Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Экзамен зачет учебный год 2023 / marysheva_n_i_mezhdunarodnoe_chastnoe_pravo.doc
Скачиваний:
1
Добавлен:
23.12.2022
Размер:
7.23 Mб
Скачать

§ 4. Российское законодательство по вопросам иммунитета иностранного государства

в особенности в тех странах, законодательство и судебная практика которых основаны на теории функционального иммунитета.

В принципе нормы об иммунитете иностранного государства зеркально отражают позицию государства, которую оно хотело бы занимать в отношении предъявляемых к нему исков иностранными юридическими и физическими лицами. Такая позиция, в частности, отражена в Федеральном законе «О соглашениях о разделе продук­ции». Согласно этому Закону (ст. 23) в соглашениях о разделе про­дукции, заключаемых с иностранными гражданами и юридически­ми лицами, может быть предусмотрен в соответствии с российским законодательством отказ государства от судебного иммунитета, им­мунитетов от предварительного обеспечения иска и исполнения су­дебного и (или) арбитражного решения. Иными словами, этот Закон исходит из того, что государство вправе отказаться от юрисдикци-онного иммунитета в отношении определенной категории споров, а именно споров из соглашений о разделе продукции, если это преду­смотрено федеральным законом. Пока в России такой закон не при­нят. Однако ведется работа по его подготовке1.

На принципе абсолютного иммунитета иностранного государства базируется и законодательство Армении (ст. 245 Гражданского про­цессуального кодекса от 7 августа 1998 г.), Белоруссии (ст. 553 Граж­данского процессуального кодекса от 11 января 1999 г.), Казахстана (ст. 422 Гражданского процессуального кодекса от 13 июля 1999 г.), Киргизии (ст. 377 Гражданского процессуального кодекса от 24 ноя­бря 1999 г.), Таджикистана (ст. 390 Гражданского процессуального кодекса от 5 января 2008 г.), Украины (ст. 413 Гражданского процес­суального кодекса от 18 марта 2004 г.; ст. 125 Хозяйственного про­цессуального кодекса от 6 ноября 1991 г.; ст. 79 Закона о междуна­родном частном праве 2005 г.), Узбекистана (ст. 389 Гражданского процессуального кодекса от 30 августа 1997 г.)2.

Вопросы иммунитета иностранного государства затрагиваются в таких международных двусторонних договорах, как торговые до­говоры, договоры о судоходстве, о защите капиталовложений. Так как Российская Федерация является государством — правопреем-

См.: Ерпылева II.Ю. Государства как субъекты международного частного права// Право и политика. 2009. № 3. С. 558 561.

См.: <http://www.base.spinform.ru>.

237

.

ником СССР, по-прежнему сохраняют свое значение двусторонние международные договоры по указанным вопросам, заключенные СССР.

Анализ торговых договоров, заключенных СССР, показывает, что некоторые из них, по существу, предусматривали собой отказ Советского Союза от судебного иммунитета в отношении определен­ной категории споров — споров из торговых сделок, заключенных и гарантированных торгпредствами, при условии что эти сделки не содержат арбитражных оговорок (ст. 4 договора с Болгарией 1971 г., ст. 5 договора с Эквадором 1969 г.), отказ от иммунитета от испол­нительных действий в отношении определенной категории имуще­ства — долговых требований, авуаров, товаров, являющихся собс­твенностью торгпредства (ст. 4 договора с Болгарией 1971 г., ст. 4 договора с Италией 1948 г.) или в отношении всей собственности, находящейся па территории государства-участника (ст. 7 договора с Бельгией, ст. 7 договора с Нидерландами 1971 г., ст. 4 договора с Японией 1957 г.).

Заключенные Россией соглашения о правовом статусе торг­предств (с Азербайджаном 1992 г., Арменией 1992 г., Белоруссией 1992 г., Грузией 1995 г.) не предоставляют торгпредствам какого-либо иммунитета.

В заключенных Россией двусторонних международных догово­рах, посвященных торгово-экономическому сотрудничеству (с Ар­гентиной 1993 г., Великобританией 1992 г., Испанией 1994 г., Кана­дой 1992 г.), правовое положение торговых представительств не ре­гламентируется. По существу, эти международные договоры ставят решение вопроса о предоставлении иммунитета торгпредству в зави­симость от национального законодательства страны его местонахож­дения.

4. Иммунитет иностранного государства связан и с вопросом иммунитета государственных торговых судов, который регулируется двусторонними международными договорами о торговом морепла­вании. Заключенные СССР международные договоры о торговом мореплавании не предоставляют судебный иммунитет государствен­ным торговым судам (ст. 1 Протокола к договору с Великобритани­ей 1974 г., ст. 14 договора с Гвинссй-Бисау 1975 г., ст. 15 договора с Португалией 1974 г.).

Группа международных договоров предоставляет государствен­ным торговым судам так называемый условный иммунитет от испол-

Контрольные вопросы

нительных аеиствии: ответчик должен указать представителя, кото­рый примет на себя возникающие из спора обязательства.

Договор с Ганой 1978 г. (ст. 16) признает за государственными торговыми судами иммунитет от обеспечительных мер, но не предо­ставляет судебный иммунитет и иммунитет от исполнительных дей­ствий.

В заключенных Россией двусторонних договорах с Болгарией 1995 г., Грузией 1996 г., Латвией 1995 г., Китаем 1994 г., Украиной 1995 г. проблемы иммунитета государственных торговых судов не за­трагиваются.

Таким образом, в 70—80 гг. XX в. в договорной практике СССР сложилась тенденция к отказу от иммунитета государственных тор­говых судов. Этой же практике последовала и Россия. Решение воп­роса о предоставлении иммунитета государственному торговому суд­ну зависит от национального законодательства страны, где судно на­ходится.

5. К числу международных договоров, связанных с проблемами иммунитета, относятся двусторонние международные договоры в об­ласти капиталовложений. В этих договорах, в частности договорах с Австрией 1990 г., Аргентиной 1998 г., Великобританией 1989 г., Гер­манией 1989 г., Италией 1996 г., Турцией 1997 г., Японией 1998 г., предусмотрен арбитражный порядок разрешения споров между го­сударством и иностранным инвестором.

В свете законодательства зарубежных стран, основанного на тео­рии функционального иммунитета, такое подчинение органам меж­дународного коммерческого арбитража означает отказ России от иммунитета в отношении надзорных функций государственных ар­битражных судов, а при некоторых обстоятельствах и отказ от имму­нитета от исполнительных действий. Таким образом, в договорной практике СССР, а впоследствии России появилась тенденция к от­казу от определенных видов иммунитета. Это отражает новый подход России к проблеме иммунитета иностранного государства.

Контрольные вопросы

  1. Какие существуют виды иммунитета государства?

  2. Каковы основные положения теории абсолютного иммунитета и теории функционального иммунитета государства?

239

.

  1. В каких странах были приняты законы, ограничивающие иммунитет иностранного государства, и какова практика их применения?

  2. Какова позиция российского законодательства по вопросу об иммуни­тете иностранного государства?

Рекомендуемая литература

  1. Богуславский М.М. Иммунитет государства. М., 1962.

  2. Богуславский М.М. Международное частное право. 6-е изд. М., 2009.

  3. Богуславский М.М. Практика применения принципа иммунитета госу­дарства и проблема законодательного регулирования // Международ­ное частное право. Современная практика: сб. статей / под ред. М.М. Богуславского, А.Г. Светланова. М., 2000.

  4. Ерпылева Н.Ю. Государства как субъекты международного частного права // Право и политика. 2009. № 3.

  5. Жуков В.А. Юрисдикционные иммунитеты государств — вызов време­ни // Юридический мир. 2001 .№10.

  6. Канашевский В.А. Сделки с участием государства в международном частном праве // Журнал международного частного права. 2006. № 1.

  7. Лукашук И.И. Международная унификация иммунитета государства: новые тенденции // Московский журнал международного права. 2002. №4.

  8. Ушаков Н.А. Юрисдикционные иммунитеты государств и их собствен­ности. М., 1993.

  9. Хлестова И.О. Юрисдикционный иммунитет государства. М., 2007.