Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Введение в профессию Учебный год 2022-23 / Российские правоведы XVIII - XX веков, Томсинов В.А., Том 2.rtf
Скачиваний:
19
Добавлен:
13.12.2022
Размер:
10.3 Mб
Скачать

Сергей Семенович Абрамович-Барановский (1866-после 1934)

Сергей Семенович Абрамович-Барановский родился в 1866 году. Первоначальное образование он получил в 4-м Московском кадетском корпусе, затем учился в Павловском военном училище, из которого был выпущен в 1885 году офицером в Кронштадтскую крепостную артиллерию.

Юридическое образование С.С. Абрамович-Барановский получил в Александровской военно-юридической академии, которую окончил в 1893 году. В 1897 году он защитил магистерскую диссертацию: "Значение военного начальства в военном уголовном процессе". В 1899 году его назначили на должность экстраординарного профессора Александровской военно-юридической академии. В 1902 году он стал ординарным профессором в этом же учебном заведении. О содержании лекций по курсу военного судопроизводства, которые он читал в это время в академии, дает представление небольшой по объему (93 стр.) их конспект, напечатанный литографическим способом в 1900 году*(757).

Преподавательскую деятельность в Александровской военно-юридической академии Сергей Семенович совмещал с чтением лекций по законоведению в Санкт-Петербургском юнкерском училище.

В 1909 году С.С. Абрамовичу-Барановскому было присвоено воинское звание генерал-майора. В марте 1916 года он председательствовал на заседании Московского военно-окружного суда, рассматривавшего дело о составлении и распространении воззваний против войны "Опомнитесь, люди-братья!"*(758) и "Милые братья и сестры!"*(759) последователями графа Л.Н. Толстого С.Ф. Булгаковым, В.И. Беспаловым, Д.П. Маковицким, С.П. Поповым и др. (По условиям военного времени групповые антивоенные протесты среди гражданского населения подлежали юрисдикции военно-окружных судебных органов.) Судебным приговором лица, подписавшие воззвание "Опомнитесь, люди-братья!" были оправданы, так как не успели распространить его текст в России. Авторы же воззвания "Милые братья и сестры!" были приговорены к двум месяцам тюремного заключения. Позднее один из осужденных по этому делу - В.Ф. Булгаков - написал мемуары, в которых высоко оценил личные и профессиональные качества председательствовавшего на суде С.С. Абрамовича-Барановского. Он отметил, в частности, что Сергей Семенович сочетал в себе искреннюю православную религиозность с чертами образованного и либерального интеллигента*(760). В 1919-1934 годах С.С. Абрамович-Барановский вел переписку с В.Г. Чертковым (1854-1936), близким другом Л.Н. Толстого, хранителем его литературного наследия, выступавшим в роли издателя и редактора его произведений. Из содержания писем Абрамовича-Барановского можно сделать вывод, что Сергей Семенович принял Советскую власть и некоторое время служил в военно-научных учреждениях Петроградского военного округа*(761).

В 20-е годы С.С. Абрамович-Барановский работал в библиотеке Академии наук. В условиях, когда государственная власть усиливала гонения на православную церковь, он сохранял свою приверженность к православной вере, не скрывал своих добрых отношений с гонимыми церковными деятелями.

Узнав, что в Москве организовано отцом Романом*(762) по благословению Патриарха Тихона "Братство ревнителей православия в честь святителя Алексия, митрополита Московского", Сергей Семенович в 1920 году отправился в столицу, чтобы ознакомиться с деятельностью этой христианской общины и установить с ней связь. Позднее он часто приводил названное "Братство" в качестве примера для подражания всем желающим устроить свою духовную жизнь надлежащим образом. А с отцом Романом Абрамович-Барановский вел с тех пор постоянную переписку, обмениваясь с ним мнениями по религиозным проблемам.

29 июля 1927 года митрополит Нижегородский, временный заместитель Патриаршего Местоблюстителя Сергий и члены Временного Патриаршего Священного синода обнародовали в газете "Известия" "Декларацию православным архипастырям, пастырям и пасомым Московского Патриархата", в которой заявляли: "Нам нужно не на словах, а на деле показать, что верными гражданами Советского Союза, лояльными к Советской власти, могут быть не только равнодушные к православию люди, не только изменники ему, но и самые ревностные приверженцы его, для которых оно дорого, как истина и жизнь, со всеми его догматами и преданиями, со всем его каноническим и богослужебным укладом. Мы хотим быть православными и в то же время сознавать Советский Союз нашей гражданской родиной, радости и успехи которой - наши радости и успехи, а неудачи - наши неудачи". Декларация вызвала волну протестов со стороны православного духовенства и мирян. В адрес митрополита Сергия было направлено множество посланий с призывом отказаться от выбранного им "губительного пути" в церковной политике.

24 ноября 1927 года представители ленинградских священников и мирян, не согласившихся с декларацией о признании Русской Православной Церковью Советской власти, собрались на квартире протоиерея Федора Андреева и приняли решение обратиться к митрополиту Сергию со следующими требованиями: 1) отказаться от курса "на порабощение Церкви государством", 2) "отказаться от перемещений и назначений епископов помимо согласия на то паствы и самих перемещаемых и назначаемых епископов", 3) "поставить Временный Патриарший Синод на то место, которое было определено ему при самом его учреждении в смысле совещательного органа", 4) обеспечить при организации епархиальных управлений охрану устоев Православной Церкви, соблюдение канонов и постановлений Поместного Собора 1917-1918 гг., 5) "отменить распоряжение об устранении из богослужений молений о ссыльных епископах и о возношении молений за гражданскую власть" и т.д.*(763)

В совещании, на котором были выработаны эти требования, принимал участие и С.С. Абрамович-Барановский.

12 декабря 1927 года в Москву к митрополиту Сергию прибыла делегация духовенства и мирян г. Ленинграда. В числе протестов, которые данная делегация передала ему, был и протест, составленный от имени группы ленинградских ученых - членов Академии наук и преподавателей высших учебных заведений - профессором С.С. Абрамовичем-Барановским*(764).

Реакция официальных властей на эти протесты была скорой и решительной: уже 15 декабря 1927 года начальник 6-го отделения Секретного отдела Объединенного государственного политического управления СССР*(765) Е.А. Тучков предложил наиболее активных протестантов против декларации митрополита Сергия арестовать под каким-либо предлогом*(766). Аресты начались в первые же месяцы 1928 года*(767). Так возникло одно из крупнейших в Советской России следственных дел, направленных против православных верующих, - "дело "Всесоюзной контрреволюционной монархической организации церковников "Истинно-православная церковь"*(768). Следователи выделили в этой организации два центра: "церковно-политический", руководство которым было приписано профессору Московской консерватории философу А.Ф. Лосеву и профессору-богослову М.А. Новоселову, и "церковно-административный", который возглавлялся, по версии следователей, митрополитом Иосифом (в миру Иосиф Семенович Петровых).

18 апреля 1928 года был арестован и С.С. Абрамович-Барановский*(769). 10 мая 1931 года его осудили по статье 58 УК РСФСР и приговорили к десяти годам лишения свободы с отбыванием наказания в трудовой колонии. Последние письма С.С. Абрамовича-Барановского родным датируются 1934 годом. Скорее всего причиной, по которой Сергей Семенович прекратил писать письма, была его кончина.

***

Научное наследие С.С. Абрамовича-Барановского невелико по объему: одна книга (текст магистерской диссертации) да несколько статей, опубликованных в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона*(770), в "Юридической газете"*(771) и в других периодических изданиях.

Как ученый-правовед С.С. Абрамович-Барановский получил известность прежде всего своими научными работами в области военно-уголовного судопроизводства. Исследуя нормы данной разновидности уголовного процесса, он старался рассматривать их в связи с правилами общего уголовного процесса. Так, он писал об основной задаче своей магистерской диссертации "Значение военного начальства в военно-уголовном судопроизводстве", опубликованной в 1896 году в виде книги*(772): "С одной стороны, современные законодательства сосредоточили в руках военных начальников не только административную и полицейскую власти в войсках... но и обвинительную власть по обнаружению и преследованию" преступлений военнослужащих. "С другой стороны, правила современных военных процессов прямо заимствованы из общих уголовно-судебных кодексов и являются как бы дополнением к последним. Поэтому мне казалось весьма полезным проследить параллельно по общему и по военному праву те отношения, которые возникают между судебной, административной и обвинительной властями в области уголовного процесса, и указать, где военный процесс буквально следует общему процессу, а где он делает отступления от него и почему это делает". Главный вывод ученого из этого исследования состоял в признании допустимости отступлений военно-уголовного судопроизводства от правил общего судопроизводства только в той мере, в какой они действительно оправдываются особенностями военного строя и военной службы.

С.С. Абрамович-Барановский широко применял в своих научных исследованиях сравнительно-правовой метод. Автор рецензии на его книгу "Значение военного начальства в военно-уголовном судопроизводстве", опубликованной в "Журнале Министерства юстиции" под инициалами С.Г., писал, что эта работа "незаметно для автора, вышла из рамок намеченной задачи и вылилась в целый сравнительный курс военно-уголовного процесса"*(773). Сравнивая правила военно-уголовного судопроизводства России с нормами военно-уголовного процесса различных европейских стран - Франции, Пруссии и др., - Абрамович-Барановский отмечал, что русский военно-уголовный процесс "по многим основаниям является самым лучшим из существующих военных процессов и наиболее удовлетворяющим как теоретическим, научным требованиям, так практическим интересам военной службы"*(774).

С.С. Абрамович-Барановский выступал за наделение судей правом несменяемости. По его словам, "право это приобретает важное значение при принятии начала внутреннего судейского убеждения при решении дел. Так как получаемое судьей содержание является средством его существования, его заработком, то необходимо не заставлять судью при разрешении судебных дел подавлять свободное проявление его совести заботами о своей будущности". Сергей Семенович считал применение начала несменяемости судей желательным и в военных судах, поскольку и здесь "вопросы разрешаются по внутреннему убеждению", а кроме того, разбираются также и общие преступления.