Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

книги из ГПНТБ / Зайков Б.Д. Очерки гидрологических исследований в России

.pdf
Скачиваний:
20
Добавлен:
27.10.2023
Размер:
40.1 Mб
Скачать

IV

П ЕРИОД ОТ 70 ГОДОВ XIX в. Д О ВЕЛИКОЙ ОКТЯБРЬСКОЙ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕК

В середине 70-х годов XIX столетия после постройки главных железнодорожных линий необходимость в развитии и улучшении водных путей не отпала. Этого требовал быстрый рост промыш­ ленности, внутренней и внешней торговли, начавшийся в эпоху послереформенного развития капитализма в России, и связанное с ним увеличение перевозок хлеба, угля, леса и других товаров. Немало способствовало этому также то обстоятельство, что в это

время по Волге и другим рекам начал перевозиться

новый цен­

ный

массовый

груз — нефть; для ее перевозки в

1873

г. в России

было

спущено

на воду первое в мире нефтеналивное судно — реч­

ной танкер.

 

 

 

В

конце XIX и начале XX в. Министерством

путей

сообщения

были выполнены значительные для того времени работы по шлю­ зованию рек Москвы, Оки, Северского Донца, Шексны. Одновре­ менно с производством выправительных работ с конца 90-х годов XIX в. на Волге, а затем и на некоторых других русских реках для поддержания необходимых судоходных глубин, по инициативе В. Е. Тимонова и В. Г. Клейбера, стало широко применяться зем­ лечерпание. В дальнейшем транзитное землечерпание почти пол­ иостью вытеснило выправительные работы.

Новые искусственные водные пути почти не сооружались (по­ строенный в 1883—1893 гг. Обь-Енисейский водный путь с исполь­ зованием р. Кети — притока Оби — и р. Большого Каса — притока Енисея оказался неудачным, не оправдал себя экономически и движение по нему было закрыто около 1910 г.). Размеры и обо­ рудование старых водных систем уже не удовлетворяли требова­ ниям судоходства, а потому были развернуты изыскания новых трасс и начали составляться проекты реконструкции почти всех ранее сооруженных межбассейновых водных соединений.

В рассматриваемый период вновь возник интерес к использо­ ванию водной энергии, чему благоприятствовали усовершенствова­ ния водяных двигателей, развитие электротехники и разрешение про­ блемы передачи энергии на расстояние. Крупнейшим достижением

5*

67

русской гидротехники конца XIX в. было строительство Кренгольмской водносиловой установки на р. Нарве. Позднее появился ряд проектов крупных гидросиловых установок — Волховской, Днепров­ ской и др. Было положено начало разработке проектов гидротехни­ ческих сооружений, имеющих целью одновременное использование рек для нужд судоходства, энергетики, водоснабжения и сельского хозяйства.

Значительный размах приняло в этот период отечественное портостроение, в связи с чем были начаты работы по улучшению судоходных условий в устьях больших рек, впадающих в моря. Эти работы в период 1882—1902 гг. производились Министерством путей сообщения, а с 1902 г. — Министерством торговли и про­ мышленности, в ведении которого находились торговые порты.

К организациям, заинтересованным в использовании рек, при­ соединилось в эти годы и Министерство государственных имуществ (МГИ), на которое было возложено производство мелиора­ тивных работ. В 1894 г. МГИ было преобразовано в Министер­ ство земледелия и государственных имуществ, а в его составе был образован самостоятельный Отдел земельных улучшений (ОЗУ); в этом отделе и были сосредоточены работы по осушению и оро­ шению земель, которыми ранее ведали департаменты Лесной и Земледелия и сельской промышленности. В 1905 г. министерство было преобразовано в Главное управление землеустройства и зем­ леделия, а в 1915 г. переименовано в Министерство земледелия.

В целях использования обширных болот в западных и северо­ западных губерниях под сенокосы и пастбища, улучшения роста государственных лесов и оздоровления местности в 1873—1898 гг. были проведены большие работы по осушению болот, особенно Полесья.

Засуха и неурожай 1880 г. заставили приступить к орошению и обводнению земель на юге Европейской России, в Поволжье, Крыму, на Кавказе. Позднее русскими инженерами были состав­ лены проекты таких крупных ирригационных мероприятий, как орошение Чуйской долины и Голодной степи в Средней Азии.

Особое

развитие

мелиоративной

деятельности

наблюдалось

в период 1906—1917 гг.; в Сибири это было вызвано

массовым пе­

реселением

крестьян,

в Средней Азии

и

Закавказье — развитием

хлопководства, а в Европейской России

было связано с землеус­

тройством.

 

 

 

 

 

Таким образом, в рассматриваемый период реки использо­ вались все более и более разносторонне: как водные пути, источ­ ники водной энергии, для целей водоснабжения, орошения и об­ воднения, как водоприемники избыточных вод с осушаемой пло­ щади. Одновременно приходилось вести борьбу и с разрушающей деятельностью речных вод: наводнениями, размывами берегов, об­ разованием оврагов, смывом почвы и пр.

Развитие речной гидротехники вызвало дальнейший подъем ис­ следований русских рек, которые с 70-х годов XIX в. производились уже на более высоком научно-техническом уровне.

68

ИССЛЕДОВАНИЯ РЕК

Исследования рек ведомством путей сообщения

Гидрографические исследования. В рассматриваемый период наиболее важные исследования рек были выполнены ведомством путей сообщения.

В 1874 г., когда на пост министра путей сообщения был назна­ чен видный гидрограф адмирал К. Н. Посьет, по его инициативе была учреждена временная комиссия под председательством круп­ ного инженера П. А. Фаддеева; в состав комиссии вошли: И. И. Августовский, М. Л. Фуфаевский, А. М. Плисов, К- К. Гольмстрем, А. А. Шульц и Рылеев.

В задачу этой комиссии входило обсуждение мер, необходимых для успешного и целесообразного исследования и описания рек, организация описных партий, а также составление инструкций и наставлений описным партиям. Главной целью исследования рек являлось составление проектов улучшения их судоходного состоя­ ния. С апреля 1875 г. в соответствии с приказом адмирала Посьета эта комиссия стала называться Навигационно-описной (НОК).

Деятельность НОК продолжалась с 1874 по 1884 г. и составила целую эпоху в деле изучения русских рек. Комиссия заложила прочные основы:

а) систематического исследования водных путей России; б) организации водомерной сети на реках России; в) организации гидрометрических станций.

Несомненной заслугой комиссии явилось также то, что она со­ брала вокруг себя специалистов по речному делу, среди которых в дальнейшем выделились такие крупные деятели, как Н. А. Бо­ гуславский, Д. Д. Гнусин, В. Г. Клейбер, Н. С. Лелявский, В. М. Лохтин, В. А. Макаров, Н. И. Максимович, Н. Моссаковский и др.

В 1881 г. на Географическом конгрессе в Венеции Навигацион­ но-описной комиссии за ее труды был присужден почетный дип­

лом, а в 1882

г. на Художественно-промышленной выставке

в Мо­

скве работы

комиссии были удостоены диплома первой

сте­

пени [42].

 

 

В 1884 г. Навигационно-описная комиссия слилась с техниче­ ским отделом Департамента водяных и шоссейных сообщений (впоследствии Управление внутренних водных путей и шоссейных дорог). Во главе этого Департамента еще в 1876 г. был поставлен П. А. Фаддеев.

Описание рек России велось не только по распоряжению Де­ партамента, но и по инициативе местных округов путей сообще­

ния, а

на Дальнем

Востоке — по инициативе

Управления

водных

путей Амурского бассейна.

 

 

С

учреждением

Навигационно-описной

комиссии

имелось

в виду производство всех изысканий на водных путях подчинить общему плану. С этой целью в 1876 г. была образована особая ко­ миссия под председательством В. И. Массальского, которой было

69

поручено разработать классификацию водных путей по степени их государственной и экономической важности. После утвержде­

ния эта

классификация

была передана

НОК

для руководства

в целях

соблюдения

последовательности

в

изысканиях

и

улуч­

шении

водных путей

в

соответствии с

их

значением.

Однако

после упразднения НОК

к упомянутому

плану

более

не

обра­

щались.

 

 

 

 

 

 

 

 

В зависимости от важности водных путей исследования рек, согласно инструкции НОК 1875—1876 гг. [43], делились на три разряда: подробные, сокращенные и рекогносцировочные [42].

Подробные исследования рек должны были включать следую­ щие работы: 1) топографическую съемку очертаний русла реки с ее рукавами, а также берегов и речной долины; 2) нивелировку бе­ регов, поверхности воды в реке и долины реки по поперечным про­ филям до пределов весенних разливов; 3) промеры глубин; 4) из­ мерения скоростей течения и расходов воды и 5) наблюдения за колебанием уровня воды и определение по ним нормального уровня с отнесением к нему всех прочих горизонтов.

Основанием всех топографических и нивелировочных работ должна была служить тригонометрическая сеть и магистральная линия, которая должна быть связана как горизонтальной, так и, вертикальной съемками с точками, определенными военно-топо­ графическим отделом Главного штаба.

Сокращенные исследования

имели целью

ускорить описа­

ния второстепенных рек за счет

сокращения

объема съемочных

работ и понижения требований при их исполнении. Они произво­ дились по сокращенной инструкции 1878 г.

Наконец, при рекогносцировочных исследованиях рек геодези­ ческие работы исполнялись подробно только в затруднительных местах, съемка остальных пространств производилась бегло или не производилась вовсе.

В 1884 г. под председательством Н. А. Богуславского была об­

разована комиссия

из

начальников партий (Н. Ф.

Шелюты,

Ф. Н. Ширяева, А.

Н.

Липина, С. Преображенского)

для выра­

ботки общей инструкции по описанию рек. Инструкция была со­

ставлена «во всех

подробностях

соответственно указаниям

опыта

и если не с полной определенностью, то

во всяком случае, — пи­

шет Богуславский

[42, 43], с

большею,

чем инструкции

1875 и

1876 гг.». Эта инструкция не была утверждена, но при последую­ щих снаряжениях партий им предписывалось во многих отноше­ ниях действовать в соответствии с ней.

В 1896 г. указанная инструкция была опубликована Русским географическим обществом [43], а в 1907 г. она вошла в сборник статей «Вопросы речного быта» [88].

Исследования рек производились отдельными по каждой реке описными партиями. Вначале партии возглавляли, помимо немно­ гочисленных инженеров путей сообщения, морские офицеры и офи­ церы Корпуса флотских штурманов, а впоследствии — только ин­ женеры путей сообщения.

70

годах

был

организован ряд специальных

партий и экспедиций.

Так,

после

высокого половодья 1878 г. на

р. Амударье, в резуль­

тате которого произошел прорыв ее вод в Сарыкамышскую кот­ ловину, МПС при участии Географического общества в 1879 г. снарядило особую экспедицию, возглавлявшуюся А. И. Глуховским, для исследования старого русла Амударьи между Араль­ ским и Каспийским морями. Главной задачей экспедиции было ис­ следование возможности и способов восстановления прежнего те­ чения Амударьи в Каспийское море. Кроме того, на экспедицию было возложено производство гидрометрических работ, выбор наиудобнейшего рукава дельты для регулирования стока в Араль­ ское море, а также изыскание мер к ограждению местности от ежегодных разливов, производящих в низовьях реки и в ее дельте громадные опустошения.

В результате работ экспедиции выяснилось, что пропуск вод Амударьи в Каспийское море может быть осуществлен по руслам Кунядарьи, Доудана и Узбоя двумя способами: 1) путем затопле­ ния Сарыкамышской котловины и 2) при помощи обхода этой кот­ ловины искусственными каналами. Было определено, что в дельту

Амударьи

(у Нукуса) поступает расход воды, равный в

среднем

1460 м3 /с,

и если из этого количества воды исключить 360

м3 /с, не­

обходимых для регулирования стока центрального рукава дельты

Ишана и

для орошения полей, то

«в

крайнем случае около

1100 м3

могут быть направлены

по

старому руслу Амударьи

в Каспийское море, не причиняя ущерба... дельте и сохраняя при этом судоходное сообщение Амударьи с Аральским морем» [101].

Вопрос об Узбое и о возможности поворота Амударьи в Каспий­ ское море в 70—80-х годах поднимался много раз —в этом пред­ приятии некоторые усматривали исполнение завета Петра I . По этому вопросу было написано множество работ [220, 189, 226, 172, 92, 73 и др.].

В 1897—1901 гг. особой партией МПС во главе с И. В. Бушмакиным [54, 55] производились изыскания на Верхней Волге в це­

лях устройства

водохранилища для

дополнительного ее

питания.

В программу

изысканий входили:

1) рекогносцировка

притоков

Волги с целью выбора мест для устройства водохранилищ; 2) ис­ следование оз. Селигер для преобразования его в водохранилище и р. Селижаровки для определения ее пропускной способности; 3) исследование возможности увеличения запаса воды в Верхне­ волжском водохранилище и 4) выяснение значения водохранилищ

для питания Верхней

Волги и влияния их на судоходные глубины.

В

период

изысканий

было открыто 15 гидрометрических станций

(4

на р.

Волге и

11 на ее притоках) и 4 водомерных поста на

оз. Селигер. В результате изысканий выяснилось, что путем уст­ ройства новых водохранилищ и усиления Верхневолжского можно предоставить Верхней Волге на участке Тверь—Рыбинск в межень дополнительно около 400 млн. м 3 воды, что обеспечит в течение на­ вигации непрерывное плавание судов с осадкою 16—18 вершков на всем плёсе Тверь—Рыбинск.

72

Материалы произведенных ведомством путей сообщения иссле­

дований способствовали появлению

ряда монографий и очерков

по отдельным рекам: Волге — Н. А.

Богуславского [40] и В. Раго­

зина [325], Днепру — Н. Моссаковского [262,

263] и Н. И. Макси­

мовича

[243], Чусовой и Днестру — В. М. Лохтина

[225, 227], Не­

ману— В. Н. Холщевникова

[413], Дону — О. Гомалицкого

[114] и

П.

Е.

Белявского

[25], Москве-реке — В.

И.

Астракова

[17] и

А.

Н.

Петунникова

[311],

Иртышу — М.

С.

Чернышева

[424],

Амуру — В. Е. Тимонова [395] и Р. С. Юргенсона

[462], по

гидро­

графии Кавказа — H . М. Герсеванова [97].

 

 

 

 

 

Предположения и проекты по улучшению водных путей России,

относящиеся к этой

эпохе, собраны в труде К. Завадского [146],

а обзор

вышедших между 1875 и 1890 гг. трудов по исследованию

и улучшению рек Европейской России дан в работе П. Е. Беляв­ ского [26].

Работы Навигационно-описной комиссии позволили создать ряд обобщений основных гидрографических характеристик. В этом отношении было много сделано известным географом А. А. Тилло [30]. В своих трудах он осветил основные вопросы гипсометрии страны и морфометрии речной сети Европейской России. Глав­ ными его трудами являются: «Карта длин и падения рек» [390]; «Свод нивелировок рек, их падение и каталог абсолютных высот уровней вод» [392]; «О годовых амплитудах колебания уровня воды в реках и озерах Европейской России» [389]; «Карта бассей­ нов внутренних водных путей» [393]; «Исчисление поверхности Азиатской России» [394]. Особое внимание русских и иностранных ученых привлекла к себе впервые опубликованная гипсометриче­ ская карта Европейской России [391], составление которой послу­ жило поводом к избранию Тилло в 1892 г. членом-коррес­

пондентом

Парижской,

а

в

1894

г.— Петербургской

академий

наук.

 

 

 

 

 

 

 

 

В 1896

г. состоялся

I I I

съезд

русских

деятелей

по

водяным

путям. На

нем Л. И. Квицинский

[174] впервые поставил вопрос

о том, что, во-первых,

для

надлежащего изучения рек России не­

обходимы

специалисты

с соответствующей

научной

подготовкой

и, во-вторых, для организации наблюдений

и производства иссле­

дований необходимо создание

центральной «гидрографической

службы»,

в состав которой

должна

входить

«служба

возвещения

паводков».

К своему докладу Квицинский приложил положения о «Гидро­ графической службе в Австрии», «Службе гидрометрических ис­ следований и возвещения паводков» во Франции, а также инст­ рукции, правила, образцы бланков и издания материалов наблю­ дений.

В постановлении съезда по этому докладу было отмечено:

«1. Для возможности предсказаний колебания

горизонта воды

и глубины фарватера

в реках, для решения многих гидротехниче­

ских и экономических

вопросов и задач и вообще для

составления

гидрографии России

признать своевременным

и

необходимым

73

собрание, рассмотрение и систематизирование имеющихся

по сему

у нас в разных ведомствах данных, равно и производство

по за­

ранее составленной программе, соответствующих наблюдений и исследований.

2.Для указанных в предыдущем пункте действий признать не­ обходимым и своевременным учреждение у нас специальной гид­ рографической службы, организованной по образцу подобных служб в государствах Западной Европы, имеющей действовать по заранее выработанной программе, на основании особого положе­ ния и согласно специальным инструкциям и расширяющей круг своих действий постепенно, по мере средств, какие на нее будут назначены.

3.Так как означенную гидрографическую службу целесообраз­ нее всего учредить при Министерстве путей сообщения, то о при­ ведении в исполнение двух предыдущих пунктов предложений хо­ датайствовать в установленном порядке перед министром путей сообщения».

Мероприятия, указанные в постановлении съезда, осуществ­ лены не были, но некоторые мысли, высказанные в докладе, по­ лучили отражение при разработке программ дальнейших исследо­ ваний рек страны, выполнявшихся Министерством путей сооб­ щения.

ВXX столетии ведомство путей сообщения продолжало иссле­ дования еще недостаточно изученных рек Европейской России, од­ нако основное внимание было обращено на реки Сибири и Даль­ него Востока. Объем исследований, заметно снизившийся после окончания работ Навигационно-описной комиссии, стал вновь воз­ растать начиная с 1904 г. Но вплоть до 1910 г. исследования рек не носили планового характера и производились по мере возник­ новения практических задач на конкретных объектах.

В1909 г. при Министерстве путей сообщения в целях внесения

вдело водных сообщений планомерного начала была создана Междуведомственная комиссия для составления плана работ по улучшению и развитию водяных сообщений Империи под предсе­ дательством В. Е. Тимонова. В 1909—1910 гг. этой комиссией, во-пер­ вых, была намечена схема главных магистралей внутренних вод­ ных путей, во-вторых, составлен план производства систематиче­ ских исследований водных путей в течение 1911—1915 гг. и, в-третьих, намечен план гидротехнических работ на внутренних водных путях в 1912—1916 гг. Кроме того, М. Ф. Ционглинским было составлено «Обозрение исполненных с 1874 по 1909 г. на водя­ ных путях Империи изысканий» [276] с указанием протяжения ис­ следованных путей, характера исследования, времени его про­

изводства, по чьему распоряжению исполнены

работы, изданы ли

и кем результаты исследований. Наконец,

в

это же

время сове­

щанием начальников описных партий и

других

специалистов

(Е. В. Близняк, К. А. Воскресенский, Г. В. Ефимович, М. Д. Мочульский, Н. В. Попов, В. М. Родевич, В. Г. Розенталь, H. Н. Со­ колов, П. П. Стакле, А. К. Старицкий, О. О. Тейхман, А. И. Фид-

74

Соседние файлы в папке книги из ГПНТБ