
9.6. Кт и мрт динамика
9.6.1. Кт-динамика
9.6.1.1. Ушибы мозга легкой степени
При исследовании ушибов мозга легкой степени после ЧМТ в сроки до 1—2 мес в большинстве случаев обнаруживается нормальная КТ картина либо желудочковая система и подоболочечные пространства слегка расширены (см. рис. 10—5, см. т. I, рис. 19—2). Умеренное увеличение желудочковой системы, конвекситальных и базальных подоболочеч-ных пространств после отечных ушибов встречаются главным образом у больных пожилого возраста, а также у страдающих хроническим алкоголизмом. Следует подчеркнуть, что отмечаемые в отдаленном периоде диффузные КТ изменения у ряда пострадавших были зарегистрированы еще в остром периоде ЧМТ в такой же, либо меньшей степени [10, 15, 42, 58, 69, 95, 109, 140].
9.6.1.2. Ушибы мозга средней степени
При динамическом КТ-исследовании ушибов мозга средней степени в сроки от 3 до 5 сут на фоне постепенного снижения плотности очажков геморрагии (вначале исчезают более глубинные кровоизлияния, затем субпиальные и кортикальные) выявляется нарастание перифокального отека, который в отдельных наблюдениях трансформировался в долевой. Усиление отека мозга сопровождается увеличением деформации близлежащих отделов желудочковой системы и подоболочечных пространств, а также в некоторых случаях смещением срединных структур до 5 мм [13, 17, 50, 62, 82, 96, 121, 1481.
КТ-исследование в сроки 15—30 сут указывает на полное или почти полное исчезновение участков повышенной плотности (см. рис. 10—1, см. рис. 12—8, 12—10, см. т. Т, рис. 19—3) и обусловливаемого ими объемного эффекта (регресс последнего за-
253
Клиническое руководство по черепно-мозговой травме
вершается
к 14—20 сут после ЧМТ). Если очажки
кровоизлияния
второго типа могли рассасываться на
3— 5
сут, то субпиальные кровоизлияния часто
исчезали на
10—15 сут после ЧМТ. Примерно в этот же
период становились
изоплотными небольшие солитарные
внутримозговые
кровоизлияния. Об их рассасывании мог
косвенно свидетельствовать полный
регресс объемного
эффекта к 20—25 сут (см. т. I,
рис. 19—4). Исчезновение
геморрагического ушиба и реакции мозга
на него
порой могли задерживаться под влиянием
различных
возрастных и преморбидных факторов.
В зоне геморрагических ушибов, включая небольшие солитарные кровоизлияния, в сроки от 1,5 до 2
мес выявляются участки пониженной плотности, которые в большинстве случаев в дальнейшем исчезают. По мере рассасывания кровоизлияний, регресса перифокального отека желудочковая система и подоболочечные пространства расправляются, могут появляться признаки диффузной атрофии мозга легкой или средней степени. В отдельных случаях на месте ушибов мозга средней степени формируются стойкие очерченные гиподенсивные гомогенные зоны, величина которых значительно уступает первоначальному объему геморрагического ушиба, коррелируя с истинными размерами очага деструкции (рис. 9—22, см. рис. 9—17, 9—18).
Рис. 9—22. Тяжелая ЧМТ с очагами размозжения в базальных отделах лобных долей больше справа. КТ динамика. Верхний ряд; при поступлении. Множественные участки геморрагического пропитывания, окруженные выраженным перифокальным отеком, переходящим в долевой и достигающим боковые желудочки. Смещение срединных структур влево на 7мм. Признаки дислокационной гидроцефалии. Средний ряд: спустя 14 суток после ЧМТ. Патологическая зона стала более гомогенная, долевой отек уменьшился, расправилась охватывающая цистерна. Нижний ряд: спустя 28 суток после ЧМТ. Полная редислокация желудочковой системы. Гиподенсивные участки на месте бывшего очага размозжепия.
254
Очаговые ушибы головного мозга
У
большинства пострадавших, перенесших
геморрагические
ушибы, желудочковая система имеет
нормальные
размеры, ширина цистерн, борозд и щелей
колеблется в пределах возрастной нормы.
В зоне
бывших геморрагических ушибов часто
выявляются
ограниченные участки пониженной
плотности,
сочетающиеся с легким расширением
желудочковой
системы и подоболочечных пространств.
Иногда
после геморрагических ушибов в
отдаленном
периоде ЧМТ, наряду с очаговыми
КТ-при-знаками
средней степени, выявляется умеренная
или
выраженная вентрикуломегалия. Она
сочетается
с расширением конвекситальных борозд
и щелей,
что подтверждает наличие диффузного
атро-фического
процесса.
9.6.1.3. Ушибы мозга тяжелой степени
Уже в первые часы после ЧМТ вокруг обширных
очагов размозжения появляется перифокальный отек (см. рис. 25). Он может быстро превращаться в долевой и затем, нередко имея четкую тенденцию к генерализации, распространяется на соседние доли гомолатерального, а затем и противоположного полушария [120]. В таких случаях отмечается резкое сдавление желудочковой системы. Нередко наблюдается значительная асимметрия в распространении отека, что приводит к увеличению смещения срединных структур. В конечном итоге, может развиться дислокационная гидроцефалия. Нарастание полушарного отека обусловливает боковое сдавление нижневисочной извилины и ствола на уровне тенториального отверстия [14, 39, 55, 67, 93, 107, 126, 151].
При отеке обеих лобных долей наблюдается заполнение хиазмальных цистерн смешенными задними отделами прямых извилин, в результате чего эти цистерны первыми перестают визуализироваться. Диффузный отек мозга, распространяющийся на оба полушария, вызывает сдавление обоих желудочков и — при полном истощении резервных подоболочечных пространств — приводит к аксиальному вклинению ствола мозга на уровне тенториального и/или большого затылочного отверстий. Сочетание полушарного и генерализованного отека приводит к различным комбинациям бокового и аксиального вклинения с нарастанием деформации и сужения цистерн основания вплоть до полного их исчезновения.
При менее массивных очагах размозжения лобных долей повреждение мозга распространяется на кору и подкорковое белое вещество на глубину не
более 2—3 см и может сочетаться с разрывом мягких мозговых оболочек (на что указывают признаки оболочечных плоскостных кровоизлияний над очагом размозжения). Если при них перифокальный отек превращается в долевой или распространяется на обе лобные доли, то увеличение объемного эффекта может приводить к развитию дислокационного КТ-синдрома средней степени выраженности. Его особенностью является смещение кзади суженных передних рогов желудочков, смещение срединных структур (не превышающее в области прозрачной перегородки 5, иногда — 7 мм), умеренная или выраженная деформация цистерн основания мозга.
При очаговых размозжениях лобных долей (по данным КТ) на 3—4 сут после ЧМТ отмечается стабилизация или увеличение отека мозга с тенденцией к распространению на вещество височных и теменных долей с нарастанием объемного эффекта (дальнейшее сужение просвета желудочковой системы и по-доболочечных пространств, увеличение смещения срединных структур).
В динамике очага размозжения нередко можно отмстить слияние отдельных его участков и превращение — в результате некроза лежащей между кровоизлияниями неповрежденной мозговой ткани—в более гомогенную массу, которая затем из гиперденсивной постепенно переходит в изоден-сивную фазу и, поэтому, перестает визуализироваться. Несмотря на это, объемное воздействие очага размозжения сохраняется или очень медленно регрессирует, указывая на существование в нем не рассосавшейся размозженной ткани и сгустков крови, ставших изоплотными по отношению к окружающему отечному мозгу. Рассасывание патологического субстрата чаще происходит к 30—40 сут после ЧМТ, о чем свидетельствует исчезновение объемного эффекта и отечной реакции мозга (см. рис. 9-22, 9-25).
При КТ-исследованиях через 1,5—3 мес после ЧМТ в очаге размозжения обнаруживаются остаточные явления в виде зоны пониженной плотности корково-подкорковой локализации. Границы гиподенсивной зоны нечеткие и постепенно переходят в окружающую нормальную мозговую ткань. Объемный эффект отсутствует, как и деформация желудочковой системы и подоболочечных пространств (см. рис. 25). В эти сроки обычно еще нет сращения мозгового вещества с оболочками и эпен-димарной выстилкой желудочков. В одних случаях указанные КТ-измснения длительно сохраняются, в других — постепенно трансформируются в зоны неравномерного снижения плотности, в проекции
255
Клиническое руководство по черепно-мозговой травме
которых
начинают визуализироваться кольцевые
или
удлиненные структуры слабо повышенной
плотности; образуются мелкие одиночные
или множественные
кисты (см. рис. 25). Появляются первые
признаки сращения с оболочками мозга
в виде умеренной
деформации подо бол очечных пространств
и прилежащих мозговых структур. На
таком
очаговом фоне может улавливаться
тенденция к
развитию диффузной атрофии мозга; она
тем отчетливей,
чем выраженной очаговые посттравматические
изменения. Нередко очень быстро,
особенно
у оперированных больных формируются
обширные
дефекты мозговой ткани.
Очаговые посттравматические изменения средней степени на КТ проявляются понижением плотности в базалъных отделах лобной доли. Обычно отмечается также сращение коры с оболочками головного мозга, а при наличии костного дефекта — и с мягкими тканями. Очаговые изменения средней степени нередко сопровождаются развитием умеренного диффузного атрофического процесса [26].
Очаговые посттравматические КТ-изменения тяжелой степени при повреждениях лобных долей в одних случаях представляют кистозные внутри-мозговые полости с четкими округлыми краями; плотность их содержимого соответствует плотности ЦСЖ. Полости нередко сообщаются с желудочковой системой и/или субарахноидалъным пространством. В других случаях очаговые КТ-изменения тяжелой степени проявляются обширными зонами пониженной плотности без четких границ, в проекции которых на фоне грубой тяжистости, определяются кольцеобразные и вытянутые тени повышенной плотности, что отражает напичие грубых рубцово-спаечных и атрофических процессов. При очаговых изменениях тяжелой степени обычно выявляется выраженное расширение желудочковой системы, преобладавшее в месте связи с порэнце-фалической кистой — зоне рубцово-спаечных или кистозно-спаечный процессов. Порэнцефалические кисты сообщаются с передним рогом и/или телом бокового желудочка, вовлекая в патологический процесс головку хвостатого ядра, зрительный бугор, внутреннюю и наружную капсулы.
При очагах размозжения височной доли, по данным КТ в динамике, часто быстро развивается пе-рифокальный отек со склонностью к полушарному распространению, что приводит к значительному смещению срединных структур, к дислокационной гидроцефалии и, в конечном итоге, к вклинению гиппокампа в охватывающую цистерну с се тампонированием и ущемлением ствола в тенториаль-ном отверстии. При КТ в этих случаях часто отме-
чается появление повторных кровоизлиянии и их слияние между собой; количество и суммарная плошадъ геморрагии увеличивается. Вследствие некроза отделенные друг от друга участки мозговой ткани пропитываются кровью, очаги размозжения становятся более гомогенными и объем их возрастает. На этом фоне возникают повторные кровоизлияния на отдалении — как в очагах повреждений, так и в практически неизмененной мозговой ткани. По данным КТ, через 1—2 мес завершаются процессы рассасывания некротизированной ткани и излившейся крови в височной доле.
После хирургических вмешательств с удалением травматического субстрата на КТ через 1 — 1,5 мес определяются значительные дефекты мозговой ткани, заполненные ЦСЖ и нередко связанные с желудочковой системой.
При консервативном лечении на месте очага размозжения височной доли по мере рассасывания начинает определяться полость с четкими краями с содержимым вначале слегка пониженной плотности, затем к исходу второго месяца приближающаяся к плотности ЦСЖ (см. рис. 9—17).
При сочетании внутримозговых гематом и очагов размозжения (при консервативном лечении) в процессе их инволюции формируются кистозные полости и рубцовоспаечные уплотнения. Параллельно с этим в сроки 1—2 мес на КТ нередко проявляется и диффузная атрофия мозговой ткани.