Скачиваний:
37
Добавлен:
09.04.2015
Размер:
33.79 Кб
Скачать

39

1. Флоренский о графике и об искусстве книги

О графике / Искусство, в котором основным формообразующим элементом является линия «как изобразительный символ некоторого направления, некоторого движения». (П.А Флоренский)

В своих гравюрах Дюрер – ярко выраженный график. Тут берется именно Дюрер, поскольку ему не свойственна плоскостность и контурность, считающиеся нередко собственными признаками графики, но, однако, вовсе не составляющие ее необходимой принадлежности. Итак, вот пред нами характерный график, причем образы его выпуклы и насыщенны. Поверхности, которыми ограничиваются у него объемы, даны зрителю системою линий, штрихов, и каждый из них, сам по себе оценивается нами не как черная полоска, хотя бы очень узкая, а как изобразительный символ некоторого направления, некоторого движения. Нельзя сказать – такое-то место гравюры бело, а такое-то черно. Тут нет ни чувственно белого, ни чувственно черного, а есть лишь указание на то или иное число движений того или другого вида. Чернота штриха и белизна бумаги здесь внешнее обстоятельство. Итак, в графике существенны направления и движения и не существенно, какими именно пассивно воспринимаемыми знаками эти направления и эти движения доводятся художником до нашего сознания. Иначе говоря, графика основывается на двигательных ощущениях и, следовательно, организует двигательное пространство. Художник тут не берет от мира, а дает миру, – не воздействуется миром, а воздействует на мир. Элементарными единицами пространства графического выступают жест и линия, ибо по сути своей графика линейна. Живописное пространство скорее пассивно. И пассивность эта обнаруживается в зернисто-точечной и пятнистой структуре. Живопись обращается к "вещному" аспекту мира, а графика — к пространству.

Об искусстве книги / «Книга, как целое, сама должна быть произведением художественным и, следовательно, иметь свою композицию и свою конструкцию. Книга должна быть цельной, и строение ее, весь внешний вид определяются прежде всего ее внутренним замыслом. Ее размеры, характер ее бумаги и переплета, шрифт, расчленение ее чрез размещение текста, последовательность в употреблении различных шрифтов для названия частей, глав, параграфов, способы начинать и заканчивать отделы того или другого порядка, размещение чертежей, диаграмм, таблиц, формул и проч., и проч. – все это имеет свою выразительность и может быть использовано как удачно, т.е. в соответствии с замыслом самой книги, так и неудачно, т.е. противореча ему и делая ему помеху. Последовательно проходящие пред читателем страницы ее должны самым видом своим, видом своего построения способствовать последовательно развертывающемуся, но внутренне связному единству произведения. Поля, белые места, нумерация страниц и т.д. – все это дает ритмику, и она должна передавать внутренний ритм самого замысла и зрительно держать впечатление его единства. Должна быть зрительная цельность. Книга получает новый вес, когда к искусству поэта присоединяется искусство рисовальщика или гравера. Виньетки, заставки, концовки и тем более иллюстрации, вместе с прочими изобразительно-художественными элементами книги, вроде обложки, фронтисписа, шмуцтитула, титула и т.д. никак не могут рассматриваться в качестве украшений книги, и книга «с украшениями» всегда есть мерзость, делающая невыносимым и восприятие самого произведения.

2. Ренессансная антиква в сравнении с готическим шрифтом

Готическое письмо возникло в XI веке. (С начала книгопечатания появились наборные готические шрифты — знаменитая Библия Гутенберга была набрана вариантом текстуры). Термин «Готический» обозначает семейство шрифтов, которыми писали в средневековой Европе задолго до возникновения полиграфической промышленности. Готическим шрифтам противопоставлялись антиквенные шрифты, созданные на основе римского монументального письма. Характерной особенностью готических текстов является отсутствие прописных букв (заглавные буквы, инициалы, рисовались отдельно и по форме могли сильно отличаться от текстового шрифта). Слова не разделяли пробелом, их отделяли стоящей по центру строки жирной точкой. Для «красоты» написания в некоторых словах пропускали гласные буквы, а иногда целые слоги. Это все делало шрифт неудобочитаемым. И потому его вытеснила антиква, которая по сравнению с готикой была более ясной, четкой и удобочитаемой. (Антиква появилась в эпоху Возрождения в Западной Европе).

Правда такое написание готических текстов не противоречило задачам книг того времени, так как текстурой писали канонические тексты. Читающий знал текст наизусть,  написанное было всего лишь подсказкой, а книга, скорее, предметом культа, нежели источником информации. Вопрос удобочитаемости, в современном его понимании, перед средневековыми писцами не стоял.

Одной из самых характерных особенностей готического шрифта являлось отсутствие засечек. Это одно из главных отличий его от антиквы. Отличительные черты готического письма – излом линий, вытянутость пропорций, тесная постановка букв, резкий контраст толщин штрихов. В ренессансной антикве, напротив, мы видим плавность, небольшой контраст между основными и вспомогательными штрихами, округлость. (Значительный контраст между штрихами появляется только в Итало-Французской антикве).

Соседние файлы в папке искусство книги билеты док