделил все живое на виды и роды

— прием классификации, ставший основополагающим в науке. Он также ввел понятия пространства, времени и причинности.

Основу вещей, по Аристотелю, составляют следующие четыре причины:

материя (лежащий в их основе физический субстрат);

форма (их природа, облик или замысел — то, что отличает статую от куска мрамора, из которого ее изваяли);

действие, или начало движения (то, что вызвало их появление; это наше привычное понимание понятия «причина»);

цель (замысел, намерение).

Для полного описания предмета необходимы все четыре причины. Недостаточно сказать, как он функционирует и из чего сделан, необходимо придать ему некую цель, или смысл, причем объяснить не только «что он есть такое» или «чему он подобен», но и «что вызвало его» и «для чего он».

Для Аристотеля все обладает возможностью становления, развития (dynamis; схоластический перевод на ла-

22

тынь — potentia) и целью, или конечной причиной. В широком смысле это предполагает наличие у пассивных предметов цели, связанной с будущим, а не с началом движения, вызвавшим эти предметы.

Ученым было очень трудно оспаривать точку зрения Аристотеля в силу его высочайшего авторитета (достаточно вспомнить, каким тяжелым было становление теорий Коперника и Галилея). И тем не менее в XVII веке в представлении науки о природе вещей «начало движения, или действие», стало доминировать над конечной причиной — «целью». Иначе говоря, картина мира Аристотеля, в которой предметы обладают возможностью становления ради некой цели, уступает место новой картине, в которой вещи (предметы) являются составной частью некоего механизма, определяющего каждое их движение. Это упрощенное представление о природе вещей оказало серьезное влияние на развитие философии науки.

Томпсон М. Философия науки / Мел Томпсон. — Пер. с англ. А. Гарькавого. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003. — 304 с. — (Грандиозный мир).