Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

!Экзамен зачет учебный год 2023 / Брэбан Г. - Французское административное право - 1988

.pdf
Скачиваний:
9
Добавлен:
10.05.2023
Размер:
3.26 Mб
Скачать

вопросам политики, которую они должны были проводить сообща. Речь шла о деле, которое совершенно не относилось к Национальному центру научных исследований. Увольнение польского профессора было произведено в рамках общей дипломатической линии, но тем не менее сначала правительство, а затем Государственный совет посчитали, что сам факт отказа от последующего дезавуирования документа представляет для Тессье нарушение обязанности проявлять сдержанность.

Более позднее постановление Государственного совета от 8 марта 1968 года по делу Пленеля касалось также инспектора академии, работавшего в заморском департаменте. После получения Алжиром независимости инспектор дал одной алжирской газете интервью, где раскритиковал политику правительства в отношении заморских департаментов; на этот раз вопреки тому, что было записано в постановлении по делу Гий, решение не было отменено, поскольку Государственный совет определил, что имело место нарушение обязанности проявлять сдержанность.

Является ли определенным принцип, устанавливающий обязанность проявлять сдержанность? Нужно ли его сохранить или упразднить, как это предлагают некоторые? Или же нужно его ограничить, или попытаться определить его иначе?

В этой системе имеются три недостатка.

Первый из них связан с неточностью. Нет четкого определения того, что служащий имеет право делать или не делать, о чем он имеет право говорить или умалчивать в связи с обсуждением политических вопросов.

Существует опасность сползания от сдержанности к конформизму: разве можно считать случайностью, что все санкции, которые применялись за несоблюдение обязанности проявлять сдержанность, были применены к служащим, которые высказывались в поддержку оппозиции, и никогда не использовались в отношении служащих, выступающих в поддержку большинства. Это можно было бы оправдать, заявив, что в конце концов служащие находятся на службе у правительства, которое само представляет большинство. Но такое оправдание не годится, потому что служащие также подчинены принципу сохранения нейтралитета; служащий, который открыто занял бы слишком резкую, грубую позицию в поддержку большинства, мог бы рассматриваться как лицо, нарушившее обязанность проявлять сдержанность. Но к нему, конечно, не будет применена санкция.

Это приводит к довольно курьезному разрыву между словом и делом. По крайней мере можно сделать общий

336

Ныне число служащих составляет миллионы, из которых многие реализуют исполнительные функции, и нет оснований отказывать этим миллионам служащих в правах, которые признаны за другими трудящимися, равно как и за всеми гражданами.

Поэтому в области социальных прав, пожалуй, более заметно, чем в области политических прав, произошла значительная эволюция, которая в целом может характеризоваться как переход от системы запретов к системе прав.

Секция I

Право на создание профсоюзов

§1 ЗАПРЕТИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ

Впрошлом, до 1946 года, существовал принцип запрещения права на создание профсоюзов для государственных служащих; в настоящее время такое трудно даже представить; и все же это был принцип, четко установленный Государственным советом.

Право на создание профсоюзов было признано за другими трудящимися еще законом 1884 года, дополненным законом 1920 года. Право на ассоциацию было признано за всеми гражданами и зафиксировано в законе 1901 года. Однако в начале века проблема права на создание профсоюзов служащих встала на первый план. Государственный совет считал, что служащие обладают правом на ассоциацию, но не имеют права на создание профсоюзов; основы такой позиции встречаются, вопервых, в самих правовых актах, потому что закон 1884 года и закон 1920 года ясно указывают, что они исключают служащих из сферы своего действия. Кроме того, в тот период существовали теоретические обоснования, например то, которое дал профессор Ориу, считавший, что профсоюзное движение связано с классовой борьбой, а государство должно находиться вне и над классовой борьбой и играть роль своеобразного арбитра между классами; следовательно, государство не может допускать, чтобы классовая борьба проникла внутрь государства; служащие администрации не имеют хозяина в классическом смысле слова; их хозяином в конечном счете является избиратель, всеобщее голосование в условиях демократического режима, и, следовательно, ни право на забастовку, ни даже право на создание профсоюзов, связанное, по мысли Ориу, с классовой борьбой, не могли быть признаны за ними.

338

создание профсоюзов для всех, без установления дискриминации в отношении государственных служащих.

Конституция 1958 года подтвердила в общей форме принцип права на создание профсоюзов, а статут 1959 года подтвердил признание права на создание профсоюзов для служащих. Статут 1983 года вновь подтвердил этот принцип в измененной редакции: «Государственным служащим гарантируется право на создание профсоюзов».

В отношении отдельных категорий служащих, в основном в отношении судей и военнослужащих, возникали проблемы. Статут судейского корпуса не признает за судьями в отчетливой форме права на создание профсоюзных организаций, но такое признание вытекает из постановления Государственного совета от 1 декабря 1972 года по делу Обрего. Есть и другой аспект этого постановления; по делу Обрего профсоюз судейских чиновников предпринял демарш, обоснованность которого была признана Государственным советом. Таким образом, он косвенно определил, что профсоюзы судей имеют право на законное существование.

Военнослужащие не обладают правом создания профсоюзов, как и члены префектурного корпуса, хотя нет никакой уверенности, что такое ограничение в силу декрета 1964 года законно.

События 1968 года привели к изданию циркуляра премьер-министра от 14 сентября 1970 года об осуществлении права на создание профсоюзов на публичной службе. Для остальных трудящихся результаты событий 1968 года нашли свою конкретизацию в законе от 29 декабря 1968 года о праве на создание профсоюзов на предприятии. В отношении же государственных служащих не было закона; действовал лишь простой циркуляр, имеющий, следовательно, гораздо меньшую юридическую силу и являющийся весьма ненадежным. Это довольно удивительно на фоне того, что право на создание профсоюзов составляет ныне одну из основных гарантий для государственных служащих и поэтому в соответствии со ст. 34 Конституции должно фиксироваться в законодательном порядке.

Конец такому ненормальному состоянию положили правовые акты, принятые после выборов 10 мая 1981 года.

Это, с одной стороны, декрет от 28 мая 1982 года, «касающийся осуществления права на создание профсоюзов на публичной службе», который воспроизвел и расширил права, признанные циркуляром 1970 года.

С другой стороны, это закон от 23 ноября 1982 года, по которому за государственными служащими было закреплено право на отпуск на период профсоюзной учебы.

340

Наконец, это ст. 8 закона от 13 июля 1983 года, гарантирующая право служащих на создание профсоюзов.

2) Содержание права на объединение в профсоюзы

Объем свобод примерно равен объему свобод по общегражданскому законодательству и включает в себя: свободу создания профсоюзов, которая предполагает профсоюзный плюрализм ввиду весьма широкого разнообразия интересов в рамках публичной службы (ныне имеется большое число автономных и корпоративных профсо-

юзов); свободу вступления в профсоюз; свободу деятельно-

сти, выраженную, в частности, в правах, официально признанных общим статутом.

Ныне профсоюзы вправе обращаться с исками в суд,

что не признавалось Государственным советом до 1946 года. Профсоюзы могут подавать жалобы и не ограничивают себя в этом правомочии: профсоюзы государственных служащих часто опротестовывают статуты, подзаконные акты и даже индивидуальные меры, такие, как, например, назначение государственного служащего на какой-либо престижный пост. Но профсоюзы не могут обжаловать дисциплинарные санкции, примененные к конкретному лицу; этим правом обладает только само это лицо.

Другими правами, признанными за профсоюзами государственных служащих, являются право участвовать в рассмотрении кадровых вопросов и вопросов продвижения по службе в составе паритетных органов, право ведения переговоров с правительством «для решения вопроса об изменении размеров вознаграждений» и обсуждения на различных уровнях «вопросов, касающихся условий и организации труда». Это право закрепляет практику так называемой договорной политики, но не изменяет правового режима государственных служащих, который попрежнему устанавливается с помощью односторонних актов, а не путем коллективных договоров; речь, таким образом, идет только о «предварительных переговорах» и об обсуждениях, а не о договорах, имеющих юридические следствия, как, например, в промышленном секторе.

Для того чтобы профсоюзы государственных служащих имели квалифицированные кадры, был принят ряд мер. Статуты 1946 и 1959 годов предусматривают возможность откомандирования служащего для выполнения профсоюзных обязанностей при соответствующем обязательстве профсоюза обеспечить оплату его труда. Некоторые управленческие органы фактически соглашаются выделять служащих в распоряжение профсоюза, продолжая оплачивать их труд. Кроме того, служащие могут пользоваться отпусками на период профсоюзной учебы и специ-

341