Добавил:
gen7976@yandex.ru Почётный профессор Санкт-Петербургского международного криминологического клуба, член Союза журналистов России Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Преступление. как жизненный факт

.pdf
Скачиваний:
10
Добавлен:
04.09.2022
Размер:
913.46 Кб
Скачать

Федеральное агентство по образованию Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского

Г.Н. Горшенков

ПРЕСТУПЛЕНИЕ КАК ЖИЗНЕННЫЙ ФАКТ И ПРАВОВАЯ КАТЕГОРИЯ

Нижний Новгород Издательство Нижегородского госуниверситета

2008

2

УДК 343.2; 343.9 (03) ББК Х 51 Г 71

Рецензенты: С.В. Изосимов, доктор юридических наук, профессор

Кафедра уголовного права Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского.

Горшенков, Геннадий Николаевич

Г71 Преступление как жизненный факт и правовая категория / Г.Н. Горшенков. – Нижний Новгород: Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, 2008. – 134 с.

Излагаются различные (ценностный, нормативно-правовой, криминологический) подходы к определению преступления как жизненного факта и научной категории. Дается авторская характеристика признаков преступления, при этом обращается внимание на признаки, которые на сегодня не получили достаточного освещения в литературе или оказались не замеченными исследователями. Рассматривается политический аспект криминализации деяний, роль и значение криминологии в изучении преступлений. Ряд авторских положений носит дискуссионный характер, что отвечает принципу проблемного изучения.

Издание адресовано студентам, аспирантам, соискателям, а также преподавателям, обеспечивающие изучение уголовного права и криминологии в юридических вузах.

ББК Х 51

ISBN 5-85746

@ Горшенков Г.Н., 2008

3

Содержание

Введение……………………………………………………….…. 4

1.Ценностное понятие преступления…………………………... 7

2.Нормативно-правовое определение преступления………… 22

3.Признаки преступления…………………………….…………33

Общественная опасность……………………………………...33 Противоправность………………………………………………… …41 Виновность…………………………………………………….. 41 Преступность и наказуемость……………………………………… 42

Совершенность………………………………………………. 44 Запрещенность и предусмотренность…………………… 54

4.Классификация преступлений……………………………….. 59

5.Преступление и потерпевший (жертва)…………….………. .63

6.Криминализация деяний как проявление

антикриминальной политики…………………………….….…. 68.

7. Криминологический подход к определению преступления……………………………………………………... 90

8. Проблема эффективности нормы уголовного закона.………108

Заключение……………………………………………………….131 Рекомендуемая литература………………………………………136

4

Введение

Понятие «преступление», казалось бы, легко «умещается» в правовую норму (ч. 1 ст. 14 УК РФ), которая определяет его как виновно совершенное опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом под угрозой наказания.

Все эти признаки – оценочные. Критерии оценки являются относительно условными, поэтому некоторые специалисты рассматривают преступление всего лишь как объект практики, но не научного исследования, поскольку преступление не представляет собой нечто особенное.

То, что называют преступлением, является, к сожалению, обыденным, хотя и общественно опасным, актом социального поведения. И в этом случае задача нередко усматривается в том, чтобы фактическому событию дать всего лишь юридическую оценку в соответствии с наиболее подходящей к нему уголовно-правой нормой. Но это, как правило, связано с немалыми трудностями, в качестве одной из которых можно указать моральную регуляцию. Известно, в каком сложном соотношении находятся право и мораль. Оно включает в себя четыре составляющих: единство, различие, взаимодействие и противоречия1.

Действительно, задача знания по исследованию и постижению действительного разума природы, писал Гегель, должна заключаться в исследовании и постижении не проявляющихся на поверхности образований и случайностей, а вечной гармонии, которая выступает «в качестве ее имманентного закона и сущности».2 Очень хотелось бы верить, что преступление – это всего лишь проявление на поверхности некой случайности, которую можно, если не устранить, то хотя бы «прижечь» «каленым железом» Уголовного закона. Но как ни парадоксально может кому-то показаться, рискну, однако,

1 См.: Матузов, Н.И. Право в системе социальных норм / Н.И. Матузов // Общая теория права. Курс лекций / Под общ. ред. В.К. Бабаева. – Н. Новгород, 1993. – С. 191 – 192.

2 Гегель, Г.В.Ф. Философия права. Пер. с нем.: Ред. и сост. Д.А. Керимов и Н.С. Нерсесянц / Г.В.Ф. Гегель. – М.: Мысль, 1990. – С. 47.

5

утверждать, что гармония как согласованность, стройность уклада общественной жизни невозможна без того, что мы называем преступлением.

Преступление – это не просто жизненный факт, акт поведения человека, вид социальной (криминальной) деятельности. Через множество таких актов реализуется преступность как форма жизнедеятельности общества. Исследуя преступления, мы познаем закономерности преступности, ее детерминацию, принимаем научно обоснованные решения в области управленческого воздействия на преступность, законодательной и правоприменительной практики.

В связи с этим правоведу, которому доверено принимать судьбоносные решения в отношении человека, преступившего уголовный закон, очень важно разбираться в том, что именуется научным пониманием диалектики, т. е. науки о всеобщих законах развития природы, общества, человека и мышления. Прежде всего, по этим законам возникают, функционируют, развиваются общественные отношения, в которых тесно переплетаются отношения добра и зла, извечно обреченные на несовместимость друг с другом, и в то же время – на неспособность существовать друг без друга.

Таким образом, преступление следует рассматривать не только всего лишь как объект практики, но как сложное биопсихосоциальное явление, жизненный центр которого находится в космобиопсихосоциодуховном существе (Ю.А. Харин), т. е. в человеке3.

Каждый серьезный правовед, ученый или практик, должен обладать не только экспертным уровнем правосознания, но и владеть индивидуальной методологией познания сложных вещей, с которыми он связан по роду своей профессиональной деятельности. Из этого следует очень важное положение о том, какую ответственность должен осознавать законодатель, а за ним и пра-

3 См.: Харин, Ю.А. Идеология практического гуманизма / Ю.А. Харин // Импульс. – 2004.

– 24 ноября. – N 20. Электронный ресурс: http://www.bsuir.by/online/showpage.jsp?PageID=80593&resID=101523&lang=ru&menuItemI D=108429 ·

6

воприменитель, выполняющие свою высокую миссию правоведа, в частности, принимая решение о криминализации поступка человека.

Еще на заре становления учения о преступлении, в котором получали развитие (кстати, важно подчеркнуть – в единстве) нормативный и социальный аспекты изучения, обращалось внимание на то, что великий французский философ-просветитель, политик и правовед Ш.Л. Монтескьё называл «общим духом своего народа»4. А это означает, что законодателю, иному субъекту криминализации непростительно недооценивать в своих решениях значения социальных и естественных законов, которым подчиняется поведение человека.

Сказанным выше объясняется логика и соответствующая структура авторских рассуждений о преступлении.

4 Монтескьё, Ш.Л. О духе законов. Избранные произведения. – М., 1995; цит. по: Долгова, А.И. Учения о преступности и криминология / Криминология: Учебник для вузов / Под общ. ред. А.И. Долговой. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2005. – С. 12.

7

1. ЦЕННОСТНОЕ ПОНЯТИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ

Философская категория ценности означает специфически социальные определения, в которых выражены положительные или отрицательные значения для человека, общества тех или иных объектов окружающего мира, или явлений общественной жизни и природы: доброе, злое; красивое, безобразное; опасное, безопасное и проч. Все, что окружает человека, имеет для него ценностный характер. Как верно утверждает проф. Э.А. Поздняков, «иных суждений о всякого рода явлениях и фактах, кроме оценочных, в человеческом языке не существует вообще»5.

В частности, преступление как определенный акт человеческого поведения также является категорией оценочной. Напомним, что нестареющее слово преступление образовано от устаревшего слова преступить – нарушать, выходить из пределов, законов, своих прав, власти. Преступанье, преступленье – проступок и грех; беззаконие, злодеяние; поступок, противный ну6., т.е. самовольно нарушить определенное правило, выйти за пределы закона, своих прав.

Преступанье, преступленье, наконец, современное преступление есть соответствующий акт поведения человека, в котором усматривается нарушение определенной социальной (относящейся к жизни людей и их отношениям в обществе) норме, прежде всего, норме права, морали, обычаев. Таким образом, один и тот же поведенческий акт может быть оценен неоднозначно и даже полярно в связи с существенным разбросом критериев, которые избираются для оценки поступка, определения наличия или отсутствия в нем «преступности» как определенного свойства. При этом критерии подбираются в зависимости от цели, которую ставит перед собой эксперт-законодатель,

5 Поздняков, Э.А. Философия преступления / Э.А. Поздняков. – М.: Издательскополиграфическое Предприятие «Интурреклама. Полиграф-Сервис», 2001. – С. 81.

6 Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля. Том 3. – М., 1994. – С. 306 .

8

правоприменитель, культуролог, социолог, психолог, психиатр, технолог, биолог, богослов и т. д.

Например, до 16 марта 2004 г. нарушение правил оборота наркотических средств или психотропных веществ не являлось преступлением. Но Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. № 162-ФЗ данное нарушение было отнесено к разряду общественно опасных и определено как деяние, содержащее преступность; в УК РФ была введена соответствующая статья – 2282, вступление в действие которой законодатель определил 16 марта 2004 г. Таким образом, на протяжении трех с небольшим месяцев предусмотренное законом преступление фактически таковым не являлось.

Как видим, рассматриваемое нарушение правил в разные периоды времени (до 8 декабря 2003 г., с 8 декабря 2003 г. до 16 марта 2004 г., после 16 марта 2004 г. и до сего времени) по своей сущности не претерпевало никаких изменений. Изменились лишь формальные критерии оценки не изменяющегося акта поведения человека.

По убеждению проф. Л.И. Спиридонова, преступление выступает как форма социальной жизни вне зависимости от того, будет ли она запрещена уголовным законом или нет7. Убийство останется убийством как общественно опасным поступком человека, хотя в исключительных случаях и одобряемых обществом.

Применительно к тому далекому времени, когда общественное устройство не знало ни государственности, ни права, все бесчинства следует рассматривать как «преступления не в юридическом их понимании, поскольку сама юрисдикция возникла вместе с государством, а преступления в фактическом смысле (выделено мной – авт.), то есть творимые среди населения убийства, воровство, грабежи и прочие бесчинства»8. Если, разумеется, не принимать во внимание допускаемые в обществе исключения.

7 См.: Спиридонов, Л. И. Социология уголовного права / Л.И. Спиридонов. – М., 1986. – С. 103.

8 Поздняков, Э.А. Указ. соч. – С. 337.

9

«То, что законодатель оценивает как преступление, – пишет Л.И. Спиридонов, – никак не влияет на характер запрещаемого деяния, не придает ему никаких новых свойств и потому не может сделать его ни преступным, ни непреступным …и процесс уголовно-правовой оценки есть не что иное, как определение реальной общественной опасности того или иного возможного посягательства на установленный общественный порядок»9.

Но кто и по каким критериям определяет «реальную общественную опасность», например, торговли несовершеннолетними? До 8 декабря 2003 года Уголовный кодекс РФ предусматривал ответственность и наказание за торговлю несовершеннолетними. Часть 1 ст. 152 УК РФ предусматривала наказание за куплю-продажу несовершеннолетнего либо совершение иных сделок в отношении несовершеннолетнего в форме его передачи и завладения максимальную меру наказания в виде лишения свободы сроком до пяти лет (преступление средней тяжести).

В соответствии с частью второй данной статьи предусматривались следующие деяния:

а) совершенные неоднократно; б) в отношении двух или более несовершеннолетних;

в) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

г) лицом с использованием своего служебного положения; д) с незаконным вывозом несовершеннолетнего за границу или неза-

конным возвращением его из-за границы; е) в целях вовлечения несовершеннолетнего в совершение преступле-

ния или иных антиобщественных действий, а также для совершения действий сексуального характера;

ж) в целях изъятия у несовершеннолетнего органов или тканей для трансплантации.

9 Там же. – С. 104.

10

Наказание за их совершение предусматривалось в виде лишения свободы сроком от трех до десяти лет (тяжкое преступление).

В соответствии с частью третьей данной статьи, указанные деяния в случае причинения по неосторожности смерти несовершеннолетнего или иных тяжких последствий, влекли наказание в виде лишения свободы на срок от пяти до пятнадцати лет (особо тяжкое преступление).

Но депутаты Федерального Собрания и Президент РФ решили, что большинство перечисленных деяний не представляет такой степени опасности для несовершеннолетнего гражданина России и для общества в целом, ввиду чего данная статья была исключена из УК РФ Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. N 162-ФЗ.

Таким образом, купля-продажа несовершеннолетнего была декриминализирована; торговля несовершеннолетними отныне не подлежала уголовному преследованию, кроме того случая, когда купля-продажа (торговля несовершеннолетним) совершалась в целях его эксплуатации (ч. 1 ст. 1271 УК РФ). Во всех иных целях уголовный закон не препятствует этому отнюдь не малому бизнесу.

Но какое значение имеет закон в отношении сущности данного акта поведения человека – купли-продажи детей? Как видим, запрещая, разрешая деяние, уголовный закон не придает ему никаких новых свойств и по сущности он действительно «не может сделать его ни преступным, ни непреступным». К сожалению, данного вида «среднестатистический» жизненный факт имеет место в любом случае: будет ли он или не будет полежать уголовному наказанию.

Можно говорить и о многообразии оценок общественно опасного явления, начиная с оценки самой опасности, усматриваемой субъектом оценки. Так проф. Я.И. Гилинский, отмечая неопределенность и многозначность понятия «преступление» в современной криминологии, приводит следующие обозначающие его термины: «нарушение поведенческих норм», «нарушение уголовного закона», «форма девиантного поведения», «поведение, определя-