Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Скачиваний:
18
Добавлен:
19.03.2015
Размер:
700.21 Кб
Скачать

V. ВРАЧ С ПОЗИЦИИ ТРЕТЬЕГО

3 Медицина триалога

Как мы уже видели, отношения врача и пациента, как и все отношения между двумя людьми, дают шанс наиболь­шей доверительной интимности, наибольшей глубины. Дей­ствительно, только в них моя самость конституируется Другим. Но этим отношениям не достает обязательности и действенности, так как они развиваются вне социального пространства. Следует еще добавить, что в этих диадичес- ких отношениях весьма неустойчив баланс между близос­тью и дистанцированностью. Дело может дойти до симби- отического слияния, или же, наоборот, обе стороны замк­нутся в своей аутистической или нарциссической скорлупе, как это часто происходит между пациентом и его род­ственником, а также эндемически между врачом и род­ственником пациента. Поэтому наш тезис таков: я могу быть врачом лишь в присутствии Третьего, то есть род­ственника, что позволяет обозначить врачебную ситуацию только как отношение врач - пациент - родственник. По­этому существует только медицина «глазами Третьего» и поэтому медицина должна быть исключительно «медици­ной триалога»1. Она существует согласно логике и этике в трех, отличных друг от друга измерениях. Если при этом решающей является фигура Другого в качестве Третьего, то сам принцип Третьего имеет дальнейшие формы выра-

1 Термин «триалог» вошел в употребление после 14-го Всемир­ного конгресса социальной психиатрии в Гамбурге; ср.: Th. Bock u. а. (ed.): Abschied vom Babylon. Bonn: Psychiatrie-Verlag, 1995.

242

дельца. Каждый из них мог бы сыграть положитель-ную роль, особенно когда больной длительно уклоня-ется от лечения, как это часто наблюдается у алкого-ликов или диабетиков. Работа с родственниками тако-го больного в группе может быть особенно успешнойименно в силу опосредованного контакта с пациентом.

3 МЕДИЦИНА ТРИАЛОГА

243

жения, которые дополнительно позволяют определять ме­дицину не только как семейную, но и как медицину для троих. Отдельными формами этих проявлений мы и хо­тим теперь заняться.

Так, Кипп (Kipp) и другие высказываются об «отно­шениях в диалоге» в кризисных ситуациях: «Выход из диадической дилеммы между близостью и соблюдением дистанции представляется в концепции триангуляции, трой­ственных отношений. Под триангуляцией подразумевается модификация тесных отношений между двумя в отноше­ния троих. Третьим может стать другой человек, напри­мер, отец, который разрушает симбиоз матери и ребенка, но это может быть и сверхиндивидуальное правило, кото­рое оказывает влияние на отношения двоих».1 Поэтому мы всегда заняты триангуляцией, социальной «привязкой» наших отношений и их стабилизацией. Для этого суще­ствуют многочисленные примеры. Так, для участия в бесе­де врачом может быть приглашен кто-нибудь из ухажива­ющего персонала, либо кто-то из друзей пациента. Беседа с глазу на глаз может быть превращена в обсуждение в группе или в совместное занятие спортом или какой-то работой. Возможно согласование плана лечения, введение общих сверхиндивидуальных правил, с которыми согла­сятся обе стороны, как это происходит с правилами для стационарных отделений, или определение условий для времени и места проведения бесед или занятий вне стаци­онара. В конечном счете, сама речь уже является сверхин­дивидуальным, Третьим элементом, который прерывает бли­зость двоих и создает дистанцию: подобное происходит при построении теорий или словесных образов, когда оба участника отношений формируют свое отношение к Тре­тьему, если они хотят совместно выразить нечто сложное и эмоционально насыщенное.2

1 J. Kipp u. a.: Beziehung und Psychose. Stuttgart: Thieme, 1996. S. 18.

2 Там же, с. 19-20, 52, 56.

Соседние файлы в папке К. Дёрнер. Хороший врач