Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

2257

.pdf
Скачиваний:
3
Добавлен:
15.11.2022
Размер:
1.32 Mб
Скачать

фессий на цифровом рынке труда для работников среднего класса; возникновение все более новых профессий и расширение и без того большого перечня навыков для рабочих среднестатистического уровня.

Также выделим вызовы цифровизации для системы образования: существующее время, потраченное на образование, оказывается слишком длительными; затруднительное составление перспективных требований к обучающимся, в связи со сложностью технологического развития; привязанность к классическим представлениям о профессии и труде в целом в современной системе образования (высшего, среднего и специального); значительное снижение востребованности специальностей в профессиональном образовании; необходимость в организации профессиональной переподготовки и повышения квалификации.

В заключении отметим, что структурно-цифровая трансформация оказывает как положительное, так и отрицательное влияние на функционирование региональной экономики. Цифровизация имеет комплексный характер и все изменения, происходящие на региональном рынке труда в настоящее время, могут полностью сменить структуру этого рынка в каждом регионе. Масштаб изменений и степень его трансформации в настоящее время оценить пока все еще сложно, но абсолютно очевидно, что перемены будут весьма значительными и сложно предсказуемыми. Например, уже сегодня происходит существенное сокращение рабочих мест в некоторых сегментах рынка труда, а также существенно изменяются компетенции и профессиональные навыки работающих граждан.

Литература 1. Голикова Г.В. Методология исследования стратегии

управления организацией на основе воспроизводства инвестиционного капитала и роста индивидуального благосостояния / Г.В. Голикова, Н.В. Голикова, // Вестник Воронежского государственного технического университета. – 2009. – Т. 5. - № 12. – С. 257-259.

2.Нестеров А.А. Проблемы человеческого капитала в современной экономике: монография / А.А. Нестеров, С.В. Форрестер. - Самара: Самарский государственный технический университет, 2010. – с. 169 – 179.

3.Пеньшин Б.И. Цифровая экономика: особенности и

101

тенденции развития / Б.И. Пеньшин // Наука и инновации. – 2016. - №3 (157). - С. 17.

4.Программа «Цифровая экономика Российской Федерации». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://static.government.ru/media/files/ 9gFM4FHj4PsB79I5v7yLVuPgu4bvR7M0.pdf [Дата обращения 15.01.2019 г.]

5.Развитие цифровой экономики в России. РФ.

[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://spkurdyumov.ru/uploads/2017/05/ strategy.pdf [Дата обращения 24.01.2019 г.]

6.Формирование цифровой экономики - это вопрос национальной безопасности РФ. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://tass.ru/ekonomika/4389411 [Дата обращения 29.12.2018 г.]

7.Larionov V.G. Theoretical and Methodological Aspects of Human Capital Management / V.G. Larionov, G.V. Golikova, S.I. Verbitskaya, T.E. Fasenko, D.V. Kokhanenko // The Impact of Information on Modern Humans / ed. by Prof. E.G. Popkova.). – [Springer International Publishing AG], 2018. – P. 359-365

8.Sviridov A.S. Human Development as an Important Component of the Russian Population’s Living Standards: a Comparison with the Global Values / A.S. Sviridov, G.V. Golikova, N.А. Safonova, T.А. Nekrasova, I.А. Purgaeva // Espacios - 2018. - the Vol. 39 - № 12,

Р.9

УДК 37.014

В. В. Тоцкий, Л. А. Белоглазова

ТРАНСФОРМАЦИЯ ПРОЕКТА ИДЕНТИЧНОСТИ В ЦИФРОВОМ ОБЩЕСТВЕ

Воронежский государственный технический университет

Современное социальное пространство характеризуется коренной трансформацией существовавших ранее основ общественного порядка. При этом фундаментальным свойством современного мира является увеличение неопределенности и нестабильности общественного развития. В статье рассматривается кризис традиционных моделей самоопределения личности, который усиливается ценностным релятивизмом цифрового

102

общества.

Ключевые слова: идентичность, субъективность, самоидентификация, цифровое общество, социальная реальность, теория постмодерна

Социальное пространство, в котором оказывается современный человек, представляет собой совершенно новую реальность существования, отличную от социальной реальности предшествующих эпох. Высокие темпы происходящих изменений при одновременном отсутствии абсолютной системы координат, которая устанавливала бы какие-либо образцы этих изменений, лишают общество гарантий смысловой устойчивости. Корни этого явления ряд исследователей связывают с ростом удельного веса наукоёмких технологий в современном мире в целом и в экономике в частности. [4, с.12]. Теория и практика цифровой экономики такова, что связи и информационные потоки, составляющие её содержание, носят обезличенный характер и даже стремятся оказаться этически нейтральными, обходя духовно-нравственные принципы. [4, c.14].

Безусловно, социальные потрясения охватывали общество не только в XX–XXI веках. Пользуясь терминологией А. Тойнби, можно сказать, что вызовы обществу поступали на всём протяжении его развития, и были разной степени тяжести и опасности. Однако эти потрясения и перевороты не только не нарушали течение жизни общества, но и определенным образом обновляли его, давая некоторую энергию для развития. В этом отношении, традиционный социальный мир обладал в своем существовании определенным смысловым порядком, гарантировавшим ему устойчивость. Можно сказать, что этот порядок представлял собой «модель идеального мира», в то время как эмпирическая жизнь общества с его изменениями оценивалась с точки зрения этого идеала.

Характер сегодняшних изменений связан со становлением цифрового общества и производства как новой социокультурной реальности. Сущность социальных трансформаций заключается в размывании границ порядка, позволяющих вписать поток изменений в традиционные представления об обществе. Теперь уже нет такой статической точки, такой неизменности, относительно которой можно измерить перемены. Более того, замечается наблюдаемое ускорение темпа изменений ввиду непрерывного появления новых реалий и новых знаний о мире. Это влечет за собой непостоянство и временность в переживании реальности.

103

По мысли Э. Гидденса нарастание неопределённости, хаотизация, многовариантность уже сложились как качественно новые принципы организации общественной жизни [2, с.18]. Социальная эволюция человека и общества вынуждена формировать новые механизмы адаптации к реальности, имеющей случайный характер.

Как результат, старые способы мышления, старые формулы описания социальной реальности, ориентированные на заданный идеал и направленные на поддержание статичного состояния действительности, оказываются неспособными ухватить ее динамику.

Невозможность описывать и «встраивать» эти изменения в имеющиеся социальные теории ставит перед исследователями современности сложную задачу создания новой теории, способной адекватно отображать изменившуюся и изменяющуюся реальность.

Традиционный для социологической науки взгляд на общество рассматривал его как социальный макросубъект, систему состоящую из элементов, за каждый из которых закреплены определённые функции, отражающие его качественную специфику и позволяющие отделить от другого. Сложный и многоуровневый обмен с окружающей средой (природой) подобен взаимодействию живых организмов

Это представление, по определялось общей установкой философского сознания в классической парадигме мышления, господствовавшей в научном познании до начала XX века. Её содержательной основой было восприятие мира, развёртываемого как единая субстанция, имеющая собственную логику развития. Исторический процесс как безальтернативный и неизменный, детерминирован самостановящимся началом, восходящим к самопознанию.

В рамках данной парадигмы философия занимала позицию законодателя, задающего правила работы человеческого разума. Выполняя эту задачу, метафизика формировала разум как упорядоченную систему, культивируя гармоническое совершенство мысли.

Исходя из этого, главной философской задачей было установление порядка в хаотичном по своей сути мире, причем порядка, искусственного по своему содержанию, требовавшего единообразного утверждения разума. Осуществление этой задачи выражалось в осуждении и отрицании всякого конкретного опыта – спонтанных и индивидуальных проявлений человеческой субъективности.

Однако в XX веке на смену этой парадигме приходит новая,

104

утверждающая приоритет индивидуального личностного опыта над безличным опытом всеобщего субъекта, спонтанности жизненной субъективности над однозначной логикой рациональной субстанции. В новой парадигме суверенный человеческий разум рассматривается как погруженный в мир, действующий внутри него и постигающий объекты в зависимости от того, каким образом исторически определенные состояния человеческого жизненного мира обеспечивают включение его объектов в деятельность людей.

На смену законодательного разума, приходит разум интерпретирующий. И, если первый, предопределяя сущность, диктует логику существования, то интерпретирующий разум участвует в диалоге с теми, чью жизнь он призван понять[1].

Другими словами, новая парадигма рождает идею непредзаданности исторического развития общества в целом и существования человека в частности. В этом отношении акцент делается на оправдании уникальности, неповторимости и необратимости исторического опыта. Осознается хрупкость и временность событий индивидуальной жизнь, в которых, однако, сбывается история, а их неповторимость и уникальность делают таковыми весь исторический процесс.

Исходя из этого, общей позицией для многих современных исследователей социального пространства является положение о построении адекватной теории реальности только исходя из самой реальности, позволяя, тем самым, ей самой открываться в динамике своих изменений, – потому что социальная реальность это, прежде всего, не абстрактные системы, а говорящие и действующие люди.

Это обращает внимание исследователей на сферу эмпирической, повседневной жизни общества, которая сознается в качестве само собой разумеющейся и поддерживается действиями живущих в ней и создающих ее людей. Таким образом, точкой отсчета для размышления о мире, о себе в мире становится социокультурный контекст социального взаимодействия [3].

Другой момент, напрямую связанный с этим, заключается в том, что наблюдаемые в повседневности изменения не позволяют говорить о реальности в категориях «статики», поскольку темп перемен вскрывает временность и непостоянство любого «статического» определения. Внимание исследователей акцентируется на этой временности как существенной характеристике социальной реальности и включает ее в теорию в качестве фундаментальной

105

категории. При этом, можно говорить, что то, что рассматривается в качестве характеризующего изменения «материала», и то, каким образом понимается само время в контексте осмысления современного общества, определяет направление построения теории.

Говоря о специфике современных социологических теорий, нельзя не обозначить тот факт, что современное многовариантное общество, не имеющее однозначной интерпретации, ставит нас перед необходимостью существовать и возводить собственную определённость на фоне бесконечного спектра ещё не опредмеченных возможностей. Поэтому разные научные подходы столь разнообразны. Каждый из них, вводя ключевое понятие, стремится тематизировать одну из существенных сторон социальной реальности. Так, современное общество называют постиндустриальным (Д. Белл), обществом модерна (Э. Гидденс), цивилизацией третьей волны (Э. Тоффлер), обществом риска (У. Бек), обществом постмодерна (Ж. Бодрийяр), цифровым обществом (К. Шваб).

Однако множество определений современного общества связываются единством подхода к социальной реальности, согласно которому она (социальная реальность) не существует как внешняя по отношению к человеку и независимая от него. В контексте такого подхода все социальные процессы и феномены рассматриваются через призму индивидуальных ощущений, представлений и опыта конкретного индивида. При этом повседневность рассматривается как сфера, в которой происходит становление человека, как пространство для реализации собственного «я».

Вместе с тем, как уже отмечалось, повседневность оказывается подвержена достаточно высокому темпу изменений, порождая переживание временности ситуаций, в которые он вовлечен. Изменения приводят к разрыву смысловой непрерывности для человека его жизненного мира и ставят вопрос о возможности утверждения им собственной идентичности как способности сохранять свою целостность и непрерывность во времени в условиях цифровизации социальной реальности.

Литература

1.Бауман З. Идентичность в глобализирующемся мире

/З. Бауман // Бауман З. Индивидуализированное общество / З. Бауман. – М.: Логос, 2005. – С. 176–193

2.Гидденс Э. Ускользающий мир: как глобализация

106

меняет нашу жизнь / Э. Гидденс. – М.: Весь мир, 2004. – С.116.

3.Идентичность и организация в меняющемся мире: сб. науч. ст. / Гос. ун-т «Высш. шк. экономики»; отв. ред. Н.М. Лебедева. – М.: ГУ ВШЭ, 2009. – 327с.

4.Смышляев В.А. Экологическая безопасность: глобальные контуры и российский аспект (политический мониторинг). Монография. Воронеж, 2009. 537с.

5.Юдина Т.Н. Осмысление цифровой экономики / Т.Н. Юдина // Теоретическая экономика. - №3. – 2016. - [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.theoreticaleconomy.info

УДК 334.02

Ю. Н. Хвостенко, В. К. Голиков

АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ

Воронежский государственный университет, Российский государственный университет правосудия,

Центральный филиал

Статья посвящена мониторингу факторов внутренней и внешней среды. Показана значимость анализа внешней и внутренней среды предприятия для принятия управленческих решений. Систематизированы методы анализа внутренней и внешней среды предприятия. Предложена схема комплексного анализа внутренней и внешней среды предприятия для принятия своевременных и корректных управленческих решений на основе использования стратегических методов анализа. По итогам проведенного исследования сделан вывод о том, каждому предприятию необходимо регулярно проводить комплексный и системный анализ факторов внутренней и внешней предпринимательской среды, оказывающих как прямое, так и косвенное воздействие на предприятие. Не соблюдение системности в стратегическом анализе влечет за собой наступление последствий влияния негативных факторов предпринимательской среды.

Ключевые слова: предприятие, внешняя, внутренняя среда предприятия, управленческое решение, стратегический анализ, среда прямого воздействия, среда косвенного воздействия.

На сегодняшний день анализ факторов внешней и внутренней среды предприятия является ядром в управлении предприятием, обеспечивающие стабильное экономическое развитие предпри-

107

ятия, способствующие повышению конкурентоспособности, производимой им продукции и оказываемых услуг. Всякое предприятие неповторимо в своем роде, вследствие чего процесс выработки стратегии для каждой компании неповторим. Который зависит от множества факторов, таких как: положение предприятия на рынке, динамика его развития, его потенциала, поведения конкурентов, характеристики производимого товара и оказываемых услуг, состояния экономики, социокультурной среды и других факторов.

Рис. 1 наглядно демонстрирует сложность взаимосвязи факторов внутренней и внешней среды предприятия. Внутренняя среда представляет собой совокупность процессов, которые способствуют преобразованию имеющихся ресурсов компании в товары и услуги, которые в последующем будут представлены на рынок. Множество факторов внешней среды подразделяют на прямые и косвенные. [2, c. 60].

Рис. 1. Взаимосвязь внутренней и внешней среды предприятия

Современная научная литература предлагает для стратеги-

108

ческого анализа множество методов. Наиболее популярные из них: SWOT-анализ, PEST-анализ, анализ 5 сил М. Портера, матрица McKinsey, и другие [3, c. 45]. Однако недостатком большинства приведенных методов является изучение только определенной группы факторов. Так, например, конкурентный анализ М. Портера направлен только на изучение фактора прямого воздействия внешней среды, а именно конкурентов. Учет лишь этой группы факторов не дает полного представления о текущем состоянии рыночной среды. Для получения адекватного и достоверного результата необходимо проводить совокупный анализ всех факторов как внутренней, так и внешней среды предприятия.

Для принятия актуальных и рациональных управленческих решений необходимо использовать схему комплексного стратегического анализа, которая состоит из пяти этапов (рис. 2).

Рис. 2. Схема проведения стратегического анализа

На первом этапе стратегического анализа предприятия не-

109

обходимо провести анализ внутренней среды, позволяющий предопределить возможности и потенциал, на которые может полагаться предприятие в борьбе с конкурентами. Внутренняя среда определяется количеством и качеством ресурсов, которые находятся в распоряжении предприятия. При всем при том, при анализе внутренней среды предприятия следует сосредоточивать внимание на ключевых компетенциях, приводящих к формированию конкурентных преимуществ предприятия на рынке [1, c. 26]. Анализ внутренней среды уместно проводить при помощи SNW-анализа и «цепочки ценностей» М. Портера.

Вторым этапом стратегического анализа предприятия является отраслевой анализ, посредством которого можно получить данные о привлекательности отрасли. При осуществлении отраслевого анализа требуется определить стадию жизненного цикла отрасли при помощи кривой жизненного цикла. Прибыльность отрасли вычисляется на основании результатов метода выборочного исследования и экстраполяции, сложность вхождения на рынок определяется при помощи конкурентного анализа, специфика отрасли – метода экспертных оценок.

Третьим этапом стратегического анализа предприятия является анализ среды прямого воздействия, включающий в себя следующие составляющие: потребители, поставщики, конкуренты и контактные аудитории. Анализ конкурентов проводят при помощи модели 5 сил М. Портера, для анализа иных составляющих используются маркетинговые исследования.

Следующим этапом стратегического анализа предприятия является анализ факторов косвенного воздействия. Данные факторы, которые могут не оказывать немедленного прямого влияния на работоспособность предприятия, но в любом случае отражаются на его результатах. [3, c. 63]. Анализ факторов косвенного воздействия проводят при помощи PEST-анализа.

На заключительном этапе стратегического анализа предприятия следует провести ситуационный анализ, в основе которого лежит SWOT-анализ. В свою очередь, SWOT-анализ обеспечивает возможность оценить текущее состояние и возможные стратегические перспективы предприятия, исходя из полученных результатов исследования внутренних сильных и слабых сторон предприятия, в сопоставлении с внешними рыночными возможностями и угрозами. [4, c. 257] SWOT-анализ позволяет интегрировать факторы

110

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]