Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
1 билет.docx
Скачиваний:
266
Добавлен:
04.05.2015
Размер:
241.98 Кб
Скачать
  1. Билет - Противостояние нравственного закона, ставшего традицией, и государственного указа властителя в трагедии Софокла «Антигона».

В Афинах говорили: "Выше всего в жизни людской - закон, и неписаный закон - выше писаного". Неписаный закон - вечен, он дан природой, на нем держится всякое человеческое общество: он велит чтить богов, любить родных, жалеть слабых. Писаный закон - в каждом государстве свой, он установлен людьми, он не вечен, его можно издать и отменить. О том, что неписаный закон выше писаного, сочинил афинянин Софокл трагедию "Антигона".

Трагедия о том, как Эдип, совершив пророчество и убив своего отца и женившись на матери лишает себя царства и выкалывает глаза дабы не видеть своих преступлений. О жизни его Софокл написал трагедию "Царь Эдип", о смерти его - трагедию "Эдип в Колоне".

Его сыновья Эеокл и Полигоник и дочери Антигона и Исмена) После войны братьев за трон они оба умирают и на трон всходит Креонт-советник Эдипа) Эдипа он приказывает похоронить как героя а полигоника не хоронить вовсе из за того что привел он на землю родную чужое войско. Антигона решает похоронить брата переступив через писанный закон и ее Креонт за это наказывает погребением заживо. После того как к Креонту приходит старец Террисей и говорит о гневе богов Креонт решает уступить и спасти Антегону и похоронить как подобает Полигоника. Но Антигона была уже мертва и ее жених и сын Креона так же убивает себя, как убивает себя и жена Креона не сумевшая бы жить без сына.

два принципа вступают между собой в конфликт в лице дочери Эдипа Антигоны и фиванского царя Креонта. Нарушив запрет Креонта, Антигона совершила погребальный обряд над телом своего брата, которого царь считал изменником родины. С точки зрения Креонта, слово царя должно быть свято для граждан, и нарушение царского указа ничем нельзя оправдать. Но для Антигоны превыше всего нравственные неписаные законы, освященные временем и предписанные богами; эти законы повелели ей выполнить родственный долг и воздать брату почести, причитающиеся мертвому.

У каждого из двух героев трагедии своя правда; предавая казни Антигону, Креонт следует своему убеждению. Не так просто решить, кто из них прав. Обрекая Антигону на голодную смерть, Креонт проявляет не жестокость, а предусмотрительность правителя, боящегося навлечь на город беду, предав ее казни иного рода, так как прямое убийство свободного человека влекло за собой, по понятию греков, озлобление тени убитого: эта тень бродила бы по городу с целью отмщения своему убийце и могла бы навлечь на город скверну. Софокл показывает сложность решения проблемы правильного выбора нормы поведения человека в обществе. Креонт у Софокла решает судьбу Антигоны не только ни с кем не советуясь, но отвергая чьи бы то ни было попытки вмешаться в его решение.

В трактовке Софокла, Креонт, как всякий тиран, подозрителен: он уверен, что Исмена, не виновная в ослушании, была сообщницей Антигоны; он не прислушивается к аргументам своего сына Гемона, предостерегающего отца от поступка, не одобряемого жителями города, так как оглушен своим гневом, для которого нет других оснований, кроме того, что ему осмеливаются перечить.

Таким образом, трагическая вина Креонта состоит в превышении власти, нарушении моральных принципов – за это он наказан смертью своих близких. Если Антигона погибает с сознанием исполненного долга, то Креонт остается жить с сознанием непоправимой вины перед богами, согражданами, женой и сыном. «Антигона» – трагедия Креонта, трагедия неправильно понятой власти.

Софокл сочувствует Антигоне и изображает ее с огромной теплотой. Великий трагик хотел сказать своей трагедией, что для счастья граждан полиса необходимо единство гармонии между государственными и семейно-родовыми законами. Но так как классовое государство времён Софокла было далеко от идеала, то Софокл не только сочувствует Антигоне, но изображает Креонта в виде деспота и тирана, наделённого, кроме того, также чертами юридического формализма, софистически прикрывающего личную жестокость словами о благе государства. Осуждение подобного рода государственного деятеля сказывается в конце трагедии также и в раскаянье Креонта и в его самобичевании