Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Скачиваний:
52
Добавлен:
19.03.2015
Размер:
448.38 Кб
Скачать

Новорожденный с отсутствием головного мозга как предполагаемый донор органов

Трудность добывания органов для пересадки детям заставляет обра­титься к идее взятия органов от зародышей и новорожденных, лишенных головного мозга, в особенности, когда речь идет о пересадке почек38.

Прежде чем перейти к рассмотрению этических проблем, связанных со взятием органов у зародыша или новорожденного без головного мозга, следует напомнить, что в общем случае речь не идет о «хороших доно­рах» либо по причине частой недоношенности (53 - 58%), влекущей за собой незрелость органов, либо по причине высокого процента непра­вильного формирования органов, связанного с общим состоянием орга-

36 Мы уже останавливались на этой проблеме, которой уделил особое внимание документ CNB: ср. Национальный комитет по биоэтике. Пересадки органов в детстве..., с. 28 32.

37 А именно, при условии: «1) если нет подходящего донора, который в состоянии дать свое согласие; 2) что пациент-получатель является братом или сестрой предполагаемого донора; 3) что пересадка органа послужит спасению жизни получателя; 4) что предусматриваемое разре­ шение должно быть дано в соответствии с процедурой, установленной именно этой Конвен­ цией, непосредственно для лица, находящегося в списке, в согласии с законом и компетентны­ ми организациями; 5) что потенциальный донор не выражает своего несогласия».

38 К.. Гкакаидр., Transplantation ofcadaver kidneys from (Diencephalic donors, «J. Pediatry, 197X.93, с. 216--220.

низма (приблизительно 30% неправильного формирования мочевыводящих путей)39.

С этической точки зрения возникает множество вопросов, связанных с самой возможностью использования зародышей или новорожденных без головного мозга в качестве доноров органов: 1) Правомерно ли относиться к этим существам как к «складу» тканей и органов? 2) Приемлемо ли плани­ровать и осуществлять «реанимацию» новорожденного, лишенного голов­ного мозга, с единственной целью поддержания жизнеспособности его ор­ганов, которые затем будут взяты у него для пересадки? 3) Какими должны быть критерии для определения мозговой смерти ребенка, лишенного го­ловного мозга? На основе этих вопросов возникает другой, может быть, са­мый важный: какова идентичность существа без головного мозга!

Нам кажется, что вне всякого обсуждения следует признать, что ребенок без головного мозга является плодом человеческого оплодотворения, имею­щим человеческий облик, что с момента оплодотворения он телеологически развивался в соответствии с собственным жизненным началом40. И потому не должно возникать никаких сомнений в том, что мы имеем дело с принадлежа­щим к человеческому роду индивидом, к которому, как и ко всякому другому эмбриону, следует относиться как к личности. Чтобы ответить на поставлен­ные вопросы, мы рассмотрим следующие три аспекта: 1) взятие органов от новорожденных без головного мозга, которые еще живы; 2) поддержание жизни новорожденных без головного мозга; 3) взятие органов после смерти.

Что касается взятия органов у еще живых новорожденных, лишенных головного мозга, то эта процедура в целом принимается теми, кто утвержда­ет, что лишенный головного мозга не является человеческим индивидом или, что встречается чаще, что ребенок, у которого отсутствует значительная часть мозговой массы, находится в состоянии, аналогичном мозговой смер­ти. Эта предположение не является корректным ни с научной, ни с этичес­кой точки зрения, ибо термином «смерть мозга» обозначается полное пре­кращение функционирования головного мозга, как его коры, так и ствола, тогда как у зародыша или новорожденного, лишенного головного мозга, по­ражение мозга остается лишь частичным, оно не затрагивает структуры ствола мозга, способного поддерживать жизненные функции автономно.

Говоря о реанимации новорожденного без головного мозга, следует вы­делить четыре различных подхода41: а) сразу же после рождения новорож­денный помещается в капсулу и соединяется с дыхательным аппаратом для поддержания всех жизненных функций с целью дальнейшего взятия орга­нов в подходящий для этого момент, совершенно независимо от наличия

39 P. A. Baird, Survival in infants with anencephaly, «Clin. Pediatr.», 1984,23,5, с 268 - 271; D. A. Shewmon, Anencephaly: selected medical aspects, «Hastings Center Report», 1988,18,5, с 11 -18.

40 A. G. Spagnolo — E. Sgreccia, Prelievi di organi e lessutifetali a scopo di trapianto, в Bompiani — Sgreccia (a cura di), Trapianti di organo, с 47 - 84.

41 Task Force for the Determination of Brain Death in Children, Guidelines/or the determination of brain death in children, «Neurology», 1987,37, с 1077 - 1078.

9-3 _ ЛЛПЙ

342 ГЛАВА ШЕСТАЯ Часть вторая: БИОЭТИКА И ПЕРЕСАДКА ОРГАНОВ

или отсутствия функционирования ствола головного мозга, — такого рода подход, как я уже указывал при рассмотрении аспекта 1, этически неприем­лем; б) сразу же после рождения новорожденный без головного мозга под­вергается реанимации и находится под наблюдением до тех пор, пока пол­ностью не прекращается функционирование ствола головного мозга, — та­кой подход представляется нам несорозмерным, поскольку, с учетом прогно­за и характера патологии, его можно назвать в полном смысле этих слов «те­рапевтическим рвением»; в) новорожденному оказывается обычная меди­цинская помощь до тех пор, пока не появятся признаки повышенного дав­ления или брадикардии, с этого момента он подвергается реанимации в ожидании омертвения ствола головного мозга — такой подход имеет сво­ей единственной целью взятие органов, и потому он представляет собой форму использования человеческого существа в корыстных целях; г) ново­рожденному без головного мозга оказывается обычная помощь, пока не пре­кратится сердечно-дыхательная деятельность, после чего приступают к взя­тию органов — при таком подходе оказывается большее уважение к ценно­сти личности ребенка без головного мозга и удается избежать как ненуж­ного терапевтического рвения, так и корыстного использования личности, вплоть до настоящей ее вивисекции — столь осуждаемой в отношении животных, — которая предопределяет всякий другой подход.

Наконец, не существует преград этического порядка для взятия органов от зародышей и новорожденных без головного мозга после их смерти, если только достаточно надежно решается проблема ее определения с учетом объективной трудности применения критериев для ребенка и для взросло­го. Исходя из данных, содержащихся в докладе «Medical Task Force on Anencephaly»42, считается излишним снятие показаний электроэнцефалог­раммы и мозговых волн, что обусловлено самой анатомической ситуацией новорожденного, лишенного головного мозга. Однако следует подчеркнуть трудность оценки функционирования ствола мозга посредством возбужде­ния рефлексов по причине частого возникновения в таких случаях аномалии черепных нервов. Следовательно, смерть ствола головного мозга может быть констатирована только после исчезновения возбуждаемых ранее рефлек­сов. Если эти рефлексы никак себя не проявляли, то их отсутствие с самого начала все же не обязательно свидетельствует о смерти ствола мозга.

Соседние файлы в папке Сгречча и Тамбоне Биоэтика