Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
семинар по Бушу / После Ирака_ мощь и стратегия США.doc
Скачиваний:
9
Добавлен:
12.02.2015
Размер:
98.82 Кб
Скачать

Растрата силы «мягкого давления»

Готовность других стран сотрудничать в решении транснациональных проблем, таких, как терроризм, зависит отчасти от их собственных интересов, но также и от привлекательности американской позиции. «Мягкое давление» заключается в способности привлекать и убеждать, а не принуждать. Это означает, что другие хотят того же, что и США, и поэтому уменьшается необходимость прибегать к политике кнута и пряника. Если «жесткое давление», то есть способность к принуждению, базируется на военной и экономической мощи, то «мягкое давление» основано на привлекательности культуры, политических идеалов и линии поведения страны. Когда политика США кажется другим легитимной, «мягкое давление» Америки растет. «Жесткое давление» всегда будет оставаться решающим фактором в мире национальных государств, стоящих на страже своей независимости, но при решении транснациональных вопросов, требующем многостороннего сотрудничества, значение «мягкого давления» будет возрастать.

Согласно одному из «правил» Рамсфелда, «слабость провоцирует». Здесь он прав. Как отметил Усама бен Ладен, лучше ставить на сильную лошадь. Эффективная демонстрация военной мощи во время второй войны в Персидском заливе – такая же, как и в ходе первой операции, – могла бы оказать сдерживающее и трансформирующее воздействие на Ближний Восток. Однако первая война в Заливе, которая привела к мирному процессу, начатому в Осло, рассматривалась значительной частью общественности как законная, а легитимность второй войны оспаривалась. Не будучи в состоянии уравновесить американское военное могущество, Франция, Германия, Россия и Китай объединились в коалицию. Их целью было уравновесить американское «мягкое давление», лишив США законных оснований для развязывания войны, которые могла бы предоставить им вторая резолюция Совета Безопасности ООН. Хотя этот противовес и не предотвратил войну в Ираке, он значительно повысил ее цену. Турецкие парламентарии сочли политику США нелегитимной и не позволили Пентагону ввести 4-ю пехотную дивизию в Ирак с севера. Недостаточное внимание к «мягкому давлению» оказалось вредным для давления «жесткого», того, что США могли бы использовать в первые дни войны. «Мягкое» и «жесткое» давление могут конфликтовать, но могут и усиливать друг друга. И когда джексонианцы принимают «мягкое давление» за слабость, они сильно рискуют.

Поучительным примером правильного использования Пентагоном «мягкого давления» во время второй войны в Заливе является так называемое «превращение репортеров в оружие». Введение репортеров в состав передовых военных частей сорвало планы Саддама, намеревавшегося вызвать международное возмущение заявлениями о том, что американские военные целенаправленно убивают мирных жителей. Первую войну в Заливе мир видел глазами CNN; с тех пор, однако, прошло десятилетие, и распространение информационных технологий, а также появление новых информационных ресурсов, таких, как «Аль-Джазира», потребовали в ходе второй войны новых подходов с целью сохранения «мягкого давления». Какие бы другие вопросы при этом ни возникали, введение репортеров в состав фронтовых частей стало мудрым ответом на перемены.