Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
1 билет.docx
Скачиваний:
266
Добавлен:
04.05.2015
Размер:
241.98 Кб
Скачать
  1. Билет - Пропаганда морали стоицизма в трагедиях Сенеки, новое прочтение мифов («Медея», «Федра»).

Сенека был представителем стоической школы философии, проповедовал строгую мораль и выдержку

Цель трагедий Сенеки – убедить в необходимости сдерживать страсти, овладевающие человеком: любовь и ненависть, стремление к могуществу и неограниченной власти. Сенека говорит о двух способах избежать тупика, к которому в конечном итоге приводят губительные страсти: 1) об удалении от роскоши, а также от власти и славы к «простой» трудовой жизни; 2) о смерти. Так, в трагедии «Медея» героиня Сенеки дает волю своим безумным страстям, доводящим ее до ужасного преступления – убийства собственных детей. Медея не может смириться с намерением своего супруга Ясона вступить в новый брак с дочерью коринфского царя Креусой. Уже в самом начале пьесы Медея произносит гневный монолог, насыщенный угрозами мести (ст. 128–171), в котором она предрешает исход трагедии: «Не медли более, злодейкой дом покинь, злодейством созданный» (ст. 54–55) или «во всем Креонт виновен: он разбил мой брак ... мать лишил детей» (ст. 143–144). Беда еще не совершилась: Медея, хотя и пылает страстью отомстить Ясону, но еще не совершила ничего плохого. Еще можно остановиться, можно побороть себя, удержаться от грядущих преступлений. И кормилица говорит такие слова:

  1.  

  2. «Безумная, оставь свои угрозы,

  3. Смири свой дух мятежный: мы должны

  4. К тяжелым временам приспособляться»

  5. (ст. 202–204; пер. С. Соловьева).

  6.  

  7. Но, увы, Медея не принимает этого спасительного совета, она идет навстречу ужасным злодеяниям, находясь на поводу своих губительных страстей. В самом начале пьесы уже исход конфликта предрешен. Сенека в ходе трагедии всеми средствами подчеркивает ужас преступных деяний: умерщвление новой новобрачной при помощи напитанных колдовскими снадобьями даров Медеи и убийство детей. Такова пагубная сила страстей, если их не остановить! Слова кормилицы, обращенные к Медее, которая тогда еще не совершила страшных преступлений и поэтому имела возможность удержаться от них, не оказали влияния на Медею – она не могла сдержать свой гнев. И это ясно еще в начале трагедии. Исход событий предрешен. Задачей драматурга была впечатляющая демонстрация всего ужаса произошедшего, а главная цель Сенеки – в действенной пропаганде стоической морали, побуждающей людей сдерживать страсти.

Трагические сцены принимают в пьесах Сенеки уродливые формы, особенно при изображении убийств, преступлений или проявления жестокости.

В трагедиях также высказываются взгляды в духе стоической морали и ощущается отношение автора к императорскому режиму. Так, в трагедии "Федра" Сенека прославляет простую жизнь.

Для примера сравним "Медею" Еврипида с "Медеей" Сенеки. Это не обманутая в своих чувствах жена, страдающая мать, решившаяся на бесчеловечный поступок, какой она является у Еврипида. У Сенеки - это поглощенная ненавистью и местью злая волшебница, уже с самого начала задумавшая преступление. У Еврипида Медея перед хором коринфянок говорит о тяжелом положении женщины в семье, о неравной морали для мужчин и женщин и в этом ищет оправдание своего преступления. У Сенеки трагедия насыщена монологами Медеи, которые хотя и усиливают целеустремленность, страстность образа, но делают его менее человечным.

Магические действия Медеи Сенека излагает очень подробно: он описывает волшебные заклинания, всевозможные ядовитые растения, змей, яд которых Медея смешивает. От яда сгорает, весь дом, и это даже угрожает городу. У Еврипида нет такого изображения магических действий, от яда погибают невеста и ее отец.

Изображение Сенекой убийства детей не за сценой, как это было у Еврипида, а в присутствии зрителей противоречило требованиям классической эстетики.

Выступая философом-моралистом, Сенека с точки зрения стоицизма осуждает губительные страсти. С этой же точки зрения он признает непреодолимость рока, и потому в его трагедиях не торжествует свободная воля человека, а выступает его обреченность.

Сравнение «Федры» Сенеки и Еврипида. В произведении Сенеки внешние формы старой греческой трагедии остались неизмененными – монологи и диалоги в обычных для трагедии стиховых формах чередуются с лирическими партиями хора, в диалоге не принимают участия больше трех действующих лиц, партии хора делят трагедию на пять актов. Но структура драмы, образы героев, сам характер трагического становятся совершенно иными. Трагедия Сенеки выглядит более упрощенной.

Разница между образом Федры у Еврипида и Сенеки заключается в динамике чувств героини, глубине ее образа, силе характера. Если Еврипид показал глубину и неоднозначность чувств, то Сенека показал Федру целеустремленной, он объяснил ее недуг семейными наклонностями. Причина такого разного изображения в разнице взглядов и подходов.

Оба поэта использовали образ Ипполита для того, чтобы раскрыть отношение богов к смертным. Несмотря на то, что Артемида является к юноше, чтобы утешить его, она ничем не может ему помочь, потому что против “своих” боги не идут. И как бы то ни было, оба трагика открывают истинный смысл религии и поклонения богам. Сравнивая образы Эврипида и Сенеки, приходим к выводу, что образы последнего стали более однотонными, но зато в них усилились моменты страстности, сознательной волевой целеустремленности.

«Что может разум? Правит, побеждая, страсть,

И вся душа во власти бога мощного…»

– восклицает в своем монологе Федра Сенеки.

Количество действующих лиц уменьшилось, и само действие стало проще. Патетические монологи и нагнетание страшных картин – основные средства для создания трагического впечатления. Трагедия Сенеки не ставит проблем, не решает конфликта. Драматург времени Римской империи, он жефилософ-стоик, ощущает мир как поле действия неумолимого рока, которому человек может противопоставить только величие субъективного самоутверждения, готовность все претерпеть и, в случае надобности, погибнуть. Результат борьбы безразличен и не меняет ее цкнности: при такой установке ход драматического действия играет лишь второстепенную роль и оно протекаетобычно прямолинейно, без перепетий.

В отличи от римлянина Эврипид большое внимание уделяет вопросам семьи

Именно «Федра» Сенеки с сохранившимся вторым изданием «Ипполита» послужила материалом для «Федры» Расина, одной из лучших трагедий французского классицизма (1677 г.).

Как мы видим, разница между образом Федры у Эврипида и Сенеки заключается в динамике чувств героини, глубине ее образа, силе характера и воле, Эврипид показал глубину и неоднозначность чувств, мягкость и страх. Римлянин же нарисовал женщину целеустремленной; объяснил ее недуг семейными наклонностями. Это объясняется современными им взглядами и подходами.

ам, где Эврипид дает почувствовать сложную драму отвергнутой женщины. Борьбы между искушением страсти и сохранением чести:

И щеки горят от стыда…возвращаться

К сознанью так больно, что кажется, лучше,

Когда б умереть я могла, не проснувшись.

(Федра, «Ипполит»)

Сенека перенолсит центр тяжести на мстительную ярость отвергнутой женщины. Образ стал более однотонным, но зато в нем усилились моменты сознательной, волевой целеустремленности:

«Стыд не покинул душу благородную.

Я повинуюсь. Направлять нельзя любовь,

Но можно победить. Не запятнаю я

Тебя, о слава. Выход есть из бед: пойду

За мужем. Смерть предотвратит несчкстье.»

(Федра, «Федра»)