Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Скачиваний:
37
Добавлен:
11.02.2015
Размер:
1.02 Mб
Скачать

Эффект вытеснения

Теперь давайте перенесем наше внимание с практических вопросов применения фискальной политики на проблему более серьезной критики фискальной политики как таковой. Сущность эффекта вытеснения состоит в том, что стимулирующая (дефицитная) фискальная политика будет в тенденции вести к росту процентных ставок и сокращению инвестиционных расходов, таким образом ослабляя или полностью подрывая стимулирующий эффект фискальной политики. Более подробно сценарий выглядит следующим образом. Предположим, что экономика находится в состоянии спада и правительство в качестве одной из мер текущей фискальной политики увеличивает государственные расходы. Правительство теперь выходит на денежный рынок с целью финансирования дефицита. Следующее за этим возрастание спроса на деньги повышает процентные ставки, то есть цену, уплачиваемую за заимствование денег. Поскольку расходы варьируют обратно пропорционально процентным ставкам (см. рис. 12-6), некоторые инвестиции будут отвергнуты или вытеснены1. В терминах рисунка 14-2 увеличение (перемещение вверх) правительственной компоненты совокупных расходов может вызвать снижение (перемещение вниз) компоненты частных инвестиций. Если бы инвестиции сокращались на такую же величину, на которую увеличивались правительственные расходы, тогда фискальная политика была бы полностью неэффективной.

Хотя лишь немногие будут подвергать сомнению описанную логическую схему, но масштабы этого эффекта вытеснения являются предметом оживленных дискуссий. Например, некоторые экономисты считают, что в случае высокой безработицы это вытеснение будет незначительным. Рациональное зерно состоит здесь в том, что в условиях спада стимулы, создаваемые увеличением правительственных расходов, могут улучшить ожидания прибыльности у предпринимателей, что является важной детерминантой координат кривой спроса на инвестиции (см. рис. 12-6). Если кривая спроса на инвестиции сдвигается вправо, тогда инвестиционные расходы не должны падать — они могут даже увеличиться, — хотя ставка процента возрастает.

Другое имеющее отношение к делу соображение касается денежной политики, которую мы можем детально анализировать в последующих главах. Органы, ведающие денежной политикой, могут увеличить предложение денег в достаточной степени, чтобы уравновесить вызванный дефицитом дополнительный спрос на деньги. В этом случае равновесная ставка процента не должна измениться, и эффект вытеснения будет полностью элиминирован. В 80-е годы органы денежной политики ограничивали предложение денег и, как следствие этого, эффект вытеснения, порожденный большими дефицитами 80-х годов, мог быть весьма значительным. По сравнению с этим в 60-е годы экономические органы были жестко настроены стабилизировать ставку процента. Следовательно, они должны были бы стремиться увеличить предложение денег в ответ на повышение ставки процента, вызванное правительственным заимствованием. В результате вытеснения, возможно, было весьма малозначительным.

СОВОКУПНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ И ИНФЛЯЦИЯ

До настоящего момента все наши рассуждения относились исключительно к вопросам спроса. Давайте теперь обратимся к проблемам предложения. Если говорить открыто, то проблема состоит в том, что при данной кривой совокупного предложения, имеющей повышательный наклон, некоторая часть потенциального воздействия стимулирующей фискальной политики на реальное производство и занятость может быть распылена в форме инфляции. Существо этого вопроса подчеркивалось на рисунке 13-9 и не является новым для нас.

ГРАФИЧЕСКОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ

ЭФФЕКТА ВЫТЕСНЕНИЯ И ИНФЛЯЦИИ

На данном этапе может быть полезным графически изобразить фискальную политику и сопровождающие ее сложности в рамках модели "совокупный спрос — совокупное предложение". Давайте предположим, что при условии полного отсутствия инфляции величина ЧНП при полной занятости составит 490 млрд дол. Отметьте, что кривая совокупного предложения здесь исключает переходный участок и поэтому вплоть до точки полной занятости уровень цен совершенно не изменяется. Но после того как эта точка достигнута, жестко устанавливается участок классического типа, и дальнейшее увеличение совокупного спроса будет чисто инфляционным.

Вначале мы примем совокупный спрос, равный AD1, что при неполной занятости дает равновесие при ЧНП, равном 470 млрд дол. Это, как вы можете вспомнить, была точка равновесия частного сектора в таблице 13-1. Предположим теперь, что проводится стимулирующая фискальная политика, которая смещает кривую совокупного спроса вправо на 20 млрд дол. к AD2, и экономика, таким

Рисунок 14-6. Фискальная политика: эффекты вытеснения, чистого экспорта и инфляции

Приняв в качестве условия упрощенную кривую совокупного предложения, мы видим в случае (а) действие фискальной политики в чистом виде. В случае (б) предполагается, что некоторая часть частных инвестиций вытесняется стимулирующей фискальной политикой, так что эффект самой этой политики ослабляется. Наконец, в случае (в) более реалистичная кривая совокупного предложения напоминает нам о том, что, когда экономика близка к состоянию полной занятости, часть воздействия стимулирующей фискальной политики проявится в ускорении инфляции, а не в возрастании реального производства и занятости. Наконец, в случае (г) — графически это выглядит идентично случаю (б) — мы предполагаем, что фискальная политика вызывает рост ставки процента А это привлекает иностранный финансовый капитал в Соединенные Штаты. В результате доллар повышается в цене и наш чистый экспорт падает, снижая, таким образом, результативность фискальной политики

образом, достигает полной занятости без инфляции при ЧНП, равном 490 млрд дол. Из наших предшествующих рассуждений о текущих мерах фискальной политики известно, что в терминах таблиц 14-1 и 14-2 и рисунка 14-3 стимулирующее воздействие мультипликатора сбалансированного бюджета при G и T, равных 20 млрд дол., будет достаточно для получения этой прибавки в 20 млрд дол. к равновесному ЧНП. Вам необходимо проверить, что увеличение G на 5 млрд дол. или снижение T на 6 2/3 млрд дол. может дать такой же стимулирующий эффект. В любом случае, при отсутствии всяких компенсирующих и осложняющих дело факторов, такая "фискальная политика в чистом виде" выводит экономику из состояния спада к состоянию полной занятости.

В рисунке 14-6б мы немножко смазываем картину, включив в рассмотрение эффект вытеснения. В то время как фискальная политика является стимулирующей и предназначенной сместить совокупный спрос от AD1 к AD2, часть инвестиций может быть вытеснена, и совокупный спрос установится на уровне AD2. Следовательно, равновесный ЧНП увеличивается только, скажем, до 480 млрд дол., а не до желаемого уровня в 490 млрд дол. Суть состоит в том, что эффект вытеснения может в некоторой неизвестной мере ослабить действие фискальной политики.

В рисунке 14-6в мы переходим к более реалистичной кривой совокупного предложения, которая

включает переходный участок. Мы игнорируем здесь эффект вытеснения и предполагаем, что стимулирующая фискальная политика достигает своей цели в перемещении совокупного спроса от AD1 к AD2. Если бы кривая совокупного предложения выглядела бы, как на рисунке 14-5а и б, полная занятость достигалась бы при ЧНП, равном 490 млрд дол., и при этом уровень цен остался бы равен P1. Но мы обнаруживаем, что наличие на кривой совокупного предложения промежуточного участка с повышательным наклоном приводит к тому, что часть прироста совокупного спроса рассеивается в более высоких ценах, и в результате прирост реального ЧНП уменьшается. В частности, уровень цен повышается с P1 до P2 и реальный национальный продукт увеличивается только до 480 млрд дол. В терминах нашей модели совокупных расходов (рис. 14-1 и 14-2) мы утверждаем, что стимулирующая фискальная политика может обеспечить рост совокупных расходов не на всю величину прироста государственных расходов (или величину потребления, связанного с сокращением паушального налога). Если увеличивается уровень цен — как это происходит в случае повышательной кривой совокупного предложения, — прирост правительственных расходов будет частично компенсирован сокращением потребления, инвестиций и чистых экспортных расходов. Эти сокращения становятся результатом действия эффектов благосостояния, изменений ставки процента и иностранных покупок, обуслов-

ленных более высоким уровнем внутренних цен. То есть кривая совокупного спроса на рисунке 14-6в перемещается от AD1 к AD2, но мы перемещаемся вверх по кривой AD2 к новому уровню равновесных цен и уровню реального национального выпуска, поскольку кривая совокупного предложения отлого поднимается вверх. Ориентированная на спрос, фискальная политика не может избежать реальностей, порожденных кривой совокупного предложения.

ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

В ОТКРЫТОЙ ЭКОНОМИКЕ

Наше обсуждение до настоящего момента ограничивалось сложностями осуществления фискальной политики, проводимой в условиях закрытой экономики. Дополнительные сложности возникают, когда мы начинаем учитывать то обстоятельство, что наша экономика представляет собой часть широкой мировой экономики.

Шоки, имеющие корни за рубежом. Из предшествующего рассмотрения известно, что те события и меры экономической политики, предпринимаемые за рубежом, которые влияют на наш чистый экспорт, влияют и на нашу экономику. Формулируя это в терминах нашего сегодняшнего анализа, мы можем быть подвержены действию непредвиденных международных шоков совокупного спроса, которые могут сократить наш ЧНП и обесценить мероприятия нашей фискальной политики. Например, предположим, что мы ожидаем спад и изменили правительственные расходы и налоги До размеров, достаточных для того, чтобы увеличить совокупный спрос и ЧНП без того, чтобы вызвать инфляцию (как при переходе от AD1 к AD2 в рис. 14-6а). Теперь предположим, что экономика стран, являющихся нашими основными торговыми партнерами, неожиданно и энергично начинает расти Возросшая занятость и увеличившиеся доходы в этих странах ведут к росту покупок американских товаров. Наш чистый экспорт увеличивается, совокупный спрос возрастает слишком быстро, и мы стоим перед проблемой инфляции спроса. Если бы мы заранее знали, что наш чистый экспорт будет увеличиваться столь значительно, мы ввели бы менее стимулирующую фискальную политику. Вопрос состоит в том, что наше все возрастающее участие в мировой экономике приносит с собой сложности взаимозависимости наряду с преимуществами участия в специализации и торговле.

Эффект чистого экспорта. Эффект, которому мы дадим название эффекта чистого экспорта, действует через международную торговлю, подрывая эффективность фискальной политики. Мы завершили наше рассмотрение эффекта вытеснения тем, что сделали вывод о возможном повышении ставок процента из-за стимулирующей фискальной политики, что вызывает сокращение инвестиций и,

следовательно, подрывает фискальную политику. Теперь нам нужно убедиться, каково будет воздействие такого роста процентных ставок на наш чистый экспорт. Давайте предположим, что мы проводим стимулирующую фискальную политику, которая привносит в экономику более высокие ставки процента. Такие ставки процента привлекут финансовый капитал из-за рубежа, где ставки процента предположительно остаются на прежнем уровне. Но зарубежные финансовые инвесторы должны получить в свое распоряжение доллары США, прежде чем купить искомые американские ценные бумаги. Мы знаем, что увеличение спроса на товар — в данном случае доллары — вызовет рост его цены. Таким образом, цена долларов, выраженная в других валютах, возрастет, другими словами, доллар подорожает. Каково будет воздействие этого подорожания доллара на наш чистый экспорт? Поскольку для покупки наших товаров нужно будет больше единиц иностранной валюты, иностранцам наш экспорт будет представляться более дорогим; следовательно, он будет сокращаться. Наоборот, американцу, которые теперь могут обменять свои доллары на большее количество единиц иностранной валюты, будут покупать больше импорта. Необходимое следствие этого сложного сценария состоит в том, что чистые экспортные расходы в США уменьшатся и наша стимулирующая фискальная политика будет отчасти нейтрализована.

Возврат к нашему анализу совокупного спроса и предложения на рисунке 14-6б, теперь уже обозначенном как случай г), поможет уяснить этот пункт. Стимулирующая фискальная политика, предназначенная увеличить совокупный спрос с AD1 до AD2, может повысить уровень внутренних ставок процента и в конечном счете сократить наш чистый экспорт в результате действия только что описанного механизма. Сокращение чистого экспорта как компоненты совокупного спроса отчасти будет противодействовать стимулирующей фискальной политике. Кривая совокупного спроса переместится с AD1 к AD2, а не к AD2, и равновесный ЧНП возрастет с 470 до 480 млрд дол., а не до 490 млрд дол. Следовательно, влияние чистого экспорта на фискальную политику находится в одном ряду с уже отмеченными факторами времени, политических проблем, вытеснения и инфляции, что значительно осложняет "управление" совокупным спросом.

В таблице 14-3 подведен итог воздействия чистого экспорта, вызванного фискальной политикой. В частности, в колонке 1 обобщены рассуждения, которые мы только что привели (см. также рис. 14-6г). Но при этом необходимо помнить, что воздействие чистого экспорта осуществляется в обоих направлениях. Сокращая внутреннюю ставку процента, сдерживающая фискальная политика имеет тенденцию увеличивать чистый экспорт. В этом отношении вам необходимо проследить ход рассуждений, отраженный в колонке 2 таблицы 14-3, и соотнести их с моделью "совокупного спроса — совокупного предложения".

Таблица 14 -3. Фискальная политика и воздействие чистого экспорта

что сокращение налогов приведет к сдвигу кривой совокупного предложения значительно вправо. Но что это означает? Более низкие налоги увеличат размеры доходов после уплаты налогов и, таким образом, увеличат сбережения домашних хозяйств. Аналогично, сокращение налогов на предпринимателей увеличит прибыльность инвестиций. Коротко, сниженные налоги увеличат объемы сбережений и инвестиций, увеличивая, таким образом, норму накопления капитала. Иначе говоря, масштабы нашей "национальной фабрики" — наших производственных мощностей — будут расти более быстрыми темпами, чем ранее. Более того, сниженные подоходные индивидуальные налоги увеличивают также величину зарплаты после уплаты налогов, то есть той цены, которая выплачивается за работу, и, следовательно, усиливают стимулы к труду. Многие из тех, кто все еще не входит в состав рабочей силы, будут стремиться предложить свои услуги в условиях более высокой зарплаты после уплаты налогов. Те, кто уже входит в состав рабочей силы, будут иметь стимул работать более длинную рабочую неделю и сокращать свой отпуск. Сниженные ставки налога — это также хороший толчок тем, кто мог бы рисковать. Частные лица и предприниматели будут иметь куда большее желание рисковать своей энергией и финансовым капиталом ради внедрения новых производственных методов и новых товаров,

Соседние файлы в папке doc