Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Скачиваний:
69
Добавлен:
15.03.2015
Размер:
172.54 Кб
Скачать

6.5.3. Организация психиатрической помощи военнослужащим в Чечне

К сожалению, в начальном периоде боевых действий на Северном Кавказе в 1994-1996 гг. единой системы оказания психолого-психиатрической помощи военнослужащим не было. Организационно-штатная структура психиатрической помощи в объединенной группировке федеральных войск соответствовала задачам, стоящим перед медицинской службой в мирное время, и не могла обеспечить ни своевременной и адекватной диагностики боевой психической патологии, ни, тем более – психопрофилактики и психокоррекции РБС. Психиатрическая помощь оказывалась преимущественно в военных госпиталях и медицинских отрядах специального назначения (МОСН) временно прикомандированными из Военно-медицинской академии специалистами групп усиления. Поэтому мы не располагаем аналогичными афганской войне статистическими показателями за период боевых действий на Северном Кавказе. Тем не менее, известно, что в период первой контртеррористической операции (КТО) в Чечне пограничные психические расстройства развивались у 10-15% военнослужащих, оказавшихся в жизнеопасной ситуации [Литвинцев С.В., Шамрей В.К., Рустанович А.В., 2002]. А если вспомнить, что почти все военнослужащие федеральных войск во время боев за г. Грозный в январе-феврале 1995 года систематически употребляли алкоголь, становится ясным, что различной выраженности реакции боевого стресса переносил практически каждый участник штурма города.

Установлено, что после возвращения из района боевых действий почти 83% участников первой КТО в Чечне предъявляли те или иные жалобы на состояние своего здоровья, в основном имевших невротическую природу. Более 56% военнослужащих, возвратившихся к местам постоянной дислокации после участия в боевых действиях в 1995 г., оценивали свое самочувствие как неудовлетворительное. У 40% комбатантов были выявлены патохарактерологические черты, затруднявшие процесс адаптации к службе в мирных условиях [Литвинцев С.В. с соавт., 2000].

Система психолого-психиатрической помощи военнослужащим в условиях вооруженного конфликта в Чечне прошла три этапа своего становления: разработка и апробация форм и методов оказания помощи на разных этапах медицинской эвакуации (соответствует периоду первой КТО на Северном Кавказе в 1994-1996 гг.); анализ и обобщение результатов оказания помощи в этот период (соответствует периоду отсутствия активных боевых действий и относительной стабилизации военно-политической обстановки в регионе в 1997-1999 гг.); формирование 3-ступенчатой (3-этапной) системы оказания помощи (функционирует с начала второй КТО).

С 1995 г. в регионе конфликта находились научно-исследовательские группы (врач-психиатр, психофизиолог, психолог, психофармаколог) из числа специалистов Военно-медицинской академии, которые разрабатывали принципы оказания психолого-психиатрической помощи как непосредственно на передовой, в условиях боевых действий, так и на ближайших этапах медицинской эвакуации (МОСН, ОМедБ).

Это позволило осуществить поиск наиболее информативных и эффективных методик для разных этапов эвакуации, разработать критерии оценки психического состояния, принципы сортировки и лечебно-эвакуационные подходы; составить оптимальные схемы развертывания и оборудования кабинетов психоэмоциональной разгрузки; оптимизировать схемы оказания психиатрической помощи на квалифицированном и специализированном этапах медицинской эвакуации, а также получить данные о распространенности и структуре психических расстройств у военнослужащих.

Было установлено, что в условиях непосредственного ведения боевых действий кратковременные дизадаптационные расстройства (стрессовые реакции) наблюдались у 80-90% военнослужащих, подавляющее большинство из которых не нуждались в проведении специальных мероприятий (для нормализации психического состояния, как правило, оказывалось достаточно психологической коррекции). Эти военнослужащие относились к категории «кратковременно вышедшие из строя», а потому не должны поступать на этапы медицинской эвакуации. Психические расстройства пограничного уровня развивались у 10-15% личного состава, участвовавшего в боевых действиях. Такие военнослужащие нуждались в проведении краткосрочных (в течение 5-7 суток) курсов психо- и фармакотерапии. В связи с отсутствием в тот период в войсковом звене отлаженной психиатрической помощи, большинство из них оставались без специализированного лечения. Психозы развивались в единичных случаях (менее 1% от личного состава).

На этапе МОСН в период боевых действий нуждаемость в мероприятиях психологической реабилитации достигала 30% от общего количества легкораненых и больных (в дальнейшем в связи с переходом к тактике «позиционной» войны этот показатель снизился до 7-10%).

Высокая распространенность психических расстройств и изменений в первой КТО объясняется, в основном, отсутствием системы психопрофилактической работы и медико-психологической помощи непосредственно в войсковом звене.

Опыт первой КТО показал несостоятельность существующей организационно-штатной структуры психиатрической помощи, не способной к своевременному оказанию помощи в нужном объеме на этапах медицинской эвакуации. Анализ санитарных потерь психиатрического профиля, учет недостатков оказания психиатрической помощи и определение наиболее успешных подходов к профилактике и лечению БСР позволил сформулировать ряд принципиальных положений.

  1. Медико-психологическая и психиатрическая помощь должна проводиться не только в период боевых действий, но и в предбоевом и межбоевом периодах;

  2. в структуре боевой психической патологии ведущее значение приобретают расстройства доболезненного (психологические стрессовые реакции) и пограничного уровня, которые (при отсутствии своевременной и адекватной помощи) могут приобретать затяжное течение, создавая предпосылки для формирвания в последующем «чеченского» синдрома (по аналогии с «афганским», «вьетнамским»).

  3. Особую категорию лиц, нуждающихся в психолого-психиатрической помощи, составляют пострадавшие хирургического (получившие ранения и травмы, в том числе минно-взрывного характера) и терапевтического профиля.

  4. Сокращение этапов медицинской эвакуации, приближение психиатрической помощи к району боевых действий позволяет существенно повысить ее эффективность и сократить число санитарных потерь за счет своевременного оазания помощи лицам, кратковременно (до суток) вышедшим из строя.

  5. Для повышения эффективности психолого-психиатрической помощи военнослужащим в районе боевых действий необходимо наличие мобильных групп специалистов (психиатров, психофизиологов, психологов), основными задачами которых должны являться: анализ медико-психологической обстановки в зоне вооруженного конфликта (непосредственно в воинских частях); проведение скринингового обследования военнослужащих для оценки степени снижения их боеспособности и выбора адекватных мер коррекции; определение потребности в оказании психиатрической помощи различным категориям военнослужащих и организация лечебно-эвакуационных мероприятий (экспресс-диагностика, неотложная коррекция психического состояния, сортировка, формирование эвакуационных потоков); оказание методической и консультативной помощи врачебному и командному составу в вопросах проведения психогигиенических и психопрофилактических мероприятий в войсках; прогнозирование медико-психологической и психиатрической ситуации в зоне вооруженного конфликта (с подготовкой соответствующих рекомендаций командованию об объеме и организации психиатрической помощи с учетом складывающейся боевой и медицинской обстановки).

  6. Медицинская сортировка в условиях боевой обстановки должна основываться на определении характера и исхода психического расстройства и проводиться в короткое время (окончательный прогноз – не позже 5-7 дней) по уровневому принципу: психологический, непсихотический («пограничный»), психотический.

Прогнозирование исхода РБС позволило выделить группы пораженных и больных, подлежащих возврату в строй (в срок до 1 сут); остающихся на данном этапе медицинской эвакуации; нуждающиеся в эвакуации на последующие этапы. К 1-й группе относятся военнослужащие, кратковременные вышедшие из строя, а ко 2-й и 3-й – представляющие собойсанитарные потери.

Для решения вопроса об очередности оказания медицинской помощи было признано целесообразным выделять следующие группы пораженных: нуждающиеся в неотложных мероприятих первой врачебной помощи (лица с аффективно-шоковыми реакциями, другими психотическими состояниями, представляющие опасность для себя и окружающих); не нуждающиеся в неотложных мероприятиях первой врачебной помощи (пострадавшие с пограничным и психотическим уровнем расстройств, не представляющие опасность для себя и окружающих, помощь которым может быть отсрочена); нуждающиеся в мероприятиях медико-психологического характера и отдыхе (лица с расстройствами доболезненного, психологического, уровня – легкопострадавшие). Указанные принципы медицинской сортировки относятся к пострадавшим, у которых психические расстройства являются изолированными или ведущими в клинической картине.

В результате научного анализа условий и особенностей формирования боевой психической патологии, величины и структуры санитарных потерь психиатрического профиля, наиболее эффективных подходов к профилактике и лечению реакций боевого стресса к моменту начала второй КТО на Северном Кавказе (1999 г.) была разработана современная 3-этапная система психиатрической помощи.

Соседние файлы в папке 6.Организация