Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Экзамен зачет учебный год 2023 / marysheva_n_i_mezhdunarodnoe_chastnoe_pravo.doc
Скачиваний:
5
Добавлен:
23.12.2022
Размер:
7.23 Mб
Скачать

§ 2. Законодательство зарубежных стран об иммунитете иностранного государства

§ 2. Законодательство и судебная практика зарубежных стран об иммунитете иностранного государства

В 70-х гг. XX в. в ряде зарубежных стран (Австралии, Великобрита­нии, Канаде, Пакистане, Сингапуре, США, ЮАР) были приняты за­конодательные акты, основанные на теории ограниченного (функци­онального) иммунитета государства. В некоторых странах (Австрии, Бельгии, Греции, Дании, Норвегии, Финляндии, ФРГ, Франции, Швейцарии), где специальное законодательство об иммунитете ино­странного государства отсутствует, теории функционального имму­нитета государства придерживается судебная практика.

Все законодательные акты, посвященные иммунитету иностран­ного государства, содержат норму о предоставлении иностранному государству иммунитета. Более того, законы Великобритании, Кана­ды, Пакистана, Сингапура закрепляют обязанность суда предоста­вить иностранному государству иммунитет, даже если оно не уча­ствует в разбирательстве.

Иностранное государство не пользуется иммунитетом, если оно подчинилось юрисдикции судов другого государства. Такое подчи­нение возможно в виде отказа от иммунитета. Отказ может быть вы­ражен в форме соглашения. Заключение иностранным государством соглашения, в котором определяется подлежащее применению ино­странное право, не означает его отказа от иммунитета. Иными сло­вами, выбор права не означает отказ от иммунитета. Именно так это изложено в законах Великобритании, Пакистана, Австралии.

В законах США и Канады подобных положений нет. Закон США (п. а § 1605) устанавливает, что иностранное государство может отка­заться от иммунитета прямо или косвенно. Четкие положения, опре­деляющие случаи косвенного отказа от иммунитета, содержат зако­ны Великобритании, Канады, Пакистана, Сингапура, Канады, Ав­стралии. Предполагается, что иностранное государство подчинилось юрисдикции, если оно:

  • возбудило разбирательство;

  • вступило в дело или предприняло меры в отношении разби­рательства.

При этом если иностранное государство вступило в дело или предприняло меры в отношении дела только для того, чтобы по­требовать предоставления иммунитета, не считается, что оно под­чинилось юрисдикции суда. Иной позиции придерживается закон

211

США, в соответствии с которым факт появления иностранного го­сударства перед судом означает, что оно признало юрисдикцию су­дов США по конкретному делу. Поэтому иностранному государству, к которому был предъявлен иск в судах США, следует обращаться к процедуре так называемого специального обращения в суд (special appearance), которая означает согласие на подчинение юрисдикции суда для единственной цели — защиты юрисдикционного иммуни­тета. К этой процедуре обращался Советский Союз в деле о «цар­ских займах» (1987), которое было возбуждено по иску фирмы «Карл Маркс энд К0» и еще двумя физическими лицами к СССР1.

Согласно законам Сингапура, Великобритании, США, Паки­стана заключение иностранным государством соглашения о подчи­нении спора международному коммерческому арбитражу означает, что оно не пользуется иммунитетом в разбирательствах относитель­но осуществления государством надзорных функций, например от­носительно отмены арбитражных решений.

Признание за отдельным субъектом статуса «иностранного государ­ства» является необходимой предпосылкой для признания его им­мунитета. Законы по-разному подходят к решению вопроса о том, что представляет собой иностранное государство. Как правило, за­крепленное в национальных законах понятие «иностранное госу­дарство» охватывает главу государства, правительство, агентство, уч­реждение иностранного государства. Закон США уточняет, что под агентством понимается государственное образование, которое явля­ется самостоятельным юридическим лицом, корпорацией, органом государства или его политическим подразделением, большинство акций которого или иным образом заявленной собственности при­надлежит иностранному государству.

/г+д В деле по иску Есенина-Вольпина к ТАСС и Агентству печати «Но-Ч_1_Н вости» (АПН) (1978) американский суд пришел к выводу, что АПН представляет собой «иностранное государство» по смыслу закона 1976 г., так как большинство собственности АПН принадлежало Советскому государству2.

См.: Белов А. И. Международное предпринимательское право: практическое посо­бие. М., 2001. С. 318, 319.

Materials on jurisdictional immunities of states and their property. New York, 1982. P. 470.

MaTcpian. захищений авторським правом