Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Экзамен зачет учебный год 2023 / marysheva_n_i_mezhdunarodnoe_chastnoe_pravo.doc
Скачиваний:
7
Добавлен:
23.12.2022
Размер:
7.23 Mб
Скачать

§ 4. Вопросы судопроизводства по делам с участием иностранных лиц

На возможность затруднений при применении и толковании су­дами общепризнанных принципов и норм международного права, между­народных договоров РФ обращается внимание в постановлении Пле­нума ВС РФ от 10 октября 2003 г. № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации». Судам рекомендовано использовать акты и решения международных орга­низаций, в том числе органов ООН и ее специализированных учреж­дений, а также обращаться в Правовой департамент Министерства иностранных дел РФ, в Министерство юстиции РФ (например, для уяснения вопросов, связанных с продолжительностью действия меж­дународного договора, составом государств, участвующих в догово­ре, международной практикой его применения) (п. 16).

В этом постановлении разъяснено, что основанием к отмене или изменению судебного акта может являться и неправильное приме­нение судом общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ. Неправильное применение нормы международного права может иметь место в случаях, когда су­дом не была применена норма международного права, подлежащая применению, или, напротив, суд применил норму международного права, которая не подлежала применению, либо когда судом было дано неправильное толкование нормы международного права (п. 9).

Предоставление информации предусмотрено в ряде международ­ных договоров с участием России:

  • в договорах о правовой помощи;

  • в Минской конвенции 1993 г.;

  • в Европейской конвенции об информации относительно иностранного законодательства 1968 г.1 с Дополнительным протоколом к ней от 15 марта 1978 г.2 (вступила в силу для России 13 мая 1991 г.; другими ее участниками являются Ав­стрия, Бельгия, Болгария, Великобритания, Дания, Испа­ния, Италия, Норвегия и ряд других стран). Указанная Ев­ропейская конвенция предусматривает предоставление све­дений о законодательстве в сфере гражданского и коммерче-

Бюллетень международных договоров. 2000. № 1. С. 22-32.

Сборник документов Совета Европы в области зашиты прав человека и борьбы с преступностью. М., 1998. С. 305-308.

805

триваются как уже «четвертое поколение», если учесть предыдущие редакции Конвенции 1954 г. В них, в отличие от Конвенции 1954 г., участвуют США и Великобритания. Для отношений со странами на постсоветском пространстве трудно переоценить роль Минской кон­венции 1993 г.

Правила об исполнении судебных поручений содержат и все свя­зывающие Россию двусторонние договоры о правовой помощи по граж­данским, семейным и уголовным делам, первые из которых были за­ключены еще в 1957—1962 гг. С Австрией в 1970 г., с ФРГ в 1956 г., США в 1935—1936 гг., Францией в 1936 г. были заключены (как пра­вило, путем обмена нотами) соглашения, предусматривающие ис­полнение судебных поручений. Сейчас эти страны, как и Россия, участвуют в названных Гаагских конвенциях 1965 и 1970 гг.

6.1. В Гаагской конвенции о вручении за границей судебных и вне­судебных документов по гражданским или торговым делам 1965 г. (да­лее — Конвенция 1965 г.) участвует 51 государство, в числе кото­рых европейские страны, США, Китай, Япония, Республика Ко­рея, Пакистан, Израиль, Венесуэла, ряд стран Африки, Австралия и др. В отношениях между государствами, ратифицировавшими Кон­венцию, последняя заменяет собой ст. 1—7 Конвенции 1954 г., по­скольку эти государства являются одновременно участниками обеих Конвенций. Следовательно, и для России ст. 1—7 Конвенции 1954 г. в отношениях со странами — участницами обеих Конвенций пере­стали действовать.

Положения Конвенции 1965 г. направлены на упрощение и уско­рение процедуры исполнения поручений. Имелось в виду выработать правила, которые устраивали бы не только страны континентальной Европы, но и страны общего права, в частности США, внутреннее законодательство которых в отношении вручения документов суще­ственно отличается от европейской практики (в Конвенции 1954 г. ни США, ни Великобритания не участвуют).

Главным новшеством в отношении порядка вручения доку­ментов (по сравнению с порядком, предусмотренным Конвенцией 1954 г.) является назначение каждой страной-участницей (в соответ­ствии со своим правом) Центрального органа, призванного принимать просьбы о вручении, поступающие из других стран-участниц, и рас­поряжаться об их исполнении. Подлежащие вручению судебные до­кументы направляются этому органу компетентным (в соответствии

811

Вручение документов не может согласно Конвенции 1965 г. слу­жить поводом для взимания или возмещения сборов или издержек в связи с услугами, предоставленными запрашиваемым государст­вом. Россия сделала заявление о том, что взыскание любым государ­ством — участником Конвенции 1965 г. подобных сборов (за исклю­чением оговоренных в ст. 12 Конвенции 1965 г. случаев, в частности при применении особого порядка вручения) будет рассматривать­ся в нашей стране как отказ от применения Конвенции в отноше­нии Российской Федерации и, соответственно, Российская Феде­рация не будет применять Конвенцию 1965 г. в отношении такого государства-участника.

К сожалению, имеется основание для практического применения данного подхода: в США несколько лет назад был введен платный порядок исполнения поручений в рамках Конвенции 1965 г., что, очевидно, не соответствует положениям ст. 12 Конвенции 1965 г., если только речь не идет о случаях особого порядка вручения, кото­рые в Российской Федерации согласно се заявлению не применяют­ся. Поскольку бесплатность исполнения поручений является важным преимуществом Конвенции 1965 г., облегчающим оказание право­вой помощи и служащим интересам граждан, наше государство рас­сматривает введение в США платы за вручение документов, так же как и передачу функций своего центрального органа частной компа­нии Process Forwarding International, как нарушение положений Кон­венции 1965 г. В связи с этим оказание правовой помощи между Рос­сией и США в данной области фактически приостановлено.

Отказать во вручении документа согласно ст. 13 Конвенции 1965 г. можно лишь в том случае, если запрашиваемое государство считает, что исполнение запроса может нанести ущерб его сувере­нитету или безопасности. Нельзя отказать во вручении только на том основании, что запрашиваемое государство обладает согласно его законодательству исключительной компетенцией по рассмотре­нию данного дела. Если, например, российский суд по просьбе суда одной из стран — участниц Конвенции 1965 г., рассматривающего дело о расторжении брака, должен вручить извещение о дне слуша­ния дела проживающему в России ответчику, он не может отказать во вручении только потому, что данное дело, например, в соответ­ствии с п. 3 ч. 1 ст. 403 ГПК РФ, относится к исключительной под­судности российского суда. Если документы предназначены для вру­чения на территории Российской Федерации, они принимаются,

813

только если составлены на русском языке или сопровождены пере­водом на русский язык.

При необходимости вручения за границей документов по делу, находящемуся в производстве российского суда, поручения могут на­правляться, минуя Министерство юстиции РФ. В качестве органов, компетентных обращаться в рамках своих полномочий с запросом о правовой помощи в Центральные органы стран — участниц Конвен­ции 1965 г., в Заявлении Российской Федерации по Конвенции* указы­ваются федеральные суды (Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, со­ставляющие систему федеральных судов общей юрисдикции), кон­ституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов РФ. Кро­ме того, согласно Заявлению допускается обращение на основании Конвенции 1965 г. с запросом о вручении документов и других ор­ганов, в частности загсов, нотариусов и других должностных лиц, уполномоченных на осуществление нотариальных действий, орга­нов опеки и попечительства, а также адвокатов. Указание в поруче­нии адреса получателя обязательно.

6.2. Участниками Гаагской Конвенции о получении за границей доказательств по гражданским или торговым делам 1970 г. (далее — Конвенция 1970 г.) являются 39 государств — Австралия, Аргенти­на, Болгария, Венесуэла, Израиль, Кипр, Китай, Мексика, Польша, США, ЮАР и др. Однако немалая часть этих стран пока не заявила о согласии на присоединение к Конвенции 1970 г. России. В отноше­ниях между государствами-участниками Конвенция 1970 г. заменяет собой ст. 8—16 Конвенции 1954 г., поскольку эти государства явля­ются участниками обеих Конвенций.

Конвенция 1970 г. охватывает вопросы исполнения судебных по­ручений о получении за границей доказательств, которые могут ис­ходить только от судов (имеются в виду государственные суды). Речь идет о допросе свидетелей, производстве судебного осмотра, получе­нии заключений экспертов и т.п. Могут выполняться и другие про­цессуальные действия, например, такие как получение копии сви-

' СЗ РФ. 2004. № 50. Ст. 4951. 814

чается во вручении документа, необходимо указание точного адреса по­лучателя. Если точный адрес неизвестен, запрашиваемое учрежде­ние принимает в соответствии со своим законодательством меры для установления адреса.

Конвенция содержит и специальное правило об оказании Сто­ронами друг другу помощи в установлении адресов лиц, проживаю­щих на их территориях, если это требуется для осуществления прав их граждан. Помощь оказывается и в отношении установления места работы и доходов проживающих на территории запрашиваемого го­сударства лиц, к которым в другом государстве предъявлены имуще­ственные требования.

Порядок исполнения поручения определяется законодательством запрашиваемого государства. По по просьбе могут быть применены и процессуальные нормы запрашивающего государства, если только они не противоречат законодательству запрашиваемого государства.

Правило о возможном применении при исполнении поручения иностранных процессуальных норм является одним из немногочис­ленных случаев отступления от основного принципа применения в вопросах процесса закона страны суда. Целесообразность данно­го правила основывается на том, что запрашивающий правовую по­мощь иностранный суд получает возможность оценить и наилучшим образом использовать результаты совершенных другим судом дей­ствий с позиций своего законодательства. Противоречие процес­суальных правил, о применении которых просит иностранный суд, российскому законодательству можно было бы усмотреть, например, в случае когда российское законодательство содержит безусловные требования предоставления каких-либо гарантий для стороны или свидетеля, которые при применении иностранных норм могут ока­заться нарушенными.

Отказ в правовой помощи (полный или частичный) согласно ст. 19 Минской конвенции 1993 г. возможен, если оказание помощи может нанести ущерб суверенитету или безопасности либо противо­речит законодательству запрашиваемого государства.

Для свидетелей, потерпевших, гражданских истцов, гражданских ответчиков, их представителей и экспертов, которые по врученному им вызову являются в учреждение запрашивающей стороны, пред­усмотрены определенные гарантии от привлечения к ответственно-сти, в частности, в связи с их показаниями в суде.

817

При оказании помощи используются государственные язы­ки стран-участниц или русский язык. Специальное правило о язы­ке действует применительно к вручению документов: вручение осу­ществляется в соответствии с порядком, действующим в запрашива­емом государстве, если вручаемый документ написан на языке этого государства или на русском языке либо снабжен переводом на эти языки. В противном случае документ передается получателю, если он согласен добровольно его принять. Правовая помошь оказывает­ся бесплатно.

Подписанная 7 октября 2002 г. странами — участницами Мин­ской конвенции 1993 г. в г. Кишиневе новая Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уго­ловным делам (Россия ее пока не ратифицировала) регулирование правовой помощи путем исполнения судебных поручений по граж­данским делам сохранила в общем в том же объеме и на тех же усло­виях, что и Минская конвенция 1993 г. Внесенные изменения явля­ются, как правило, лишь уточнением прежнего текста.

6.4. Двусторонние договоры о правовой помощи. Все двусторонние договоры России о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам содержат правила об оказании учреждениями юстиции правовой помощи путем вручения документов и выполне­ния поручений о совершении отдельных процессуальных действий, близкие друг другу по своему содержанию. Но сношения осущест­вляются в одних договорах (например, с Грецией, Италией, Финлян­дией) в дипломатическом порядке, в других (со странами Восточной Европы и Балтии, Китаем, Вьетнамом, Монголией, Кубой, Индией, Ираном, Испанией, Египтом, Аргентиной и др.) — через Централь­ные органы, в качестве которых обычно выступают министерства юстиции. Договор с Монголией, как отмечалось, допускает и непо­средственные сношения учреждений юстиции на приграничных тер­риториях.

Обычно в договор включаются:

  • нормы об объеме оказываемой правовой помощи;

  • о порядке сношений;

  • о реквизитах поручения (как правило, используются спе­циальные формуляры);

  • о порядке его исполнения (общее правило — применение за­конов запрашиваемого государства);

  • специальные правила относительно вручения документов;