Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Экзамен зачет учебный год 2023 / marysheva_n_i_mezhdunarodnoe_chastnoe_pravo.doc
Скачиваний:
7
Добавлен:
23.12.2022
Размер:
7.23 Mб
Скачать

§ 3. Правоспособность и дееспособность

1. Способность физического лица быть субъектом гражданского пра­ва, участвовать в гражданском обороте принято определять в соот­ветствии с личным законом физического лица (законом страны его гражданства или места жительства). Вместе с тем в условиях между­народного общения, международного гражданского обмена, есте­ственной предпосылкой которых является недискриминация, равен­ство участников, приоритетное значение приобретает уравнивание иностранных граждан и лиц без гражданства в вопросах их гражданской правоспособности с местными гражданами в согласии с принципами международного права.

В России правоспособность иностранных граждан и лиц без гражданства, объем и содержание их гражданских прав и обязанно­стей традиционно регламентируются на основе начала националь­ного режима. Из национального режима исходит и второе предло­жение ст. 1196 ГК РФ, согласно которому иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации граждан­ской правоспособностью наравне с российскими гражданами, кроме случаев, установленных законом (до введения в действие части тре­тьей ГК РФ данной теме было посвящено правило п. 1 ст. 160 Основ ГЗ 1991 г.).

Признание за иностранцем гражданской правоспособности, опо­средуемое указанными материально-правовыми нормами, «является необходимой предпосылкой коллизионного вопроса: коллизионная проблема применительно к отношению с участием иностранца воз­никает потому, что данные отношения рассматриваются как правоот­ношения, а иностранец — как правоспособное лицо»1.

В коллизионном праве вопросы правоспособности и дееспособно­сти физического лица решаются на основе его личного закона, как это предусмотрено в ст. 1196 и 1197 ГК РФ. Личному закону физиче­ского лица ГК РФ подчиняет, кроме того, определение права лица на имя, его использование и защиту (ст. 1198), а также регулирование некоторых вопросов опеки и попечительства (ст. 1199).

Опека или попечительство над несовершеннолетними, недее­способными или ограниченными в дееспособности совершеннолет-

ЛунцЛ.Л. Курс международного частного права. С. 30.

133

ними лицами устанавливается и отменяется по личному закону лица, в отношении которого устанавливается либо отменяется опека или попечительство. К обязанности опекуна (попечителя) принять опеку (попечительство) подлежит применению личный закон лица, назна­чаемого опекуном (попечителем). Вместе с тем Модель ГК для стран СНГ, а также гражданские кодексы Киргизии и Узбекистана обязы­вают следовать при установлении и отмене опеки (попечительства) не личному закону подопечного, как это предусмотрено в граждан­ских кодексах России, Армении, Белоруссии, Казахстана, а зако­ну суда. Согласно Гражданскому кодексу Молдавии применимым в этих случаях называется национальный закон подопечного.

Содержание понятия «личный закон физического лица», впервые введенного ГК РФ в отечественное законодательство, раскрывается правилами ст. 1195 на основе смешанной системы коллизионных при­вязок к закону гражданства и закону места жительства лица. Основ­ным в этой системе является правило, считающее личным законом физического лица право страны, гражданство которой лицо имеет.

Это означает, что личным законом российского гражданина всегда является — независимо от того, проживает ли он в России или за рубежом, — российское право. Но личным законом иностранного гражданина, имеющего место жительства в Российской Федерации, признается российское право.

В соответствии с Конституцией РФ (ч. 1 ст. 62) и Федеральным законом «О гражданстве Российской Федерации» (ст. 6) российский гражданин, как уже отмечалось, может иметь двойное гражданство. В случае когда лицо наряду с российским гражданством имеет и ино­странное гражданство, его личным законом является российское право. Это соответствует конституционным нормам о статусе российского гражданина с двойным гражданством, а также положению упомяну­того Закона о том, что такое лицо рассматривается в России толь­ко как гражданин Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международным договором РФ или федеральным законом.

При наличии у лица нескольких иностранных гражданств (но при отсутствии в этом случае российского гражданства) его личным зако­ном считается право страны, в которой это лицо имеет место жи­тельства. Модель ГК для стран СНГ отдает предпочтение в такой ситуации праву страны, с которой лицо наиболее тесно связано.

Специальные правила определяют личный закон лица без граж­данства и беженца: личным законом первого считается право стра­ны, в которой это лицо имеет место жительства, а второго — право страны, предоставившей ему убежище.

Обращение к понятию «место жительства» обусловливает необ­ходимость его квалификации. Осуществляемая по российскому пра­ву, как того требует п. 1 ст. 1187 ГК РФ, она опирается прежде всего на правила ст. 20 ГК РФ, определяющей место жительства как место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Феде­ральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Рос­сийской Федерации» различает временно пребывающих, временно проживающих и постоянно проживающих в России иностранных граждан, причем к последним отнесены лица, получившие вид на жительство.

2. В ряде обозначаемых ГК РФ случаев личный закон физического лица уступает место иным коллизионным критериям.

Так, физическое лицо, не обладающее гражданской дееспособ­ностью по своему личному закону, не вправе ссылаться на отсутствие у него дееспособности, если оно является дееспособным по праву ме­ста совершения сделки, за исключением случаев, когда будет доказа­но, что другая сторона знала или заведомо должна была знать об от­сутствии дееспособности (п. 2 ст. 1197 ГК РФ).

Признание в России физического лица недееспособным или ограниченно дееспособным (п. 3 ст. 1197 ГК РФ), безвестно отсут­ствующим и объявление умершим (ст. 1200 ГК РФ) подчиняются российскому праву. Минская конвенция 1993 г. допускает признание безвестно отсутствующим гражданина одной из стран-участниц су­дом другой страны-участницы (хотя, как правило, такие дела долж­ны рассматриваться судом страны гражданства такого лица). При этом применяется законодательство страны суда. Аналогично реша­ется вопрос в двусторонних договорах о правовой помощи.

К сфере действия статута обязательства, возникающего вслед­ствие причинения вреда, отнесена способность лица нести ответ­ственность за причиненный вред (ст. 1220 ГК РФ), а вопросы «заве­щательной дееспособности» составляют область статута наследова­ния (п. 2 ст. 1224 ГК РФ).

3. Следует особо остановиться на вопросе о праве, подлежащем применению при определении возможности физического лица занимать- ся предпринимательской деятельностью.

135

Право физического лица заниматься предпринимательской дея­тельностью без образования юридического лица в качестве индиви­дуального предпринимателя регулируется законом страны, где такое физическое лицо зарегистрировано в качестве индивидуального пред­принимателя.

Если это правило не может быть применено ввиду отсутствия обязательной регистрации, применяется право страны основного ме­ста осуществления предпринимательской деятельности (см. ст. 1201 ГК РФ)1. Как и Модель ГК для стран СНГ, гражданские кодексы Бе­лоруссии, Казахстана, Киргизии, Узбекистана подчиняют способ­ность физического лица быть индивидуальным предпринимателем и иметь связанные с этим права и обязанности праву страны, где физи­ческое лицо зарегистрировано в качестве индивидуального предпри­нимателя. При отсутствии страны регистрации применяется право страны основного места осуществления индивидуальной предприни­мательской деятельности. Последнее правило не приводится в Граж­данском кодексе Армении. В Гражданском кодексе Молдавии статус коммерсанта, позволяющий иностранному гражданину или лицу без гражданства осуществлять коммерческую деятельность без образо­вания юридического лица, определяется по закону государства, где иностранный гражданин или лицо без гражданства получили разре­шение на осуществление коммерческой деятельности.

Для целей Киевского соглашения 1992 г. под хозяйствующими субъектами понимаются не только предприятия, их объединения, организации, но и граждане, обладающие статусом предпринима­теля в соответствии с законодательством, действующим на террито­рии государств — участников СНГ, и их объединения. Гражданская правоспособность и дееспособность предпринимателей определяют­ся в этом Соглашении по законодательству государства — участника

В России отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией фи­зических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с велением единого госу­дарственного реестра индивидуальных предпринимателей, регулируются Феде­ральным законом от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» // СЗ РФ. 2001. № 33 (ч. 1).Ст. 3431.