Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
бакалаврская.doc
Скачиваний:
34
Добавлен:
13.02.2015
Размер:
2.18 Mб
Скачать

Глава 2. Поселения меотов Дона.

Стоит подробнее разобраться с особенностями городищ Дона и локальными примерами меотской керамики, найденной на их территории. Поскольку, хотя во всех городищах встречаются сходные виды сероглиняной керамики, о которых речь пойдет ниже, но процентное соотношение сероглиняной меотской керамики в общем количестве керамических находок из разных городищ разное.

Сами городища, окружав­шие Танаис, не являлись однородными, хотя и имели некоторые общие черты:

Прежде всего, все городища (кроме по­селения Казачий Ерик) располагаются по краям дельты и только в тех местах, где ко­ренной берег образует крутые склоны. Таковы правый берег Дона—Мертвого Донца и участок левого берега в районе г.Азова.

Вторым условием является близость реки — самого Дона или его протока. Если обратиться к предшествующему периоду, то можно легко заметить принципиальную разницу в выборе места для по­селения. Все известные к настоящему времени укрепленные и неукрепленные поселе­ния V—III вв. до н.э. располагаются либо в самой дельте, на небольших возвышени­ях, окруженных протоками и затопляемыми лугами (городища Елисаветовское и Ка­зачий Ерик), либо на обрывистом морском побережье (Новозолотовское городище). Поселения более позднего времени тяготеют к коренному берегу дельты и не выходят на морское побе­режье. Эти различия, вероятно, связаны с изменениями хозяйственного характера, с большей ролью земледелия на позднем этапе.

В ранний период поселения располагались преимущественно на ост­ровах, в болотистых местностях, что диктовалось в первую очередь соображениями обороны. Когда эта необходимость отпала, то поселения стали возникать уже на ко­ренных берегах, причем был перенесен и ряд старых поселений. Возникновение Та­наиса и включение его округи на рубеже нашей эры в состав Боспора упрочили безопасность населения этого района.

Большинство городищ занимает мысы, образованные выходом к реке более или менее крупных балок. Исключение составляют Хапровское и Ростовское городища, возникшие на прямых, нерасчлененных участках берега.

Итак, первыми из известных поселений округи Танаиса были построены Подазовское и Крепостное.

Подазовское городище располагалось на мысу, образованном левым коренным бере­гом дельты Дона и правым склоном небольшой балки. Так как значительная часть городища уничтожена прокладкой железнодорожной ветки и песчаными карьерами, то судить о его планировке трудно. На основании разведок 20-х гг. А.А. Миллер предложил ре­конструкцию первоначального плана городища. Согласно этой реконструкции, цент­ральная часть располагалась на боковой стороне мыса, обращенной к долине Дона, и имела вид круглого холма. На самом же мысу располагалось открытое поселение [Каменецкий И.С. 2000]. Восстановление проведено А.А. Миллером под влиянием знакомства с го­родищами Прикубанья. Площадь укрепленной части городища (по плану 1963 г.) равнялась приблизительно 3300 кв. м [Каменецкий И.С. 2000]; в настоящее время от городища сохранились два небольших участка: северо-восточный, принадлежавший к возвышенной части, и юго-западный — на оконечности мыса.

Потом возникло Нижне-Гниловское городище. Нижне-Гниловское городище находится на мысу, образованном берегом р. Мертвый Донец и левым склоном Кульбаковой балки. Здесь имелась первоначально низ­кая площадка, сложенная в основном напластованиями эпохи бронзы. Городище заня­ло эту территорию и участок коренного берега. В целом городище значительно возвышается над поверхностью коренного берега. С напольной (восточной и северной) стороны прослеживается широкий ров. На­ходки встречаются и к востоку от рва, возможно, указывая на продолжение поселения в этом направлении. Если это так, то культурный слой там не должен быть мощным. В пределах рва городище занимает приблизительно 15500 кв. м (измерения выполне­ны по плану А.А. Миллера) [Каменецкий И.С.2000]. В настоящее время основная площадь городища используется под огороды. Оборонительные сооружения на городище не сохранились.

Что касается групп керамики лепной и лощеной, то она представлена большим числом типов, чем на других городищах. Здесь больше встречается изделий, выполненных в зверином стиле, с изображением животного на ручке. Типичным видом кувшина является кувшин с поднимающимся вверх венчиком и маленькой ручкой.

Перебираясь на Дон меоты не увеличивают поселения, а строят новые. Так появляется Кобяковское городище (рис10). Кобяковское городище находится выше остальных по течению р. Дон, недалеко от впадения в него протоки р. Аксай. Расположено на мысу, образуемом берегом Дона и правым берегом Кобяковской балки. Во время работ С.И. Капошиной отчетливо выделялся только восточный холм, представляющий, по-видимому, древнейшую часть городища [Капошина С.И., 1962]. Эта часть возникла на площадке, сложенной напластованиями эпохи бронзы, то есть так же, как и Нижне-Гниловское городище. По мере роста поселение распространялось на скат коренного берега. Не подлежит сомнению, что восточный холм был отделен рвом. Возможно, рвом окружена была и вторая часть городища (второй, средний холм). Об укреплениях третьей части никаких данных нет. С.И. Калошина отмечает постепенное расширение городища, занявшего часть могильника, который первоначаль­но находился около линии укреплений второго холма. Общая площадь городища, вы­численная по плану, опубликованному С.И. Капошиной, равняется приблизительно 70000 кв. м. [Каменецкий И.С.2000].

По археологическим данным из магильников Кобяковского городища, хорошо просматривается развитая торговая связь жителей поселения с сарматскими кочевыми племенами, обитавшими в Придонских степях и торговых связях с Малой Азией, Крымом, Римской империей, Египтом и Ближним Востоком.

Среди черт Кобяковского городища, можно выделить черты, характерные для меотской культуры:

  1. Меоты не использовали для перекрытия могил дерево и камыш.

  2. обычай маркировать миской проведенный обряд омовения:

деталь одного сосуда помещена в другой.

перевернутая миска

череп в миске

расположение сосудов справа от погребенного.

  1. Напутственная пища в виде мяса животного помещалась чаще также справа.

  2. В костях животного отсутствуют ноги.

  3. Не зафиксировано ни одного случая расшивки рукавов одежды.

Наиболее разнообразный инвентарь приходится на 1 в.н.э. позже некоторые импортные вещи заменяются местными.

Постепенно развивается сарматизация населения, о чем говорит большое количество ножей, клинков, пряжек. Среди обширного материала сохранились меотские лощеные сосуды I – II веков н.э., а так же горшки с орнаментом, выполненным веревочным штампом. Можно сделать вывод о развитии местного ремесла, поскольку увеличивается количество сероглиняной посуды местного происхождения.

Мокро-Чалтырское городище находится ближе всех к Танаису. Оно расположено к западу от устья р. Мокрый Чалтырь на прямом участке коренного берега, расчленен­ного небольшими балками. С запада городище ограничивается небольшой ложбиной. И.С. Каменецкий указывает, что площадь городища равняется около 72000 кв. м. [Каменецкий И.С. 2000], однако эти данные весьма спорные.

Хапровское юродище располагается на прямом отрезке коренного берега р. Мерт­вый Донец, к западу от впадения в нее р. Сухой Чалтырь. Оно занимает небольшой выступ, образованный двумя балками. Площадь городища, определенная по плану, снято­му М.А. Миллером в 1925 г., равна приблизительно 2750 кв. м, но предпочтение следует отдать измерениям Э.С. Шарафутдиновой — 7000 кв. м. На известковой скале залегает слой эпохи бронзы, сверху — римского времени. Вся поверхность городища сейчас занята постройками сель­ского типа.

На первом месте по количеству находок на городище остаются амфоры, на втором – лепная и кружальная лощеная керамика местного производства. Сероглиняная керамика представлена фрагментами лощеных мисок, крупных кувшинов и кружек. Среди лепной керамики преобладают фрагменты толстостенных сосудов с вертикальным, либо отогнутым наружу венчиком. [Беспалый Г.Е. 1998] Разнообразна по форме лепная столовая посуда: горшки, кружки, миски с грубым лощением, сделанные в подражание гончарным. В целом сероглиняная кружальная и лепная керамика Хапровского городища характерна для меотского населения и имеет ряд аналогий на Нижнем Дону.

Сухо-Чалтырское городище расположено на мысу, образованном коренным берегом р. Мертвый Донец и левым коренным берегом р. Сухой Чалтырь. До возникновения городища мыс заканчивался площадкой надпойменной террасы, на которой и возникло первоначально поселение. Поселение располагается и на коренном берегу. Приблизительно площадь городища равна 8500 кв. м. [Каменецкий И.С. 2000]. При раскопках 1957 г., по краю холма об­наружены остатки каменной оборонительной стены. В настоящее время на вершине холма находится кладбище.

Керамические остатки, найденные на территории Сухо-Чалтырского городища, имеют в основном, тот же характер, что и керамика других Донских городищ. Преобладает лепная и особенно лощеная керамика, численно не уступающая амфорным находкам. Обломки краснолаковых сосудов наоборот, встречаются здесь достаточно редко. Среди обломков лепных сосудов преобладают горшки баночной формы с немного загнутыми внутрь стенками. Иногда по бокам горшков встречаются рудиментарные ручки. На Сухо-Чалтырском городище встречены так же фрагменты лепных горшков с широким горлом, орнаментированным насечкой или вдавливанием и обломки лепных чашек, иногда покрывавшихся лощением. Но наиболее обычным типом являются чашки из плотной серой глины, сделанные на гончарном круге; они имеют вертикальный или загнутый вовнутрь бортик. Чашки этого типа распространены на всех городищах Нижнего Дона. Одна из подобных чаш на Сухо-Чалтырском городище имеет несколько необычную форму венчика и сделана из красной глины. [Д.Б. Шелов 1958]

Темерницкое городище (рис.12) располагается на мысу, образованном берегом р. Дон и ле­вым берегом р. Темерник. В настоящее время оно частично уничтожено, а оставшаяся часть находится под городской застройкой. Центр городища находился не на самом мысу, а на берегу р. Темерник. Сейчас трудно судить, но очень вероятно, что центральная и, по-видимому, древнейшая его часть находилась не на коренном берегу, а в пойме р. Темерник или на надпойменной террасе. Центр составлял округлый холм, отделенный рвом. С трех сторон его окружала подковообразная внешняя часть. Обе эти части сейчас полностью уничтожены. По плану 1768 г. площадь их определяется приблизительно в 66600 кв. м.

Рядом с городищем находился некрополь, он располагался к востоку от городища и огибал его с северной части.

Ростовское городище располагалось некогда у спуска Ворошиловского проспекта, на прямом участке берега р. Дон. Оно также фигурирует на плане 1768 г. Судя по нему, оно представляло собой холм трапециевидных очертаний, окруженный рвом. Площадь этого холма приблизительно 5000—5500 кв. м. О существовании поселения вне хол­ма никаких сведений нет. В настоящее время городище полностью уничтожено го­родской застройкой.

Кизитиринское городище расположено на мысу, образованном берегом р. Дон и правым берегом Кизитиринской балки. Поверхность мыса имеет некоторый наклон. Общая площадь городища опре­деляется в 10000 кв. м.

Азовское городище известно плохо. То, что от него сохранилось, расположено на коренном берегу, у впадения в р. Дон небольшой протоки. Ничего не известно о системе укреплений этого поселения и его плани­ровке. Весьма неопределенны и сведения о площади. В настоящее время может быть осмотрен только небольшой участок над портом, с внутренней стороны петровского вала (район крепостных ворот). Несомненно, что участок земляного вала, насыпанного при Петре I между воротами и обрывом, также покоится на культурном слое городища. Перед ва­лом он разрушен оврагом и рвом петровского времени. Азовское городище следовало бы признать одним из самых крупных в низовьях Дона. Поверх­ность городища, кроме участка над портом, занята городской и полугородской за­стройкой.

Поселенье Казачий Ерик представляет исключение во многих отношениях. Оно рас­положено в дельте Дона, на мысу, образованном устьем Ерика Казачьего и правым берегом Обуховского. С третьей стороны поселения, приблизительно параллельно Ери­ку Казачьему, видны следы пересохшей протоки, которая, возможно, функциониро­вала в древности. Таким образом, поселение находится в центре переплетения проток Дона, что резко отличает его от остальных, тяготеющих к коренному берегу. Ничего неизвестно об укреплениях. В настоящее время городище полностью занято сельской застройкой.

Танаис - крупнейший в России археологический музей-заповедник. Находится в 30 километрах от Ростова. Его территория более 3 тысяч гектар. Основа городища имеет форму довольно правильного четырехугольника со сторонами 225 x 240 метров. На основном городище раскопками открыты самые обширные участки города. В центре расчищена широкая улица, пересекавшая город с севера на юг. К ней примыкают переулки-границы городских кварталов. В кварталах легко различаются жилые и хозяйственные постройки, располагавшиеся обычно вокруг дворика. Их каменная вымостка имеет небольшой уклон в сторону обязательной для каждого дворика глубокой цистерны для сбора воды. Город имел оборонительные стены. Западный участок стены с прилегающими к ней остатками башен раскопан археологами почти полностью – очень яркое свидетельство могущества города в первые века нашей эры.

К северу, западу и востоку от городища находится некрополь Танаиса. Тут было обнаружено более 1000 курганных и грунтовых погребений, которые отличаются разнообразием погребального обряда, что свидетельствует о разнообразии культур, проживавших на данной территории народов.

Местная керамика Танаиса представлена лепными и лощеными сосудами, в частности, обладающими меотскими характеристиками. В керамике I века до н.э. прослеживаются наиболее архаичные особенности, пришедшие из Елизаветинского городища, и с меотских памятников Прикубанья. Но в Танаисе черты этого вида керамики постепенно утрачивают свое значение, сменяются меотско-сарматской, которая появляется примерно в I веке нашей эры и существует до III века н.э. и далее. В измененной форме некоторые черты сарматской керамики продолжают существовать до V века.

Так в первом веке нашей эры появляется ряд изменений в формах и орнаментации лепной посуды. Значительно реже встречаются горшки без выделенного горла, которые в дальнейшем совсем исчезают. Но получают распространение круглодонные горшки и горшки грушевидно формы. Чаще чем в предыдущий период стал встречаться резной орнамент или в виде дуг с поперечными внутри бороздами, или в виде перекрещивающихся борозд и волнистой линии.

Лепная керамика составляет большую часть находок Танаиса, уступая только обломкам амфор. Однако со временем показатель процентного соотношения лепной керамики от всех неамфорных находок снижается, от 73,4% до 57,1% во II - III веке нашей эры, и вновь увеличивается в IV – V веке, практически достигая количества амфорной керамики [Арсеньева Т.М. 1970]. Лепная керамика грубая, плохо обработанная, изготовлена из плохоочищенной глины. Орнамент на лепной керамике встречается редко, большая часть сосудов не украшена ничем. Самым распространенным типом простого горшка является тип горшка с отогнутым наружу венчиком. А также горшки без выделенного горла, находящие аналоги на Кубани. Наряду с архаичными формами, такими как чаши, с прямыми, расходящимися кверху стенками, появляются новые местные черты: плоские чашечки на ножке.

Интересно отметить, что при всех чертах крайней упрощенности этой лепной керамики, здесь продолжают встречаться некоторые очень древние детали, как, например, маленькие выступы, заменяющие ручки, или рельефный поясок, охватывающий сосуд в месте перехода плеч в венчик.

Лощеная керамика особенно широко распространяется в Танаисе в первом веке нашей эры. Здесь встречаются в большом количестве кувшины с одной ручкой, реже без ручки. Встречаются как широкогорлые, так и узкогорлые сосуды. Среди них есть сосуды с очень длинным горлом сильным развернутым венчиком и низким округлым туловом. Не менее распространены различного рода горшки без ручек. Особенно характерны горшочки почти сферической формы со слегка отогнутым венчиком; наряду с ними встречаются горшки с более угловатыми очертаниями. Из мисок наиболее распространена форма большой низкой миски, обычно плоскодонной, реже имеющей кольцеобразную подставку; характерными чертами этого типа являются отвесный бортик при скошенных стенках с горизонтальными желобками. Типичными следует считать так же одноручные сосуды в форме кружки с отогнутым венчиком. Целыми или фрагментарно представлены следующие типы сосудов: тип сосуда с шаровидным туловом и длинным носиком, с орнаментом косых желобков на тулове и вдавленными колечками на плечах. Так же часто встречаются горшки с почти вертикальным горлом; плоские блюда с низкими отвесными стенками; сосуды, имитирующие формы привозных краснолаковых чашек или тарелок. Распространенными были различные кувшины и миски с отвесным бортиком. Использование в качестве орнамента рядов поперечных желобков является характерной чертой группы.

Большинство сосудов сделано на гончарном круге, но часть сделана от руки. И опять же, оба способа изготовления встречаются в одно и то же время.

Прежде чем подробно изучить формы и виды сероглиняной меотской керамики в городищах Нижнего Дона, следует поподробнее рассмотреть происхождение меотской керамики.