
- •§ 1. Система и структура международного права
- •5. 5. Источники международного права. Понятие и виды
- •7. 7. Обычай как источник международного права
- •8. 8. Акты международных организаций и акты международных конференций как источник права
- •11. 10. Правосубъектность государств и международных организаций: соотношение суверенитета и наднациональности.
- •12. Международная правосубъектность народов и наций
- •1) Мнпо занимается вопросами, входящимив компетенцию воз;
- •1. Международная ответственность индивидов.
- •2. Предоставление индивиду права на обращение в международные судебные учреждения.
- •3. Определение правового статуса отдельных категорий индивидов.
- •14. § 1. Понятие международного спора
- •I Переговоры
- •II Согласительные процедуры
- •III Арбитражное и судебное разбирательство.
- •1. Международный арбитраж
- •2. Международный суд
- •3. Специализированные суды
- •IV Решение споров международными организациями
- •2. Региональные организации
- •18 Существуют два вида международно-правовой ответственности государств — политическая и материальная.
- •32 32.Органы внешних сношений.
- •33 33. Консульства: понятие, функции, иммунитет и привилегии
- •35 35. Представительства государств при международных организациях: функции, привилегии, иммунитеты.
- •41 Международные экономические организации
- •43 Правовой режим воздушного пространства
- •45 45 Правовой режим международных рек.
- •46 46. Правовой режим Арктики и Антарктики.
- •47 47 Правовой режим морских пространств по классификации Конвенции по морскому оон 1982 года.
- •48 48. Понятие международного экологического права. Международные организации в сфере охраны окружающей среды.
- •49 49. Охрана атмосферы и околоземного космического пространства.
- •50 50 Охрана животного и растительного мира
3. Определение правового статуса отдельных категорий индивидов.
Согласно Конвенции о статусе беженцев 1951 г. личный статус беженца определяется законами страны его домицилия или, если у него такового нет, законами страны его проживания. Конвенция закрепляет право беженцев на работу по найму, выбор профессии, свободу передвижения и т.д.
Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей 1990 г. гласит: каждый трудящийся-мигрант и любой член семьи повсюду имеют право на признание его правосубъектности. Речь, разумеется, идет прежде всего о признании международной правосубъектности, так как согласно ст. 35 Конвенции государства не должны препятствовать международной миграции трудящихся и членов их семей. Международное право определяет также правовой статус замужней женщины, ребенка и других категорий индивидов.
Приведенные выше примеры дают основание предположить, что государства по ряду проблем (пусть даже немногим) наделяют индивидов качествами международной правосубъектности. Объем такой правосубъектности, бесспорно, будет возрастать и расширяться, ибо каждая историческая эпоха порождает своих субъектов международного права.
Долгое время единственными полноправными субъектами международного права были только государства. В XX в. возникли новые субъекты — межправительственные организации, а также нации и народы, борющиеся за свою независимость. В XXI в. будет расширен объем правосубъектности индивидов, признана правосубъектность других коллективных образований (например, международных неправительственных образований, транснациональных корпораций, церковных объединений).
Противники признания индивида субъектом международного правв качестве основного аргумента в подтверждение своей позиции ссылаются на то, что индивиды не могут заключать международные публично-правовые договоры и тем самым не могут участвовать в создании норм международного права. Действительно, это факт. Но в любой области права ее субъекты обладают неадекватными правами и обязанностями. Например, в международном праве договорная правоспособность в полном объеме присуща лишь суверенным государствам. Другие субъекты — межправительственные организации, государственно-подобные образования, да и нации и народы, борющиеся за независимость, — обладают договорной правоспособностью в ограниченном объеме.
Индивиды обладают международными правами и обязанностями, а также способностью обеспечивать (например, через международные судебные органы) выполнение субъектами международного права международно-правовых норм. Этого вполне достаточно для признания у индивида качеств субъекта международного права
Юридические лица.
В юридической литературе промышленно развитых стран активно поддерживается идея признания за крупными корпорациями статуса субъекта международного права.
Малые и средние компании немногое могли бы извлечь из этого статуса. Иное дело гигантские транснациональные корпорации (ТНК). Они контролируют крупные сектора производства и финансов, играют огромную роль в мировой экономике, превосходя в этом отношении многие государства. Поэтому они добиваются, чтобы их интересы учитывались как в национальном, так и в международном праве, стремятся предельно сократить контроль государств за своей деятельностью. Замечу, что правительства промышленно развитых стран с пониманием относятся к повышению статуса корпораций.
Постоянный представитель Японии при ООН Хиташи Овада считает, что «современный мир страдает от разрыва, который возник между быстро развивающейся социально-экономической реальностью, состоящей в том, что предприниматели как индивиды участвуют в деятельности на глобальной основе, и столь же стойкой реальностью, заключающейся в том, что эта деятельность все еще ограничивается национальными государствами...».
Однако статус субъектов международного права, тем более в той или иной мере ограниченный, не удовлетворяет ТНК. Они заинтересованы в создании особого права, которое бы формировалось ими и осуществлялось с помощью ими же созданного механизма. Отсюда концепция квазимеждународного права.
Вот как излагает эту концепцию известный британский юрист Б. Ченг: квазимеждународное право «состоит из соглашений, заключаемых образованиями, обладающими международной правосубъектностью по существующей системе, и частными образованиями, такими как многонациональные корпорации, соглашениями, которые находятся вне норм и юрисдикции какой бы то ни было системы национального права...».
Сторонники рассматриваемой концепции утверждают, что ТНК не являются продуктом какой-либо правовой системы. Они не контролируются и не могут эффективно контролироваться какой-либо из существующих правовых систем или их общими усилиями. Иными словами, ТНК ставятся вне и над правом. Между тем, как свидетельствует опыт, деятельность ТНК может и должна регулироваться в процессе взаимодействия международного и национального права. В противном случае не смогут быть обеспечены государственные, общенациональные интересы. Все это не отрицает и необходимость значительной автономии заключаемых ТНК соглашений, но в рамках общего правопорядка.
Концепция международной правосубъектности ТНК обсуждалась Комиссией международного права в ходе кодификации права договоров, но была отклонена. Международный Суд ООН также признал, что споры, возникающие из соглашения иностранной корпорации с государством, должны решаться на основе национального права. Тот факт, что компании не являются субъектами международного права, ни в коей мере не означает отрицания их роли в мировой экономике, а также настоятельной необходимости регулирования их деятельности, в том числе и с помощью международного права. В разработке соответствующих правовых и иных международных норм принимают участие и компании.
Декларация тысячелетия ООН предусматривает предоставление больших возможностей частному сектору внести свой вклад в реализацию целей и программ ООН. ООН разработала программу действий в рамках проекта «Глобальный договор», определяющего основы сотрудничества Организации с деловым миром. Последний в своей деятельности обязан уважать трудовые права и признавать ответственность за соблюдение природоохранительных норм. В целом речь идет о сотрудничестве с миром корпораций на условиях глобальной ответственности в целях реализации идеи «глобализация с человеческим лицом».