Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Vozmozhnye_bilety_i_otvety_k_nim_istoria / 36_-_SSSR_v_periud_1952-64.doc
Скачиваний:
69
Добавлен:
08.04.2015
Размер:
83.97 Кб
Скачать

3. Противоречия внутриполитического курса

1. Отход от процесса обновления. В период «оттепели» открытое выражение общественного мнения было явлением новым и непривыч­ным. Венгерские события 1956 г. и последовавшая в 1957 г. попытка смещения Н. С. Хрущева подтолкнули советское партийное руковод­ство к корректировке общего политического курса, смысл которой за­ключался в свертывании начавшегося процесса демократизации.

«Венгерский синдром» имел долговременные политические по­следствия. Начались проработочные кампании в области идеологии под видом «встреч с интеллигенцией», откровенная и скрытая травля инакомыслия.

Надежды передовой части общества и позиции лидеров в данном случае разошлись. В связи с началом преследований московской интел­лигенции зародилось диссидентское движение, представителями ко­торого были В. Буковский, Б. Галансков и др. В обществе произошел спад критической волны, все реже поднимался вопрос о культе лично­сти. После обнародования содержания закрытого доклада Н. С. Хруще­ва было принято решение временно прекратить его обсуждение. Начались уголовные преследования за клевету на советскую действи­тельность.

2. Дискуссии по проекту новой Программы КПСС. К концу 50-х годов очевидная возможность утраты позиций, заявленных на XX съез­де партии, с необходимостью ставила вопрос о поиске гарантий необра­тимости начатых преобразований. В ходе начавшегося обсуждения проекта новой Программы партии выявился целый ряд вопросов, боль­шинство из которых концентрировалось вокруг проблемы «народ и власть».

В качестве мер, направленных на преодоление отчуждения между общественностью и представителями власти, предлагалось:

— ограничение срока пребывания на руководящих партийных и государственных постах,

— ликвидация системы привилегий для номенклатуры,

— контроль за соблюдением принципов социальной справедливо­сти. Активно обсуждалась в этой связи идея партмаксимума и госмак­симума (т. е. допустимый уровень денежного дохода, выше которого партработник и госчиновник не имел права получать).

3. Курс на строительство коммунизма. Во второй половине 50-х годов ставилась задача быстрого повышения жизненного уровня насе­ления и даже превышения показателей капиталистических стран. Ободренный успехами в сельском хозяйстве Н. С. Хрущев в 1957 г. по своей инициативе выдвинул нереальную идею обогнать США за 3—4 года по производству мяса, молока и масла на душу населения.

В 1959 г. на XXI съезде КПСС было заявлено о «полной и оконча­тельной победе» социализма в СССР и переходе к «развернутому стро­ительству коммунизма». В 1961 г. на XXII съезде КПСС была принята новая, третья Программа партии, целью которой провозглашалось строительство коммунизма. Исторические рамки Программы были оп­ределены в 20 лет, за которые предполагалось воспитать «человека коммунистического труда» и завершить переход к эпохе коммунизма. Помочь этому был призван Моральный кодекс строителя коммунизма.

Постановка перед обществом задачи строительства реального ком­мунизма была вызвана несколькими причинам. Определенный уто­пизм и недооценка реальной действительности, упрощенные представления о коммунизме сочетались с желанием компенсировать текущие трудности и проблемы призывом к «великим свершениям» и предотвратить растущее недовольство и недоверие к партии и совет­скому руководству, возникшее на заключительном этапе правления Н. С. Хрущева

4. Энтузиазм масс. Выдвинутая партией политическая цель воо­душевила людей, заставила их решать многие проблемы «по коммуни­стически», с рассуждениями о равенстве, изобилии, коллективизме. Вновь, как и в 20—30-е годы, проявилась вера в близость и достижи­мость больших целей, в возможность осуществления «скачка», что на­шло отражение в многочисленных трудовых починах, участии в молодежных комсомольских стройках и т. д. В эти годы получила раз­витие общественная инициатива — движение за коммунистический труд, которое шло в привычных традициях социалистического сорев­нования.