Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Экзамен зачет учебный год 2023 / marysheva_n_i_mezhdunarodnoe_chastnoe_pravo.doc
Скачиваний:
8
Добавлен:
23.12.2022
Размер:
7.23 Mб
Скачать

Глава 19

Наследственное право

§ 1. Общие проблемы наследования в международном частном праве

1. В любом обществе отношения по наследованию представляют со­бой наиболее консервативную сферу гражданского оборота. Буду­чи тесно связанным со сложившимися в обществе нравственными представлениями, семейными устоями и национальными традиция­ми, наследственное право каждой страны отличается значительным своеобразием и с трудом поддается изменениям. Этим объясняется почти полное отсутствие успехов в международной универсальной унификации норм гражданского права о наследовании и ограниче­ние их унификации на региональном и двустороннем уровнях меж­государственных отношений, в основном коллизионными нормами.

2. Единственным примером универсальной унификации мате­риальных норм наследственного права является принятая в Вашинг­тоне 26 октября 1973 г. Конвенция, предусматривающая единообраз­ный закон о форме международного завещания1. Конвенция посвяще­на весьма узкому и в то же время исключительно важному вопросу наследственного права, она вступила в силу 9 февраля 1978 г. В ней

В настоящей главе данные о конвенциях и других международных договорах при­ведены по СПС «КонсультантПлюс», а об иностранных законах о международ­ном частном праве по кн.: Международное частное право: иностранное законода­тельство / предисл. А.Л. Маковского: сост. и науч. ред. А.Н. Жильцов, А.И. Му-ранов: Исследовательский центр частного права. М., 2001.

участвуют менее 20 государств, в том числе Бельгия, Италия, Кана­да, Кипр, Ливия, Португалия, Франция. Советский Союз подписал Вашингтонскую конвенцию 17 декабря 1974 г., но впоследствии ее не ратифицировал.

Более удачной оказалась судьба Конвенции о коллизиях законов, касающихся формы завещательных распоряжений, которая была одо­брена на девятой сессии Гаагской конференции по международно­му частному праву и принята 5 октября 1961 г. В ней участвуют око­ло 40 государств, в том числе Австралия, Австрия, Англия, Бельгия, Греция, Дания, Испания, Ирландия, Израиль, Нидерланды, Норве­гия, Польша, Турция, Швеция, Швейцария, Германия, Финляндия, Франция, Япония. Россия в этой Конвенции не участвует.

Еще одна универсальная конвенция по вопросам наследственно­го права — Конвенция относительно международного управления иму­ществом умерших лиц, одобренная на 12-й сессии Гаагской конфе­ренции по международному частному праву и подписанная 2 октября 1973 г., с трудом вступила в силу 1 июля 1993 г., набрав минимально необходимое число ратификаций. Ее участниками являются Чехия, Португалия и Словакия.

Так и не вступила в силу принятая на 16-й сессии Гаагской кон­ференции по международному частному праву 1 августа 1989 г. под­робная Конвенция о праве, применимом к наследованию имущества умерших. Для вступления в силу этой Конвенции необходимо уча­стие в ней трех государств — участников Гаагской конференции, из которых Конвенцию пока ратифицировали лишь Нидерланды1.

3. Значительно более успешной, чем универсальная, является региональная и двусторонняя унификация наследственного права. Однако и она, как уже сказано, ограничивается в основном унифи­кацией коллизионных норм о наследовании, а также установлени­ем некоторых единообразных административных правил охраны на­следственного имущества.

Среди региональных унификационных договоров, содержащих в числе других положений и коллизионные нормы наследственного права, наиболее известен Кодекс Бустаманте (Гаванская конвенция) 1928 г. В нем 20 статей (ст. 144—163) посвящены вопросам наследо­вания.

Конвенцию 1989 г. подписали Аргентина, Люксембург, Швейцария.

655

Но наибольшее число унифицированных норм международного частного права, касающихся наследования, сосредоточено в двусто­ронних международных договорах — договорах о правовой помощи, консульских конвенциях и др.

4. Примерно в половине двусторонних договоров Российской Феде­рации о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам есть нормы, непосредственно направленные на регламентацию на­следственных отношений, осложненных иностранным элементом.

В нескольких договорах — с Грецией, Кипром, Финляндией — нормы о наследовании немногочисленны и касаются лишь предо­ставления национального режима в этой области и определения пра­ва, применимого к форме завещаний. Краткие, хотя и иные положе­ния о наследовании, содержит также договор с Ираком.

Напротив, договоры с государствами бывшего «социалистиче­ского лагеря» либо социалистической ориентации (Албанией, Бол­гарией, КНДР, Кубой, Польшей, Румынией, Чехословакией1, Югос­лавией2), а также с государствами, образовавшимися на месте рсспу-бликбывшего СССР (Азербайджаном, Грузией, Киргизией, Латвией, Литвой, Молдавией, Эстонией), содержат целые комплексы норм о наследовании. В их числе унифицированные коллизионные нормы (о праве, применимом к наследованию движимого и к наследованию недвижимого имущества, к форме завещания и др.), материальные нормы наследственного права (об исчислении срока на принятие на­следства, о выморочном имуществе и др.), нормы о юрисдикции по наследственным делам, о мерах по охране наследственного имуще­ства и интересов наследников. Подробные нормы о наследовании (в том числе коллизионные) содержатся также в договоре о правовой помощи с Ираном.

Со странами СНГ Россию, помимо упомянутых двусторон­них договоров о правовой помощи, связывает Минская конвенция 1993 г., в которой ч. V разд. II (ст. 44—50) посвящена наследованию. Нормы этого раздела по кругу решаемых вопросов сходны с назван­ными правилами большинства двусторонних договоров о правовой помощи, но по содержанию не во всем совпадают с некоторыми из

Действует в отношениях России с Чехией и Словакией.

В отношениях России со Словенией действует на основании Протокола от 21 октября 2004 г., с Македонией на основании Протокола от 21 декабря 2005 г.

этих договоров. Минская конвенция 1993 г. не затрагивает положе­ний других международных договоров, участниками которых явля­ются стороны этой Конвенции (ст. 82). Поэтому в случае расхожде­ния правил Минской конвенции 1993 г. с нормами двустороннего договора между ее участниками приоритет имеют нормы этого до­говора.

Кишиневская конвенция 2002 г., заключенная с целью заменить Минскую конвенцию 1993 г., воспроизводит в ч. V разд. II (ст. 47— 53) почти дословно те нормы о наследовании, которые содержатся в Минской конвенции 1993 г. В Кишиневской конвенции участвуют Азербайджан, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Таджи­кистан. Россия подписала эту Конвенцию, но из-за ее недостатков принципиального характера не ратифицировала1.

5. Незначительный объем универсальной международной уни- фикации норм о наследовании предопределяет большую роль на- ционального, прежде всего национального коллизионного права в регулировании наследственных отношений.

Коллизионные нормы российского права о наследовании содер­жатся в ст. 1224 ГК РФ и во многом совпадают с нормами прежне­го законодательства (см. ст. 127 Основ ГЗ 1961 г., ст. 567 ГК РСФСР 1964 г. и ст. 169 Основ ГЗ 1991 г.). В то же время все они претерпели изменения по сравнению с прежними нормами, и некоторые из этих изменений существенны (подробнее см. ниже).

6. В области наследования предоставление иностранцам нацио- нального режима и его обеспечение на деле имеет особое значение. Это связано с существующими в праве ряда стран «изъятиями, на- правленными на то, чтобы расширить круг случаев применения собственного права, либо установить в вопросах наследования спе- циальные привилегии для собственных граждан, либо умалить пра- ва наследования иностранцев...»2. В наибольшей мере такие изъятия ущемляют права наследников-иностранцев, живуших за границей, и чаще всего — в отношении наследования ими земли и других природ- ных ресурсов. В принципе, возможность подобных ограничений на-

См. подробнее: Маковский АЛ. О кодификации гражданского права / Исследова­тельский центр частного права при Президенте РФ. М., 2010. С. 726-728.

Лунц Л.А. Международное частное право. Особенная часть. 2-е изд. М., 1975. С 414.

657