Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Vozmozhnye_bilety_i_otvety_k_nim_istoria / 32-_Vnutrepartynaya_borba_v_SSSr_v_20-30_gody

.doc
Скачиваний:
62
Добавлен:
08.04.2015
Размер:
47.1 Кб
Скачать

1. ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО СТРОИТЕЛЬСТВА В ПОСЛЕДНИХ РАБОТАХ В. И. ЛЕНИНА

1. В. И. Ленин о предпосылках построения социализма. Статьи и письма В. И. Ленина («О нашей революции», «О кооперации», «Лучше меньше, да лучше» и др.), продиктованные им в последний период его жизни, представляют собой попытку разработки «плана социалистиче­ского строительства» на основе нэпа. В качестве гарантий решения этой задачи Ленин считал вовлечение крестьянства в дело строительства со­циализма. Он не называл сколько-нибудь определенных сроков социа­листического переустройства в деревне, говоря о задаче, решаемой «в неопределенный срок», считая его «делом, требующим поколений».

Надежды на окончательную победу социализма в этот период свя­зывались им с успехами мировой революции и, в частности, с револю­ционным потенциалом народов Востока (а не Запада, где к тому времени наблюдался спад революционной активности).

2. Задачи индустриализации. Приоритетной задачей, выполнение которой должно было помочь продержаться до мировой революции, В. И. Ленин считал создание «материальной основы для коммунизма». Признавая ее отсутствие в России, Ленин пришел к выводу о необходи­мости восстановления и интенсивного развития крупной промышлен­ности как основной экономической опоры власти на путях социа­листического строительства.

3. Кооперативный план. В. И. Ленин рассматривал кооперацию в качестве средства вовлечения мелкого крестьянина в социалистическое строительство. Поэтому нэп, по Ленину, должен был не только осущест­вляться через кооперацию, но и ставить целью ее максимальное развитие и превращение во всеобщую форму социальной организации населения страны. Социалистическая кооперация должна строиться на принципах добровольности, постепенности, движения от низших форм (сбытовых, снабженческих) к высшим (производственным).

В качестве организационных форм нового общества Ленин назы­вал «строй цивилизованных кооператоров при общественной собст­венности на средства производства, при классовой победе пролетариата над буржуазией». Кооперативный план преобразований крестьянской экономики увязывался им с коренной технической ре­конструкцией сельского хозяйства (помощь государства кредитами, орудиями производства) и с ростом общей культуры народа.

4. Культурная революция занимала одно из центральных мест в плане социалистического строительства большевиков. Ее главными целями назывались создание «новой социалистической культуры» и воспитание «коммунистическойморали». Для этого требовалось реше­ние задач по росту грамотности, повышению политической и произ­водственной культуры, культуры управления. Ставилась также задача создания новой трудовой интеллигенции.

Большевики столкнулись с громадной культурной отсталостью на­селения страны (на тысячу человек в 1920 г. грамотных было 319, на Се­верном Кавказе — 281, в Западной Сибири — 218). Поэтому первоначальная задача культурной революции в России заключалась в достижении уровня «обыкновенного цивилизованного государства За­падной Европы».

5. О роли партии. Стратегический план В. И. Ленина был рассчи­тан на то, чтобы подтягивать отсталую Россию к высотам материально­го производства и культуры с помощью руководящей роли Коммунистической партии, диктатуры пролетариата. В 1922 г. он писал, что политика партии определялась громадным, безраздельным авторитетом «тончайшего слоя старой партийной гвардии» (большеви­ков с дореволюционным стажем). Раскол в ее рядах мог привести к по­тере контроля над властью. Чтобы избежать этого, Ленин в «Письме к съезду» предлагал устранить те недостатки в структуре и системе аппа­рата, которые могли дать возможность проявиться отрицательным чер­там руководителей партии {И.В.Сталина, Л.Д.Троцкого, Н. И. Бухарина и др.), их личным конфликтам, притязаниям на конт­роль над центральными органами партии.

Однако после смерти Ленина «политическое завещание» было про­игнорировано его партийными соратниками.

2. РКП(б) В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА. СТРУКТУРА И СОЦИАЛЬНЫЙ СОСТАВ ПАРТИИ

1. Состав партии. За годы Гражданской войны произошло укреп­ление монополии РКП(б), слияние ее функций с функциями госаппара­та, в результате чего был совершен переход от диктатуры пролетариата к диктатуре Коммунистической партии. Партия приобрела форму ми­литаризованной, боевой организации. К окончанию войны РКП(б) на­считывала в своих рядах 650 тыс. человек, 90% из которых вступили в партию уже в военные годы. В ходе последующих призывов численность ВКП(б) к 1930 г. возросла до 1 млн 674 тыс. человек (среди них 75% коммунистов имели низшее образование, 0,6% — высшее). Соци­альный состав партии выглядел следующим образом: рабо­чие — 55,7%; крестьяне — 19%; служащие — 25,3%. При этом боль­шевики со стажем до февраля 1917 г. составляли всего 2% (не более 12—20 тыс. человек).

2. Структура партийного руководства. В самой партии власть концентрировалась внутри более узких партийных органов — Полит­бюро, Оргбюро, Секретариата. По мере процесса централизации власть сосредоточивалась в значительной степени в руках Политбюро, кото­рое определяло политику государственных структур и регламентиро­вало их повседневную работу. Решения X съезда РКП(б) о запрещении фракций явились поворотным пунктом на пути роста могущества Сек­ретариата.

XI съезд РКП(б) (апрель 1922 г.) избрал И. В. Сталина генеральным секретарем (к тому времени он уже отвечал за работу двух комиссари­атов — по делам национальностей и Рабоче-крестьянской инспекции, а также являлся членом Политбюро и председателем Оргбюро ЦК). Бесконтрольная власть Секретариата становилась очевидной. Предло­жение Ленина о смещении Сталина с поста генерального секретаря не было учтено партийным руководством.

3. Характер внутрипартийной борьбы. В дискуссиях, проходивших в 1920—1921 гг., отразились трудности и противоречия, с которы­ми столкнулась партия, искавшая выход из кризиса «военного коммунизма». В борьбе с внутрипартийной фракционностью секрет­ный седьмой пункт резолюции X съезда РКП(б) «О единстве партии» предоставлял ЦК чрезвычайные полномочия, вплоть до исключения из партии, что в дальнейшем было использовано Сталиным для политиче­ской расправы с соперниками.

3. ЭТАПЫ ВНУТРИПАРТИЙНОЙ БОРЬБЫ

После смерти Ленина развернулась внутрипартийная дискуссия о перспективах развития страны, которая вылилась в борьбу за лидерст­во в партии. Решающие столкновения при этом приходились на перио­ды кризисов нэпа: 1923 г.; 1925 г.; кризис хлебозаготовок 1928 г.

1. Л. Д. Троцкий и троцкизм. К маю 1922 г. в руководстве партии основное место заняла «тройка» (триумвират) членов Политбю­ро — Г.Е. Зиновьев, И. В. Сталин, Л. Б. Каменев. В 1923—1924 гг. они развернули борьбу с Л. Д. Троцким и его сторонниками (Г. Л. Пятако­вым, Е. А. Преображенским и др.), предложившими выход из кризиса с помощью жесткого государственного планирования, привлечения ре­сурсов из частного сектора для создания тяжелой промышленности (отсюда термин «диктатура промышленности»).

Одновременно левая оппозиция открыто поставила вопрос о пар­тийном аппарате и бюрократическом режиме, сложившемся в партии. Контрдоводом против Троцкого явился также сталинский тезис о воз­можности построения социализма в одной, отдельно взятой стране, да­же если она экономически менее развита, чем ее капиталистические соседи. Троцкий продолжал связывать возможность победы социализ­ма в одной стране с мировой революцией и помощью западно-европей­ского пролетариата. Это дало повод оппонентам Л.Д.Троцкого представить его человеком, недостаточно верившим в Советскую Рос­сию и противостоявшим мнению большинства. В январе 1924 г. XIII партконференция осудила Троцкого и оппозицию как «мелкобуржуаз­ный уклон» в партии. В 1925 г. Троцкий был освобожден с поста наркомвоенмора и председателя Реввоенсовета.

2. «Новая оппозиция». В 1925 г. антитроцкистский триумвират распался. Зиновьев и Каменев, поддержанные Г. Я. Сокольниковым и Н. К. Крупской, составили «новую оппозицию». Они выступили с об­винениями в адрес Пленума ЦК и лично Сталина в «примиренческом отношении к троцкизму», а затем члены оппозиции сначала тайно, а по­том открыто бросили вызов Сталину как руководителю партийного ап­парата и Бухарину как выразителю партийной идеологии.

3. «Объединенная оппозиция». В 1926 г. бывшие противни­ки — Троцкий, Зиновьев, Каменев, выступившие единой («объединен­ной») фракцией, оказались в оппозиции к официальной политике про­тив четверки большинства в Политбюро — И. В. Сталина, Н. И. Бухарина, А. И. Рыкова, М. П. Томского. Последовательнее всех лидеров оппозиции борьбу против существовавшего внутрипартийно­го режима продолжал вести Троцкий, требовавший демократизации партии и установления контроля над ее аппаратом.

Оппозиция потерпела поражение. Троцкого и Каменева вывели из состава Политбюро. После участия в ноябрьской демонстрации 1927г. под собственными лозунгами Зиновьев и Троцкий были исключены из партии, а вместе с ними еще 93 члена оппозиции. В 1928 г. Л. Д. Троц­кий и 30 его сторонников были высланы из Москвы в Алма-Ату, а отту­да— в Турцию. В 1930 г. Л.Д.Троцкий и члены его семьи были лишены советского гражданства, а его имя вычеркнуто из истории пар­тии и революции.

4. «Правая оппозиция». В 1927 г. распалась просталинская коали­ция. Три члена Политбюро {Бухарин, Рыков, Томский), названные «пра­вой оппозицией» в партии, выступили против сталинского курса «большого скачка», определив его политику чрезвычайных мер как не­совместимую с социализмом. Бухарин и его последователи подвергли критике призывы к развертыванию «классовой войны» в деревне и «внезапному прыжку» в сельском хозяйстве. Правые предлагали свой вариант выхода из экономического кризиса (реальность которого спор­на) на путях дальнейшего развития нэпа через «сбалансированное» раз­витие тяжелой и легкой промышленности, индустриального и аграрного секторов, не отвергая при этом форсированных методов ин­дустриализации.

Однако ни одно из предложений группы Бухарина принято не бы­ло. В 1929 г. Бухарин и его активный сторонник, секретарь ЦК и МК ВКП(б) Н. А. Угланов были выведены из состава Политбюро, следом лишились званий членов Политбюро Рыков и Томский. Сталин и его окружение обрели безраздельный контроль над партией, в руководстве которой, кроме генсека, не осталось никого, кто бы являлся членом По­литбюро «ленинского» состава.

4. СУДЬБА ВНУТРИПАРТИЙНОЙ ОППОЗИЦИИ

1. Состав оппозиции. В период внутрипартийных дискуссий оппо­зиционерами были, как правило, большевики с дореволюционным ста­жем, теоретики, партийная интеллигенция. В их рядах крайне мало было рядовых партийцев, а также тех, кто вступил в партию после 1924 г. Чтобы присоединиться к оппозиции, требовались образован­ность, теоретическая подготовка. К тому же участие в оппозиции было связано с определенными опасностями. Поэтому идеи оппозиции ни­когда не завоевывали поддержки большинства партии, и даже сочувст­вующие не всегда решались примкнуть к ней.

2. Механизм «законопослушного большинства». Поражению представителей «старой гвардии» способствовало то, что к 1924 г. в партии сложился хорошо отработанный механизм — система «законо­послушного большинства», позволявшая быстро и эффективно сокру­шить любую оппозицию. Партийные массы были готовы поддержать мнение, которое уже сформировалось в высшем эшелоне партии, и го­лосовать вместе с официальным вождем. Низкая политическая культу­ра партийной массы стала тем фактором, который предопределил поражение всех оппозиций.

3. Непримиримый антилиберализм лидеров партии стал еще од­ним фактором, предопределившим крушение нэпа. Большевистские руководители (в том числе Бухарин, Зиновьев, Рыков, Томский и др.) считали, что свобода фракций с неизбежностью ведет к многопартий­ности, противниками которой они являлись. При этом сами оппозиционеры проявляли непоследовательность и политическую недаль­новидность. Вместо борьбы с главным противником бывшие соратни­ки боролись друг с другом, давая возможность укрепляться сталинской партии власти. Так в ходе внутрипартийной борьбы 20-х годов про­изошло отстранение от руководства партией сначала Ленина, а затем всех его ближайших сподвижников.

5. ВЫВОДЫ

1. В ходе внутрипартийной борьбы в 1920-е годы столкнулись различные, альтернативные точки зрения на пути движения к общей цели — построению социализма.

2. Борьба за социалистические идеалы совмещалась при этом с борьбой залидерство в партии, в которой победил Сталин и его окру­жение, опиравшиеся на насильственные методы управления.

3. В условиях 20-х годов призыв к отказу от нэпа и осуществле­нию форсированного «скачка» представлялся многим единственно верным решением, обеспечивавшим в минимальный срок построение основ социализма.

4. В качестве оправдания избранного курса называлась угроза со стороны врагов внешних и внутренних, что должны были под­твердить начавшиеся судебные процессы против представителей тех­нической интеллигенции и «старых» специалистов.