Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

tula_tsu_075

.pdf
Скачиваний:
21
Добавлен:
28.03.2015
Размер:
2.3 Mб
Скачать

античности имелась, труду мелких, ведущих собственное хозяйство зависимых работников. Сказался и прогресс средств принуждения, который сделал возможным закабаление и удержание в повиновении у эксплуататоров всех мелких производителей, т.е. почти всего населения.

При этом, правда, положение массы мелких земледельцев значительно ухудшается. Следует проследить, как на протяжении третьего века положение колонов меняется и всё более сближается с положением рабов на пекулии. Происходит постепенное закрепощение ранее свободного населения. Этому в немалой степени способствовал поиск римской юридической мыслью правильного определения правового статуса мелких зависимых земледельцев, которых было много и на западе, и, особенно, на востоке огромного государства, и которые после эдикта Каракаллы стали римскими гражданами. Определение их как колонов, привело к пониманию колоната как наследственного состояния и как формы юридической зависимости.

В итоге всех связанных друг с другом процессов в сельском хозяйстве постепенно побеждает уклад нерабовладельческого типа, больше основанный на материальной заинтересованности работника в результатах своего труда, чем это было присуще рабству.

Вся подборка документов заимствована из книги «Практикум по истории Древнего мира» Н.Л.Просиной и И.С.Свенцицкой (М., 1965).

Тексты источников:

КОЛУМЕЛЛА. О СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ.

Владелец имения должен прилагать тщательную заботу ко всем прочим статьям имения, в особенности же к находящимся в нем людям. Эти последние распадаются на два разряда на колонов и рабов – незакованных и закованных. К колонам он должен относиться снисходительно и стараться идти навстречу в их нуждах; он должен быть более требовательным к их работе, нежели к платежам; такое отношение

371

для колонов менее обидно, хозяину же вообще более выгодно. Ибо прилежная обработка поля в большинстве случаев приносит пользу и никогда не приносит вреда (разве только ущерб будет причинен непогодой или грабежом), а потому и колон не посмеет просить льгот в исполнение работы. Но господин не должен слишком настаивать на своём праве в обязательствах, наложенных на колона, как, например, на точном соблюдении сроков платежей, доставке дров и прочих мелких обязанностях колона., выполнение которых больше докучает земледельцам, чем приносит им ущерба…то поместье находится в самых счастливых условиях, при котором имеются колоны, издавна живущие в этой местности, как бы по наследству перешедшие к владельцу и связанные с ним близкими отношениями с самого рождения. Поэтому надо стараться всячески привлекать к обработке колонов — сельских жителей, прочно привязанных к месту, что необходимо в тех случаях, когда владелец не имеет возможности вести хозяйство лично или с помощью собственных людей ...в имениях отдалённых, которые владелец не может навещать часто, обработку всякого поля предпочтительнее поручать свободным колонам, чем рабу-вилику; это правило в особенности относится к полям, засеянным хлебом, которым колон может гораздо меньше принести вреда, чем виноградникам или садовым насаждениям; рабы же этим полям приносят величайший вред; они дают за деньги господский скот для работы на стороне, пасут и рабочий и остальной скот плохо, дурно пашут землю; показывают при посеве гораздо больший против настоящего расход семян; они не заботятся о том, чтобы семена, брошенные в землю, дали богатый урожай, и, свезя его на гумно, они даже уменьшают его количество во время молотьбы либо утайкой части его, либо небрежной работой. Ибо они и сами крадут зерно и от других воров плохо его оберегают. Наконец, при уборке зерна в амбар они неправильно показывают его количество в счетной записи. Таким образом, как управляющий, так и рабы мошенничают, а

372

поле приходит в негодное состояние. Поэтому, как я уже сказал такое имение, которое лишено частого присутствия владельца, необходимо сдавать в аренду.

«Хрестоматия по истории древнего мира», под ред. В. В. Струве, т. III, M., 1953, стр. 212—214

ПЛИНИЙ МЛАДШИЙ, ПИСЬМА

Плиний Секунд Младший (62—114 г.) — оратор, ученый, писатель. Со 111 г. управлял провинцией Вифинией. Письма Плиния в 10 книгах дают интересные сведения о возникновении колоната, о положении колонов в конце I и начале II в. н. э.

а) Книга IX, письмо 37

Плиний — Паулину. ...Необходимость сдать в аренду имения на несколько лет меня отрывает от государственной службы. А в этом деле мне приходится применить новые методы. В прошлый арендный сезон недоимки, несмотря на большие скидки, возросли; поэтому многие перестали совсем заботиться об уменьшении своих долгов, так как они отчаялись в возможности их выплатить; они расхищают и расходуют урожай, поскольку они считают, что для себя им беречь нечего.

Этим все растущим порокам надо оказать противодействие, надо найти против них средство. А средство одно — сдать не за плату, а за долю урожая и назначить некоторых из моих работников сборщиками, других — сторожами урожая. Вообще нет более справедливого типа дохода, чем доходы от земли и процентов; но это требует большого доверия, бдительности глаз и многочисленности рук. Надо, однако, попытаться и попробовать против этой застарелой болезни, какие угодно средства.

б) Книга III, письмо 19

Плиний — Кальвизию Руфу. Обращаюсь к тебе, как обычно, за

373

советом по личному делу. По соседству с моими владениями, даже примыкая к ним, продаются имения. В этом деле многое меня прельщает, но не меньше имеется у меня опасений... Основной пункт моих колебаний: земля плодородная, жирная, обильная водой, состоит из полей, виноградников и лесов, которые должны дать хоть и умеренный, но верный доход. Но эта счастливая земля обрабатывается никудышными земледельцами. Прежний владелец слишком часто продавал заклады [арендаторов], уменьшая, таким образом, на время недоимки колонов, вконец истощил их силы; в результате этой немощности их недоимки вновь возросли. Придется поэтому многих, поскольку они сами бессильны, снабдить рабами, а ты знаешь, что я — да и никто здесь — никогда не имею закованных рабов.

Там же, стр. 214—216

ПОВИННОСТИ И ОБЯЗАННОСТИ КОЛОНОВ ВО II в.

ПАПИРУС ИЗ ГЕРМОПОЛИТАНСКОГО ОКРУГА. 128 г. н. э.

Евтихиду, сыну Серапиона, от Кастора, сына Панехота. Желаю снять я у тебя на два года, считая от сего 13 (года) Адриана Цезаря господа, из находящихся у тебя в аренде от Серапии, дочери Евдемонида, на или возле Мнахиды на двух участках семи арур430, из коих на одном участке четыре аруры, на другом — три аруры, всю (землю) за твердую плату: за четыре аруры за 13 (год) Адриана Цезаря по девяти артаб431 пшеницы с каждой аруры, за следующий — по семи артаб ячменя с каждой аруры; за остальные три аруры плата за текущий, 13 (год)

— по восемь артаб ячменя, за будущий, 14 (год) — по восьми артаб пшеницы. Все это я отмерю на твой счет в казенный амбар казенной мерой... а сдачу я произведу при первой отмерке и дам ежегодно на плату персоналу четыре драхмы и для рабов в текущем пол-артабы (пшеницы) и в

430Арура – мера площади. Египетская арура = 0,2 га, греческая арура = 0,024 га.

431Артаба – персидская мера ёмкости = 56 литров.

374

будущем году пол-артабы ячменя и ежегодно буду вносить геуху432 продовольственный налог.

НАДПИСЬ ИЗ ХЕНХИР-МЕТТИХА В ТУНИСЕ ОТ 116 И 117 гг.

...Издан прокураторами Лицинием Максимом и вольноотпущенником Августа Фелициором по образцу Манциева закона433. Кто из них поселится в имении Вилла Магна Вариана, т.е. Маппалия Сига, тем разрешается обрабатывать по Манциеву закону те поля, которые являются отрезками. С тем, что, кто их обрабатывает, получает их в собственное пользование. И урожая, какой получится на этой земле, они, согласно Манциеву закону, должны будут сдать долю владельцам или арендаторам и виликам434 этого имения на следующих условиях: колоны сообщают по собственному исчислению сумму урожая по каждой культуре, которую надо будет доставить на гумно и молоть арендаторам и виликам этого имения; и если арендаторы и вилики этого имения заявят за своими подписями без обмана, что дадут полностью доли, причитающиеся колонам, пусть колоны обеспечат сдачу той части урожая, которую они должны предоставить, и пусть будут обязаны арендаторы и вилики предоставить доли этого имения, колоны — свои доли. Кто в имении Вилла Магна, или Маппалия Сига, займет господскую дачу, должен будет сдавать арендаторам и виликам этого имения полностью долю урожая всякого рода и виноградников по Манциеву обычаю: пшеницы с гумна – третью часть, ячменя с гумна – третью часть, гороха с гумна – четвёртую часть, вина из чана – третью часть, собранных олив – третью часть,мёду в пчелиных улиях – по одному секстарию435. Насаждать и обрабатывать виноградники разрешается на месте старых виноградников с тем условием, что в течение пяти ближайших сборов после насаждения тот,

432Геух – земельный собственник.

433Образцовый устав крупного имения, в котором определялись условия держания колоном земли.

434Вилик – управляющий имением непосредственно от владельцев (из рабов).

375

кто насадил, присваивает по своему усмотрению урожай этих виноградников, а после пятого сбора со времени насаждения они должны будут сдавать полностью арендаторам и виликам третью часть урожая, согласно Манциеву закону. Оливковую плантацию разрешается заводить и возделывать в таком месте, где обрабатывается невозделанное поле, с тем условием, что от этого насаждения оливковой плантации, заложенной таким образом, в течение ближайших десяти сборов урожай поступает к насадившему на его усмотрение; после десяти сборов он должен будет отдать третью часть собранных олив арендаторам и виликам этого имения. Кто насадит дикий маслинник, должен будет после пяти лет отдавать третью часть урожая. Поля, которые засеяны или будут засеяны травой в имении Вилла Магна Вариана, или Маппалия Сига, кроме засеянных викой, урожай с этих полей должен отдаваться арендаторам и виликам, надсмотрщики обязаны будут его требовать. За скот, который будет пастись в пределах имения Вилла Магна, или Маппалия Сига, они должны будут с каждой головы дать по 4 асса арендаторам и виликам владельцев этого имения… Колоны, которые будут жить в пределах Вилла Магна, или Маппалия Сига, должны ежегодно на каждого человека представить владельцу или арендаторам и виликам этого имения по два рабочих дня на пахотные работы и на жатву… и на прополку всякого рода особо по два. Колоны, постоянные жители этого имения, должны в течение года сообщить арендаторам и виликам свои имена... для несения по отдельности охраны на полях.

«Хрестоматияпо истории древнего Рима», под ред. С. Л. Утченко, М., 1962, стр. 455—458

ДЕКРЕТ ИМПЕРАТОРА КОММОДА О КОЛОНАХ БУРУНИТАНСКОГО ПОМЕСТЬЯ

435 Секстарий – 0,55 литра, один улей давал от 6 до 18 секстариев.

376

Надпись на камне, содержащая жалобы и резолюцию императора

...Ты видишь превышение власти прокуратора, которое он проявлял не только с нашим противником Аллием Максимом, но почти со всеми арендаторами, против закона и в ущерб твоим доходам; в то время, когда мы в течение стольких лет ходатайствуем, умоляем и ссылаемся на ваше божественное предписание, он не только уклонился от разбора нашей жалобы, но даже по коварному наущению того же влиятельнейшего кондуктора Аллия Максима позволил себе послать солдат в то же Бурунитанское поместье, схватить и мучить некоторых из нас, других заключить в тюрьму, и даже некоторых римских граждан он приказал избить розгами и дубинами за ту якобы нашу вину, что, собираясь в столь тяжелой в меру нашей ничтожности и столь явной обиде умолять твое величество, мы будто бы написали нескромное письмо... Мы просим, таким образом, священнейший император, чтобы ты помог. Как предусмотрено статьей Адрианова закона, пусть отнято будет даже у прокураторов, не говоря уже о кондукторах, право увеличивать доли [отчисления] с земли и трудовую и гужевую повинность; пусть мы, как это сказано в письмах кондукторов, находящихся в твоем архиве Карфагенской области, должны будем ежегодно не больше двух дней [отработки] при пахоте, двух при севе, двух при уборке и чтобы так было без всякого спора, как общее правило, всюду в отношении наших соседей в качестве постоянного порядка до настоящего времени и подтверждено вышеназванными письмами прокураторов. Помоги, и хотя мы, маленькие деревенские людишки, с трудом добывающие пропитание трудом своих рук, не можем сравняться у твоих прокураторов с влиятельнейшим, безмерно щедрым кондуктором, который по условиям аренды известен при всех сменах [прокураторам], сжалься и своим священным рескриптом удостой предписать, чтобы мы давали не больше, чем должны согласно закону Адриана и письменным распоряжением твоих прокураторов...

(Постановление)... Пусть прокураторы, соблюдая мою дисциплину и

377

мое распоряжение, не требуют больше, чем три раза по два [дня] работы, пусть от вас ничего не взыскивают несправедливо, вопреки установленному порядку.

«Хрестоматия по истории древнего мира», под

ред. В. В. Струве, т. III, М., 1953, стр. 227 — 228

ПОЛОЖЕНИЕ КОЛОНОВ ВО ФРАКИИ

ИМПЕРАТОРУ ЦЕЗАРЮ М. АНТОНИЮ ГОРДИАНУ, ПИЮ СЧАСТЛИВОМУ АВГУСТУ ПРОШЕНИЕ ОТ СЕЛЯН СКАПТОПАРЕНОВ, ОНИ ЖЕ ГРЕСИТЫ...

«Мы живем и владеем землей в вышеназванном селе, весьма благоустроенном, благодаря обладанию горячими водами и своему расположению между двумя находящимися во Фракии лагерями. Издревне жители не имели обид и притеснений и без напряжения вносили подати и выполняли прочие распоряжения; когда же со временем кое-кто начал прибегать к силе и производить насилия, тогда и село начало приходить в упадок. Когда в двух милях от нашего села совершаются прославленные празднества, прибывающие туда на 15 дней ради празднества, не остаются на месте празднования, но оставляют его, прибывают в наше село и заставляют нас предоставлять им помещение и многое другое для их надобностей, без уплаты денег. Вдобавок солдаты, посылаемые в другое место, отклоняются от собственных дорог, прибывают к нам и тоже вынуждают нас предоставлять им помещение и провиант, не давая никакой платы. Прибывают же большей частью для пользования водами правители провинций, а также твои прокураторы. И вот, представителей власти мы очень часто принимали по необходимости, прочих же мы не в силах вынести и многократно обращались к правителям Фракии, которые, следуя божественным подписаниям, приказали не чинить нам обид, ибо мы заявили, что не можем больше выдержать, но намерены оставить свои

378

отчие очаги из-за чинимых над нами насилий, ведь воистину от большого числа домохозяев мы дошли до чрезвычайно малого. И некоторое время распоряжения правительства возымели действие, и никто нас не притеснял ни в смысле постоев, ни в отношении предоставления провианта; но с течением времени очень многие опять дерзнули въесться к нам, презирая наши частные интересы. И вот, так как мы уже не в силах сносить тяготы

ивоистину мы рискуем бросить, как и остальные, свои отчие очаги, мы ради этого просим тебя, непобедимый Август, чтобы ты своим божественным предписанием приказал каждому идти своими путями, а не, оставляя прочие селения, прибывать к нам и не заставлять нас даром выдавать им провиант и предоставлять помещение, чего мы не обязаны делать, так как правители многократно приказывали, чтобы не предоставлять помещений никому, кроме лиц, присылаемых правителями

ипрокураторами по делам службы. Если же нас будут притеснять, мы убежим со своих родных мест, и казна понесет величайший ущерб; удостоившись милосердия — твоего божественного провидения и оставшись на своей земле, мы сумеем платить священные подати и вносить прочие платежи».

Там ж е, стр. 243—244

ПОЛОЖЕНИЕ КОЛОНОВ В ЛИДИИ В 111 в. н.э. В ИМПЕРАТОРСКОМ ИМЕНИИ

...Мы молим ваше божественное непревзойденное величество...

обратить внимание на страдания крестьянства, так как нам чинят препятствия сборщики налогов и их представители, угрожающие нам, оставшимся, смертельной опасностью, и мы не можем из-за чинимых препятствий ни землю обрабатывать, ни выполнять платежи и повинности в будущем. Мы просим вас милостиво внять нашей мольбе и предписать управителю народа и превосходительным вашим прокураторам учинить суда за содеянное преступление, запретить им доступ в господские имения

379

и [прекратить] притеснения, применяемые к нам сборщиками и теми, кто под предлогом выполнения должности и литургий притесняет и терзает нас...

Там ж е, стр. 244—245

О ПОЛОЖЕНИИ КОЛОНОВ В ФРИГИИ В 111 в. Н. Э.

...Мы — ваше священнейшее имение и как бы целостный народ, прибегающие к вам и ставшие просителями вашей божественности, угнетаемы сверх невообразимой меры и являемся объектом вымогательства со стороны тех, кому надлежит охранять общественные интересы. Живя в глубине страны и не находясь под властью военной, мы, однако, терпим бедствия, несовместимые с вашими счастливейшими временами. Нас притесняют те, которые, будучи посланы в Аппианский округ, уклоняются от больших дорог; к тому же солдаты и вельможи из правящих в городе и ваши цезарианцы, прибывающие сюда, отклонившись от проезжих дорог, оторвав нас от работы и забирая на ангарии наших рабочих волов, взыскивают то, что им не следует, и выходит, что мы угнетены и терпим немалую обиду. Обо всем этом мы уже обращались к вашему величеству, Август, когда ты был в должности префекта претория, и о том, как твоя божественность была тронута этим, явствует из приводимого твоего решения: «Я предписал правителю провинции, чтобы он расследовал то, что вы излагаете в прошении, и он примет меры, чтобы больше не было места для жалоб». Так как от этой резолюции нам не было никакой пользы и нам приходится в деревне платить то, что с нас не причитается, и к нам являются какие-то люди, вопреки справедливости, попирающие нас ногами, равно как и цезарианцы немало нас притесняют, выходит, что мы губим урожай и земля пустует.

Т а м ж е, стр. 245—246

ЮРИСТЫ II-III вв. О КОЛОНАХ И ИХ ПОЛОЖЕНИИ

380

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]