Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Religii_regiona_text.doc
Скачиваний:
47
Добавлен:
27.03.2015
Размер:
2.7 Mб
Скачать

3.2. Образование самостоятельной Маронитской Церкви

VI Вселенский Собор не искоренил монофелитство полностью, од­нако смерть последнего императора – монофелита и последовавшие позже иконоборческие споры закрыли эту страницу истории Визан­тийской Церкви. Ситуация в Сирии, отрезанной от Империи и нахо­дившейся под властью арабского рода Омейядов, была иной. Здесь монофелитство продолжало существовать и затронуло достаточно много православных общин. В конце VII—начале VIII века они разделяются на мелхитов, поддерживающих каноническую связь с Византией и

Православными Церквами, и маронитов, собравших вокруг себя сто­ронников церковной политики времен императора Ираклия30.

В конце VII века у маронитов еще не было оформившейся само­стоятельной иерархии, в то время как мелхиты были канонической Церковью с устоявшейся организацией епархий и священноначалия. Схизматические маронитские приходы стояли перед необходимостью организации собственного церковного управления, особенно в услови­ях постоянных столкновений с православными общинами.

В истории патриарха Дионисия приводятся следующие факты: "В этот [745] год Маруан, царь [халиф] Арабов, позволил халкидонцам [мелхитам] поставить патриарха для их деноминации, которым стал Феофилакт Ибн Канбара из Харрана. Феофилакт был золотым ювелиром Маруана. Он добился от Халифа распоряжений и войск для преследования маронитов. По прибытии в монастырь Марона он при­нуждал его монахов принять доктрину Максима [о двух волях во Хри­сте] и воздерживаться от пения Трисвятого с фразой «распныйся за ны». Одолеваемые скорбями, монахи обещали Феофилакту, что на сле­дующий день они последуют его приказу. Тогда с Феофилактом был один старый монах, которого тот очень любил. Этот монах вошел в монастырскую церковь и, ударяя по алтарю рукой, плакал: «Нечистый алтарь, завтра ты станешь святым». В этот момент его настигла боже­ственная кара и в него вселился бес. Он провел в мучениях всю длин­ную ночь и затем скончался. Ибн Канбара был чрезвычайно опечален смертью монаха, и его охватил страх. Он оставил тело покойного мо­нахам монастыря для погребения и удалился, не достигнув своей цели. Марониты остались такими же, как и сейчас. Они поставляют себе патриарха и епископов из своего монастыря. Они отделены от последо­вателей Максима за свою веру в одну волю во Христе и исполнение Трисвятого с фразой «распныйся за ны». Но они принимают Халкидонский Собор.

Потом Ибн Канбара прибыл в Манбийж и пытался заставить халкидонцев в этом городе принять доктрину двух воль во Христе и воз­держиваться от исполнения Трисвятого с фразой «распныйся за ны». Он предал их Маруану, который оштрафовал их на четыре тысячи ди­наров. Несчастье, случившееся в Алеппо, произошло и здесь. В итоге, некто Андрей Маронит получил приказ Халифа и построил церковь для маронитов в Манбийже. Они [марониты] после этого стали незави­симыми от последователей Максима. И множество омерзительных и гнусных столкновений произошло между этими двумя группами"31.

Приведенный текст относится ко второму году правления халифа Маруана II из династии Омейядов (744-750). Антиохийская Право­славная Церковь (мелхиты) не имела своего Предстоятеля почти в те­чение 40 лет (с 702 по 742 год), что связано, в первую очередь с неже­ланием мусульман усиливать в Сирии позиции христиан, связанных с Византией. В 742 году халиф Хишам позволил избрать патриарха, которым стал Стефан IV. Три года спустя патриарх Стефан впал в неми­лость у халифа аль Валида II (743-744) и был изгнан вместе с еписко­пом Дамасским. В 745 году патриархом становится Феофилакт, быв­ший до этого священником в Эдессе32.

Свидетельство Дионисия представляет православных и маронитов как две раздельные и противостоящие друг другу группы. В то время как православные имели своего Предстоятеля, марониты не имели гла­вы в сане патриарха. Если бы таковой был во время написания текста (745), то Дионисий, сам являвшийся патриархом у монофизитов, ско­рее всего упомянул бы это, рассказывая о деятельности Блаженней­шего Феофилакта.

Некоторые маронитские авторы делают из вышеприведенного от­рывка, являющегося практически единственным историческим свиде­тельством по этому поводу, вывод, что до 745 года монастырь Марона находился в юрисдикции православного Патриарха Антиохийского. Дионисий действительно называет Феофилакта патриархом "халкидонцев", а не, например, "последователей Максима" или "мелхитов"33. Учитывая, что марониты также принимали Халкидонский Собор, мож­но предположить, что патриарх Феофилакт пытался навести догмати­ческий порядок в своей Церкви. Но эта позиция представляется недос­таточно обоснованной; большинство историков сходятся во мнении, что марониты не имели своего священноначалия до середины VIII века и начали поставлять патриархов и епископов только после преследова­ний со стороны Феофилакта. Были ли они до этого времени в фор­мальной юрисдикции Антиохийских предстоятелей или получали свои хиротонии от схизматических архиереев, сказать трудно. Причинами, побудившими маронитов к созданию независимой церковной органи­зации, стали полный разрыв с канонической Церковью и отвержение ее догматики и возрастание количества приходов в различных местах Сирии. Выше уже упоминались маронитские общины в Хаме, Алеппо, Хомсе и Манбийже.

Сами марониты чаще всего относят избрание своего первого Пат­риарха Иоанна Марона, речь о котором пойдет ниже, к концу VII— началу VIII века. Современный маронитский историк епископ Каир­ский Петр Диб (1881—1965) называет в своем труде две причины отде­ления Маронитской Церкви от Матери-Церкви и выбора своего патри­арха: долгое вдовство Антиохийского Престола, длившееся 40 лет; не­законность выборов Антиохийских Патриархов византийскими импе­раторами без участия антиохийских архиереев; их пребывание в Кон­стантинополе34. То есть, как утверждают марониты, они возвели на престол законного и свободно избранного Патриарха Антиохийского, занявшего пустовавшее место Антиохийских Первосвятителей35. Нужно отметить, что ни один историк Восточных Церквей, даже католики, та­кой позиции не разделяют и считают ее абсолютно неправдоподобной. Когда католики принимали маронитов в XIII веке в свою юрисдикцию они, видимо, просто закрыли глаза на этот "темный" период истории Маронитской Церкви, понимая, какие политические выгоды сулит им присоединение первой крупной восточной христианской общины.

Со второй половины VIII века практически все летописцы Востока упоминают маронитов как христианскую секту. Патриарх Дионисий, го­воря о появлении в 745 году маронитской иерархии, не указывает, кто хиротонисал этих патриархов и епископов и насколько эти хиротонии действительны. Нет здесь свидетельств и об имени первого Предстояте­ля и его деятельности. Все эти вопросы до сих пор спорны и затенены большим количеством легенд и необоснованных предположений.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]