
книги из ГПНТБ / Водолагин М.А. Первый тракторный
.pdfИнженер и поэт Эммануил Котляр написал «Марш монтажников»:
Республика велит стальных
пропагандистов
Назавтра дать в колхозные
поля.
От Минска до Читы, От Вятки до Элисты
Ждет тракторов набухшая земля.
Период монтажа и освоения оборудования на пер венце советского тракторостроения оказался еще бо лее сложным делом, чем само строительство завода. Сейчас даже невозможно представить себе величие трудового подвига, совершенного тракторостроевцами при штурме высот новой техники, при освоении впервые создаваемого в стране массово-поточного производства.
Какого напряжения сил, воли, ума требовала битва за первый советский трактор! В нее вступили отряды опытных бойцов. Более 1800 квалифициро ванных рабочих прибыло на тракторный из промыш ленных городов страны. Но даже этой закаленной, опытной гвардии пришлось заново осваивать свои же профессии, овладевать новыми знаниями.
Ленинградец Г. В. Сергеев, ставший впоследствии мастером механосборочного цеха, рассказывал:
— Я потихоньку от других стал изучать станки, чтобы не осрамиться перед молодежью. После своей смены приходил в следующую, подолгу стоял у стан ков, знакомился.
Для участия в монтаже оборудования и обуче ния на нем рабочих массовых профессий было при глашено из США 300 рабочих-наладчиков. На Трак
40
торострой они стали прибывать в мае 1930 года. Среди них немало было и русских, уехавших из России еще в дореволюционное время. Иван Терентьевич Па щенко, проработавший на заводе Форда двадцать лет, рассказывал:
—И решили мы поехать: Чудновский по модель ному делу, а я по литейному. Мне к этому времени было шестьдесят два года, а ему пятьдесят восемь...
Многие из этих людей горели искренним жела нием отдать первому в мире пролетарскому государ ству свой опыт. Их поразили то упорство и вдохно вение, с какими советские рабочие, чувствующие себя хозяевами завода, стремились к знаниям.
—Любовь к машине, какая-то особая нежность к
ееустройству и работе,— рассказывал американец
Ролло Уорд,— проявились с первого дня общения с нашими юными помощниками.
Когда начались монтажные работы, практиче ские занятия курсантов были перенесены в цехи. И надо было видеть эти занятия. Семитысячники, влюбленные в технику, дневали и ночевали в цехах. Оторвать их от выстраивающихся рядами сложных станков было невозможно. Они забрасывали масте ров, наладчиков вопросами, были способны часами, забыв обо всем на свете, наблюдать за работой стан ков, за их хитроумным устройством.
Чтобы изучить и освоить новую сложную тех нику, приобрести профессиональные навыки, требо валось время, терпение и настойчивость, нужны были знания. Приобреталось же все это не сразу и не легко. Так, продолжительное время неуверенно чув ствовали себя будущие кузнецы-штамповщики — просто боялись исполинских молотов, каждый высо тою в два этажа.
41
— Как ударит молотом,— рассказывал потом ставший бригадиром кузнецов Т. А. Фандюшин,— так ничего нет: ни детали, ни металла. Американцы толь ко головами покачивали. Решили тогда не портить металла. Принесли нам поленья, и мы на них учи лись давать правильный удар.
Американец Франк Хоней о прикрепленном к нему для обучения деревенском пареньке Сидель никове говорил:
—Сразу же было видно, что руки, тело, все дви жения у него к этой работе не приспособлены. Он тратил минимум полчаса на то, что мог сделать ква лифицированный рабочий за минуту.
Да и городские ребята, имевшие уже производст венный станс, терялись. В механических цехах трак торного не было привычных трансмиссий — господ ствовала электротехника. И технология была такой, что без образования не сразу разберешься. Семитысячница из Саратова А. А. Хлоптунова, обучав шаяся на зуборезном станке, вспоминала:
—Никогда я не думала, что шестерня такая сложная вещь. Оказывается, нужно знать матема тику, построение зуба, деление его. Потребовалось узнать, что такое модуль, эвольвент, профиль зуба,
вершина угла.
Технические знания, профессиональная сноров ка— давались не сразу. И тут вдруг возникла новая помеха — стала распространяться «теория» какогото «неофордизма» — будто массово-поточное произ водство никаких особых знаний не требует. Станкиавтоматы. Стало быть, нажимай себе кнопки, и де тали сами посыплются. Что же касается конвейера, то на нем успевай только детали устанавливать да гайки подкручивать. Это было вредное заблуждение.
42
Ему поддавались те, у кого не хватало терпения и ■выдержки, кто искал облегченной работы. А распла той служили массовые поломки Оборудования, брак в работе.
Партийному и комсомольскому активу немало пришлось поработать, чтобы разъяснить и преодо леть подобные заблуждения. Действительно, слож ные станки не требовали физической, мускульной силы. Но зато они требовали серьезных знаний, спе циальных навыков, точности расчетов, аккуратности и дисциплины труда, одним словом, высокой техни ческой и общей культуры. А ее-то еще и не было. Борьба за овладение ею составила целую главу в истории завода и социалистической промышленно сти в целом.
Примеры высокой организованности и сознатель ности, государственного отношения к делу показы вали ударные бригады. Их становилось все больше. Они давали бой попыткам рваческих элементов ис пользовать нехватку рабочей силы в целях наживы, служили примером проявления революционного бес корыстия. На Тракторострой шли не только энту зиасты, но прибывали и любители легкой наживы, «летуны», гоняющиеся за длинным рублем.
Так, за укрепление швеллерными балками под весной рамы в пролетах инструментального цеха бригада Шкарина запросила 150 рублей, утверждая, что на эту работу уйдет не менее 150 часов. Тогда слово сказала молодежная ударная бригада слесарей
Виноградова — она взялась выполнить |
это |
задание |
за 48 часов, назначив за работу всего |
26 |
рублей. |
В кузнечном цехе готовились к установке огромных многотонных молотов. По американским расчетам, установка такого великана требовала 480 рабочих
43
часов, и то при наличии специальных кранов и при способлений, которых на Тракторострое не было. Бригада такелажников во главе с Красавиным, ста рым рабочим сталинградского завода «Красный Ок тябрь», при помощи бревен и блоков установила первый молот за 180 часов, второй — такой же мощ ности— за 60 часов, а третий — всего лишь за 30 ча сов! Труд раскрывался здесь новой стороной: он был проявлением преданности великому делу, преданно сти идее построения социализма. Здесь складывались новые формы общественной связи между людьми, вырабатывался новый кодекс морали советского че ловека — хозяина своей судьбы.
ТРАКТОР СХОДИТ С КОНВЕЙЕРА
Тракторостроевцы жили днями, оставшимися до пуска завода. Всеми своими помыслами они были устремлены в день завтраш ний, в будущее, осязаемое как жаркая битва за со циализм. Социалистическое сегодня здесь воплоща лось в корпуса гиганта завода, которые все больше наполнялись производственным гулом. Там опробо вались устанавливаемые станки, налаживались мо лоты, шла клепка и сварка конструкций конвейеров. Все говорило — пуск завода близок.
9 июня 1930 года на тракторный прибыл предсе датель ВЦИК и ЦИК СССР М. И. Калинин. Всесоюз ный староста пользовался огромной популярностью и любовью. Выходец из крестьянской семьи Твер ской губернии, бывший токарь Путиловского завода
44
М. И. Калинин служил олицетворением органиче ской слитности союза рабочего класса с трудовым крестьянством, был для трудящихся близким и до рогим.
На встречу собралось свыше шести тысяч чело век. М. И. Калинин стоял на импровизированной трибуне и обводил внимательным взглядом громаду цеха, шеститысячную массу, казавшуюся в нем не большой толпой. Цех освещался пробившимися лу чами солнца.
В своем выступлении М. И. Калинин поделился впечатлениями о заводе, о городе Сталинграде, в ко тором он бывал раньше — в 1920 и 1921 годах. В кон це речи Михаил Иванович сказал: «Здесь, в Сталин граде, на тракторном заводе, и даже вот в этой самой литейной мастерской, особенно наглядно и ясно видна та цель, к которой стремятся наша партия и Совет ское правительство. Мы строим огромный завод. Мы покупаем для завода заграничное оборудование, сокращая закупки за границей предметов потребле ния... Мы урезаем себя во всем, чтобы только купить оборудование. Для чего мы это делаем? Мы это де лаем для того, чтобы лучше жилось не отдельной небольшой прослойке, а огромному большинству населения нашей великой страны».
Индустриальный пейзаж Тракторостроя был са мым убедительным свидетельством успешного пре творения в жизнь курса партии на коренные преоб разования в стране. Там, где совсем недавно лежала целинная степь и посвистывали лишь суслики, те перь раскинулись громадные корпуса завода и да леко окрест слышалось его могучее дыхание. Завод-правофланговый индустрии первой пятилетки готовился к вступлению в строй. Здесь одерживалась
4S
первая блистательная победа на фронте социалисти ческого строительства, раскинувшемся по всей Со ветской стране.
17 июня 1930 года...
На торжественный пуск Сталинградского трак торного завода стекались люди со всех концов совет ской земли. В полном составе прибыли из Саратова делегаты Н-й Нижне-Волжской партийной конфе ренции.
3 часа дня. Механосборочный цех. На конвейере, окруженном рабочими и гостями, идет сборка пер вого опытного трактора. В конце конвейера натянута красная ленточка. Возле нее с ножницами стоит пионер Володя Кошаев, сын рабочего-металлиста. Слева от него — колхозник Иван Кистинев из Балыклейского района, а справа — единоличник-середняк Иван Самойлов из Вольского района Нижне-Волж ского края.
Конвейер движется медленно. За ним вниматель но следят сотни людей. На их глазах под руками взволнованных слесарей-сборщиков рождается пер вый советский трактор.
За руль сел кадровый рабочий Киселев. С двух оборотов машина вздрогнула, послышался рокот мо тора. Радостно заколотилось сердце и у маленького Володи Кошаева. Он нетерпеливо посматривает то на ножницы, то на красную ленточку, до которой ему еще не дотянуться. Володю подхватывают сильные руки колхозника Ивана Кистенева. И вот он, торже ственный момент — ленточка разрезана. Путь отече ственному трактору открыт. Набирая скорость, трактор СТЗ № 1 направляется к заводским воротам. Он идет сквозь людской коридор под восторженные приветствия.
46
На площади его встречают 20 тысяч трудящихся. Гремит ликующее «ура».
Митинг открыл секретарь парткома М. И. Суч ков. Директор завода В. И. Иванов зачитал привет ствие Центрального Комитета партии. В нем говори лось:
«50 тысяч тракторов, которые вы должны давать стране ежегодно, есть 50 тысяч снарядов, взрываю щих старый буржуазный мир и прокладывающих дорогу новому, социалистическому укладу в де ревне».
На приветствие Центрального Комитета партии тракторозаводцы ответили:
«Пролетарии Тракторостроя, рабочие и инженеры, спаянные единой волей, дают клятвенное обещание довести начатое дело до конца. Нашими тракторамиснарядами будем взрывать остатки буржуазного мира и строить социалистическое хозяйство».
Вся страна с великой радостью приветствовала пуск первенца пятилетки. Номер газеты «Комсомоль ской правды», посвященный пуску СТЗ, вышел с общим заголовком: «Здесь нет героев-одиночек — здесь коллектив-герой».
На завод шел поток приветственных телеграмм, писем и заявок на тракторы. Поэт Джек Алтаузен прислал стихотворение «Комсомольцам трактор ного»:
В социализм, Под музыку храбрых,
Войдем мы, вселенную растеребя, Порукою — сердцебиение Фабрик и мы — Кость от кости
Октября.
47
Тракторному заводу было присвоено имя Феликса Эдмундовича Дзержинского.
Первый трактор СТЗ был отправлен в Москву. Москвичи встретили его со знаменами, оркестрами, и он торжественно проследовал до Кремля.
17 июня, на 10 месяцев раньше установленного срока, вступил в строй тракторный завод. А через три дня, 20 июня, по стране был проведен общесоюз ный «День трактора» под лозунгом: «Изучайте ма шину, берегите трактор!»
26 июня 1930 года в Москве открылся XVI съезд Всесоюзной Коммунистической партии (большеви ков). У входа Большого театра стоял отечественный трактор марки СТЗ, приветствуя делегатов съезда и рапортуя им об успехах индустриализации страны.
Так с быстротой, изумившей мир, вырос на Волге гигант советского машиностроения. Вместе с ним росли, закалялись, совершенствовались в мастерстве кадры строителей и монтажников. Обогащенные цен нейшим опытом, они составили золотой фонд строи телей пятилетки. Им, овладевшим передовыми мето дами индустриального строительства, не было цены.
В Челябинске шло строительство нового гиганта — завода гусеничных тракторов. Монтаж Челябинской ГРЭС отставал, что могло задержать пуск ЧТЗ. Тогда ВСНХ дал распоряжение — перебросить из Сталин града тракторостроевскую бригаду электриков имени XVI съезда партии в составе Н. Скорикова, Г. Калюж ного, Е. Дьячковой, Р. Копрживы, Анисимова, Вер нера, Соколова и Пистружака.
Прибыв на место, бригада сталинградцев обрати лась через газету к строителям с предложением: ра ботать до пуска станции без выходных дней, объявить ударный 20-дневный выход на монтаж.
48
Челябинцы поддержали сталинградцев. Соревнова ние разгорелось с новой силой. И 15 августа 1930 года, на 2,5 месяца раньше срока, на Челябинской ГРЭС была пущена первая мощная турбина.
Потом последовали Магнитогорск, Нижегородский автозавод, Харьковский тракторный. И всюду ста- линградцы-тракторостроевцы высоко держали славу ударной бригады.
Опыт семитысячников полностью оправдал массо вую посылку молодежи на крупные стройки страны. Когда началось сооружение Московского метро, ЦК ВЛКСМ призвал на ударное строительство 10 тысяч комсомольцев. На строительство города Комсомоль ска-на-Амуре отправилось 20 тысяч энтузиастовромантиков. Так с легкой руки семитысячников сло жилась одна из замечательнейших традиций Ленин ского комсомола. Движение укоренилось, приобрело громадные масштабы. Тысячи комсомольцев направ лялись на строительство новых мощных шахт Дон басса, на сооружение волжских и сибирских гидро электростанций, на освоение целины, строительство предприятий Большой химии, на другие ударные стройки коммунизма.
БИТВА ЗА ОСВОЕНИЕ НОВОЙ ТЕХНИКИ
Советский народ мог гор диться своим первенцем. Все самое новое, передовое, что было рождено технической мыслью в мире — уни кальные станки-автоматы, полуавтоматические спе циализированные станки для точно определенных операций, конвейеры сборки,— вобрали в себя цехи
4 |
М. А. Водолагин |
49 |